Представьте, вы отправляетесь в длительное путешествие на автомобиле. За окном мелькают живописные пейзажи, а в салоне играет любимая музыка. Всё располагает к отдыху и релаксации, вот только не получается расслабиться из-за необходимости постоянно давить на педаль газа. Как быть? На помощь приходит круиз-контроль - электронная система, призванная сделать дальние поездки максимально комфортными и безопасными.
Что же такое – круиз-контроль?
Если кратко, то это система для автоматического поддержания выбранной вами скорости движения. После активации вы можете полностью убрать ногу с педали газа – теперь регулировку подачи топлива берёт на себя электроника. Машина будет ехать ровно так быстро, как вы настроили, независимо от рельефа дороги.
Удивительно, но столь простая идея пришла в голову ослепшему в детстве инженеру Ральфу Титору. В 1940-х годах он страшно раздражался из-за манеры езды своего водителя: тот то газовал, то резко притормаживал. Титор придумал, как сделать движение более плавным, и запатентовал первый в истории круиз-контроль. Уже в 1958 году его "автопилот" появился на роскошном Chrysler Imperial.
Сегодня эта система стала столь же привычной для автомобилистов, как фары или стеклоочистители. Причина популярности проста – круиз-контроль делает дальние путешествия на машине поистине комфортными и безопасными. Вот его главные плюсы:
- Снижение усталости водителя. Нет необходимости упираться ногой в педаль часами напролёт – просто включил систему и расслабился.
- Уменьшение стресса во время поездки. Роботы никогда не нервничают, в отличие от людей!
- Помощь в соблюдении скоростного режима. Меньше штрафов за превышение!
- Экономия топлива до 10%. Плавное движение с постоянной скоростью снижает расход бензина.
Как работает
Принцип работы круиз-контроля элементарен. В момент активации система запоминает положение педали газа и скорость автомобиля. После этого при любых изменениях скорости (например, на подъёме или спуске) электроника пытается стабилизировать её, увеличивая или уменьшая подачу топлива.
Использовать такую функцию очень просто. Обычно для этого на руле предусмотрены специальные кнопки. Нажимаете на "On" – круиз включён. Разгоняетесь до желаемой скорости и фиксируете её кнопкой "Set". После этого убираете ногу с педали, а управление скоростью полностью ложится на железного помощника.
Большинство систем работает при скорости свыше 40 км/ч. Если понадобится ускориться, просто топните по газу – круиз-контроль запомнит превышение скорости и плавно вернётся к заданному режиму после отпускания педали. При нажатии на тормоз система отключается автоматически ради вашей безопасности. Но возобновить её работу не составит труда – достаточно задействовать кнопку "Resume" (Возобновить).
Хотите, чтобы электроника ещё и сама придерживалась дистанции до впередиидущих автомобилей? Никаких проблем – для этого существуют продвинутые системы адаптивного круиз-контроля. При помощи радаров и камер они контролируют ситуацию на дороге и подстраиваются под скорость окружающего трафика. Разумеется, такие возможности требуют совершенно иного уровня компьютерного "интеллекта".
Когда лучше не использовать круиз-контроль
Понятно, что даже самые навороченные электронные системы не могут полностью заменить живого водителя. В сложных дорожных условиях вся ответственность неизбежно ложится на ваши плечи. Поэтому важно чётко представлять, когда использовать круиз-контроль небезопасно.
Вот основные ограничения:
1. Непогода. Дождь, снегопад, гололёд и прочие осадки резко ухудшают сцепление шин с дорогой. В этом случае круиз-контроль может попросту не среагировать вовремя на изменение скорости.
2. Плохая видимость. Ночная дорога, густой туман, снежная замять – в таких условиях полагаться на автоматику было бы верхом безрассудства. Камеры и датчики, установленные на автомобиле, "ослепнут", что чревато трагическими последствиями.
3. Третье правило осторожности – не доверяйте свою жизнь технике там, где трафик совершенно непредсказуем. Иначе говоря, в городской среде, на перекрёстках и в местах ремонта дорог использовать круиз-контроль строго не рекомендуется. Никакой робот не способен в доли секунды просчитать все возможные варианты и принять верное решение.
В завершение хочется подчеркнуть ещё один важный момент. Даже самая совершенная система круиз-контроля не отменяет необходимости быть предельно собранным и сконцентрированным за рулём. Главное преимущество автоматики – она снижает вашу физическую нагрузку, но ни в коем случае не умственную!
Поэтому во время движения с активным круиз-контролем старайтесь не рассеивать внимание. Не отвлекайтесь на смартфон, не пейте горячие напитки и не вступайте в слишком оживлённые беседы с пассажирами. Помните: любая техника может дать сбой в самый неподходящий момент. И тогда именно от вашей реакции будет зависеть очень многое.
В целом же круиз-контроль – это поистине революционное изобретение, которое сделало долгие автомобильные путешествия гораздо комфортнее и безопаснее. Он заметно снижает нагрузку на тело и дух человека за рулём, позволяя наслаждаться самим процессом езды. Вам остаётся только расслабиться и получать удовольствие от поездки!
Друзья, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые полезные советы для автолюбителей!