Найти тему
BabakinKnives

Японские ножи: краткая история и особенности

Добрый Всем, кто меня читает!

Решил сегодня закинуть историю японских ножей: в чем их фишка, почему они такие, какие есть, и что интересного могут показать наши друзья из страны восходящего солнца. Если статья зайдет - напишу продолжение.

Вообще, японские ножи - уникальный феномен. У всех стран есть свои интересные формы, но Япония в этом деле пошла дальше всех, и создала целый отдельный мир. Но как это произошло?

Чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно уйти в прошлое, более 200 лет назад.

Все началось в период Эдо, Сакоку (с 1603 по 1868 год), когда Япония решила себя изолировать от большей части мира. В Японию иностранцам практически полностью запрещалось въезжать, а самим японцам, за редким исключением, выезжать. Сделано это было по нескольким причинам: экономическим, политическим и духовным. Экономические: японцы боялись, что иностранные товары заполонят их внутренний рынок, политические: влияния иностранных денег и войск, которые угрожали правящим классам, ну и влияние христианства и западной культуры тоже резало, как серпом по яйцам.

Поэтому местные власти такие:

И были таковы. А теперь представьте себе, если целую страну закрыть на 200+ лет? Получится интересное брожение и развитие уникальных фишек во всем.

Итак, почти за три века в Японии сформировалась своя ножевая культура, свои способы обработки стали и формы ножей, а также отношение к ним.

Начнем со стали. С металлами в Японии всегда была беда, а запрет на ввоз из других стран этому точно не помогало. Настолько беда, что даже гвоздь был непозволительной роскошью, отчего они выкручивались как могли. Дома и замки, к примеру, строили без единого гвоздя или скобы, методом Кигуми

-2

Если посмотреть на сложность таких конструкций, то можно предположить, что японцы были живыми фрезерными станками средневековья. Но из чего делали тогда ножи?

Секрета тут нет: ножи делали из говна. Любая сталь шла на это дело, про качество даже никто и не думал: работай с тем, что дают. Ещё сильно усложняло ситуацию бесконечные войны, и вся сталь уходила туда. Но японцы не были бы японцами, если бы не придумали и тут интересные выходы.

К прмиеру, японцы были первыми, кто придумал зонную закалку, или Хамон (не путать со свининой).

Хамон — видимая линия зонной закалки. Является одной из методик термообработки, позволяющих добиться разных характеристик для разных частей изделия. На изделиях применением зонной закалки стремятся получить высокую твёрдость в зоне режущей кромки и лучшую прочность и ударную вязкость при умеренной твёрдости в остальном клинке.

-3

Моя другая работа, где я применил данную технологию

Если говорить проще: режущая кромка очень твёрдая, что даёт ей хорошие режущие свойства, а все, что выше линии хамона - сильно мягче, что прибавляет прочности на излом при рубящих ударах. Технологию придумали ещё в средневековой Японии, делали такую хитрую закалку на мечах (оно и понятно: катана тонкая, узкая, и если будет полностью твёрдой - от первого же удара сломается, поэтому придумали такую хитрость, чтобы катана жила дольше).

Вообще, зонная закалка применяется и по сей день и считается самым лучшим способом термообработки ножей, но достаточно дорогой. И спасибо японцам, что придумали такое.

Но это не закрывало вопрос полностью. Отвратная сталь, даже при самой умелой термообработке, все равно будет ломучей и вызывать отвращение у настоящего любителя кошко-жены

-4

И тогда японские умы пришли к такому выводу: смешивать разные типы стали, что получить приемлемый клинок. И назвали они это Сан Мэй или Ламинат. Т.е. логика такая: если взять твердую, но очень хрупкую (и относительно ценную) сталь, в ее сердцевину засунуть мягкую говносталь, то такой нож будет уже не полным отстоем. Это как взять сосиску, засунуть в дешевую булку, залить дешевым кетчупом, и получить в итоге вкусный хот-дог.

-5

Сверху приведены все виды Ламинатов.

И тут пошло дело в гору. Вообще, подобная идея пришла и западным ножеделам в форме дамаска, но технологии очень разные, и японцы придумали свой уникальный материал.

Теперь перейдем к уникальной геометрии клинков. Вот как выглядит спуск обычного ножа:

-6

Это спуск здорового православного человека, который понятен и принят большинством стран, культур и традиций.

А вот японский

-7

Односторонний спуск, или "стамесочный". Ну, т.е. никто кроме японцев такие ножи не делал (исключение: инструменты по дереву), а японцы такие:

-8

И почти все их традиционные ножи с такими спусками. Почему? Есть несколько причин: такие ножи будут острее дольше, их проще заточить и меньше рисков испортить клинок при изготовлении. Нож в Японии того времени - драгоценный инструмент, который передавали поколениями, кузнец клеймил на нем свое имя, поэтому он должен быть максимально острым долго, точиться легко на камне, чтобы точно не испортить изделие.

А точат такие ножи примерно так:

-9

Это - японские водные камни, тоже особенная выдумка японцев, и точат нож прямо по спуску. И когда у тебя один спуск - это становится в разы проще, и шанс испортить минимален.

И, последнее, рукояти ножей. В Японии они тоже особенные.

-10

Выглядят они так:

-11

Вообще, если сравнивать с европейскими ножами, то разница значительная:

-12

Но почему японские рукояти такие необычные? Все просто: чтобы легко было заменить на новую. Европейские ножи, да и в целом по миру делались, чтобы человеку было удобно держать, а в Японии рукоять не играла особой ценности, и если нож спустя время портился, то рукоять снимали, клинок чистили, точили и полировали, а потом всаживали в новую рукоять. И такой формы рукояти легко сделать, легко заменить и не требовали особых умений. Т.е. даже простой рукастый мужик мог такое изготовить. Клинок - настоящая ценность, а рукоять - расходник. Также, это позволяло экономить на материал: у японских ножей очень тоненький хвостовик, и такая рукоять делало нож ухватистым и относительно удобным.

А на этом пока все! Всем острых ощущений и хорошего настроения

https://t.me/KovchegArt