Найти тему
Сравни

Автокондиционер: обслуживание‚ заправка и ремонт

Оглавление

Летом без кондиционера невозможно комфортно ездить на машине. Чтобы климатическая установка работала исправно‚ её нужно обслуживать. Рассказываем‚ как это правильно делать.

Из чего состоит автокондиционер

Кондиционер — это дополнительное оборудование автомобиля. Он есть практически во всех современных моделях. Система кондиционирования состоит из таких компонентов:

  • Компрессор. Главный исполнительный механизм системы. Он работает от усилия двигателя. Для передачи энергии используют ремень, который связывает шкив коленчатого вала со шкивом компрессора.
  • Конденсатор. Выглядит как радиатор системы охлаждения. В нём хладагент меняет газообразное состояние на жидкое.
  • Осушитель. Предназначен для удаления лишней влаги из системы.
  • Терморегулирующий вентиль или дроссель. Эти механизмы нужны для контроля давления в системе.
  • Испаритель. Выглядит как небольшой радиатор. Установлен рядом с радиатором отопителя. Хладагент попадает в него и испаряется, поэтому происходит поглощение тёплого воздуха, который нагнетается в салон.
  • Элементы магистрали. В системе устанавливают две магистрали — с высоким и низким давлением. По ним циркулирует хладагент.
  • Управляющая электроника. Управление кондиционером происходит через панель, которая установлена в салоне. Также в системе предусмотрены датчики и проводка.
  • Хладагент. Используют газ фреон, который циркулирует по системе. Благодаря давлению он меняет агрегатное состояние и температуру. В моделях до 1992 года использовали газ с маркировкой R-12, а затем — R134a. Сейчас заправляют фреон с маркировкой R-1234yf. Современный состав безопасен для окружающей среды.
-2

Как работает кондиционер

Когда на панели управления нажимают кнопку включения кондиционера, включается муфта компрессора, и энергия поступает к механизму от коленчатого вала. Компрессор сжимает фреон и направляет его по контуру высокого давления. Температура хладагента повышается. Затем фреон поступает в конденсатор и превращается в жидкость. После этого жидкость попадает в осушитель. Он отделяет от неё влагу и посторонние примеси.

Далее фреон проходит через терморегулирующий вентиль или дроссель. Давление снижается, и хладагент превращается в газ. Он поступает в испаритель и забирает тепло из окружающего воздуха. Вентилятор отопителя, установленный рядом с испарителем, нагнетает холодный воздух в салон. На этом этапе появляется конденсат, который через дренажи уходит наружу. Из испарителя фреон по контуру низкого давления возвращается к компрессору.

Кондиционер и климат-контроль

Многие современные автомобили оснащены климат-контролем. Это следующий этап развития системы кондиционирования. Климат-контроль предполагает наличие датчиков температуры и блока управления. На панели можно выставить нужные значения температуры воздуха, и система будет автоматически их поддерживать. То есть самостоятельно регулировать интенсивность работы кондиционера.

Заправка кондиционера

Несмотря на то, что система кондиционирования замкнутая, фреон постепенно испаряется. Поэтому кондиционер периодически нужно заправлять. Если автомобиль новый, то заправка нужна после двух-трёх лет эксплуатации. Если машина старше шести-семи лет, то заправлять кондиционер нужно ежегодно. Помимо фреона, в систему добавляют масло. Оно нужно для смазки элементов компрессора. Иначе они быстро выйдут из строя.

-3

Лучше заправлять кондиционер в автосервисе. Там используют специальное оборудование. Оно не только добавляет в систему фреон, но и проверяет её герметичность. Стоимость такой услуги в сетевом сервисе — около 4400 . Многие техцентры добавляют в фреон ультрафиолетовый краситель. Он помогает быстро найти утечки в системе — с помощью ультрафиолетовой лампы.

Для самостоятельной заправки кондиционера нужно купить манометрическую станцию со шлангами и переходниками. На маркетплейсе такой набор стоит около 1300 ₽. Также понадобится баллон с фреоном. В среднем для заправки легкового автомобиля нужно около 500–600 г хладагента. Точную информацию можно найти в инструкции по эксплуатации машины или на специальной наклейке под капотом.

-4

Баллон с 1 кг фреона стоит около 1200 ₽. Также продают наборы для заправки кондиционера за 4800 . Лучше выбирать фреоны с маслом для компрессора.

Для заправки нужно подсоединить шланги к баллону с фреоном и к магистрали низкого давления. Обычно трубка такого контура больше диаметром. Также на колпачках штуцеров могут быть обозначения H (High) и L (Low).

Перед тем как открыть колпачок, нужно протереть его чистой тряпкой, чтобы внутрь системы не попала грязь и пыль. Затем запустить двигатель и поддерживать 1500 оборотов в минуту. Проще всего для этого попросить второго человека нажать на педаль газа. Работу системы кондиционирования нужно включить в режим рециркуляции. После нужно открыть вентиль магистрали и начать подачу фреона.

Важно следить за давлением в системе с помощью манометра. Значения не должны превышать 285 кПа. Контролировать заправленный объём фреона можно с помощью весов — на них нужно поставить баллон.

Заправлять систему нужно до тех пор, пока из воздуховодов не пойдёт холодный воздух, а элементы магистрали низкого давления не станут очень холодными.

Если нет опыта, то, скорее всего, правильно заправить кондиционер с первого раза не получится. Проблема в том, что ошибки могут привести к поломкам. Например, если давление будет слишком высоким, то можно навредить компрессору.

Самостоятельную заправку нужно проводить в хорошо проветриваемом помещении или на улице. Нужно избегать вдыхания фреона, а также его попадания на открытые участки кожи и в глаза.

Обслуживание кондиционера

Компрессор кондиционера работает через ременный привод. Этот элемент нужно периодически менять. Качественные элементы служат до 100 тысяч километров. Но при плановом обслуживании нужно проверять состояние ремня. Если в системе предусмотрены ролики, то их тоже нужно проверять. Эти элементы меняют вместе с ремнём.

Конденсатор находится рядом с радиатором системы охлаждения — в передней части моторного отсека. Со временем на нём скапливаются пыль и грязь, и конденсатор начинает работать хуже. Поэтому его нужно мыть. Лучше всего это делать каждый год — вместе с мойкой радиатора. Чаще всего для этого элемент отключают от системы и демонтируют.

-5

На испарителе образуется конденсат, поэтому на поверхности скапливаются пыль и грязь. Его сложно и дорого снимать для очистки, потому что он расположен под торпедой. Проще использовать специальные пенные очистители. Они продаются в автомагазинах и на маркетплейсах. Стоят такие средства около 450 ₽. С их помощью можно очистить кондиционер самостоятельно.

-6

Для очистки испарителя нужно сделать следующее:

  • Снять салонный фильтр.
  • Запустить двигатель.
  • Включить кондиционер на полную мощность.
  • Подсоединить шланг баллона с очистителем к дренажу, который расположен под днищем автомобиля. Либо нужно подсоединить баллон к воздухозаборнику системы вентиляции (вставить шланг на 10–15 см), который находится в передней части подкапотного пространства (у стекла).
  • Распылить средство в течение 25–30 секунд (примерно ¾ баллона).
  • Заглушить двигатель.
  • Вставить шланг в воздуховоды, которые находятся на торпеде.
  • Распылять средство три-четыре секунды в каждый воздуховод, параллельно вытягивая шланг.
  • Подождать 10–15 минут.
  • Закрыть окна и запустить двигатель.
  • Включить обогрев салона, закрыть двери и подождать 10 минут.
  • Заглушить двигатель и проветрить салон в течение 10 минут.

Ещё проводят антибактериальную обработку испарителя и воздуховодов. Так можно устранить вредные микроорганизмы и неприятный запах. Для самостоятельной очистки нужны специальные средства, которые продают в автомагазинах и на маркетплейсах. Стоят такие составы (рассчитано на одно использование) 300–400 .

-7

Использовать средство нужно так:

  • Запустить двигатель.
  • Включить обогрев салона в режиме рециркуляции воздуха на минимальную температуру и максимальную мощность (кондиционер не включать).
  • Подождать 10 минут.
  • Сдвинуть переднее пассажирское сиденье назад.
  • Встряхнуть баллон.
  • Установить баллон в ноги переднего пассажира.
  • Активировать аэрозоль.
  • Закрыть двери и окна.
  • Подождать 10 минут.
  • Проветрить салон.

Профессиональную антибактериальную обработку — озонацию — проводят с помощью специального оборудования. Такая услуга стоит от 1000 в зависимости от класса автомобиля. Озон проникает не только в систему кондиционирования и отопления, но и в материалы отделки салона. Это помогает устранить неприятные запахи и бактерии. После озонации нужно поменять салонный фильтр.

Ремонт кондиционера

Чаще всего встречаются две неполадки кондиционера: выход из строя компрессора и разгерметизация системы. Неисправный компрессор проявляет себя посторонними шумами при работе. Если механизм полностью вышел из строя, то кондиционер не будет срабатывать. Компрессор демонтируют, разбирают и меняют изношенные элементы.

При разгерметизации системы ищут утечки фреона. Если в систему заправлен ультрафиолетовый краситель, то найти течь будет проще. Если его нет, то в магистраль заправляют краситель, а после этого ищут утечки с помощью ультрафиолетовой лампы. Пришедшие в негодность компоненты магистрали меняют.

Реже выходят из строя другие элементы системы и управляющая электроника. Перед ремонтом проводят диагностику, а неисправные детали меняют.

-8

Запомнить

  • Кондиционер нужно заправлять фреоном раз в два-три года, если машина новая. Если автомобиль старше шести-семи лет — то каждый год. Для этого нужно обратиться в сервис или купить специальные приспособления и фреон для самостоятельной заправки.
  • Каждый год перед летом нужно чистить испаритель с помощью специальной пены. Также можно провести антибактериальную обработку или озонацию.
  • При регламентном обслуживании нужно проверять состояние приводного ремня и роликов компрессора кондиционера. В среднем ресурс этих деталей — 100 000 км.
  • Как минимум раз в два года нужно мыть конденсатор кондиционера.
  • Если кондиционер начал работать хуже или появились посторонние шумы — нужно обратиться в сервис.

Стоимость расходных материалов указана на апрель 2024 года. При написании статьи мы не сотрудничали с продавцами оборудования.

Читайте также:

Подпишитесь на наш канал, если статья была полезной