Российский интернет после блокировок: новые лидеры, старые предпочтения.
После блокировки в России социальных сетей Instagram и Facebook* российские интернет-пользователи переключились на использование мессенджера Telegram и отечественной соцсети ВКонтакте. Об этом свидетельствуют данные операторов связи «большой четверки» и представителей ряда онлайн-платформ, озвученные на XV Международной конференции TransNet.
По словам генерального директора Piter-IX Николая Метлюка, после блокировки зарубежных сервисов трафик перетек преимущественно в Telegram. Часть трафика шла через инструменты обхода блокировок, но точно оценить эту долю невозможно. Директор департамента МТС Ольга Макарова подтвердила, что трафик запрещенных соцсетей упал в разы, а нагрузка перераспределилась в Telegram.
В целом интернет-трафик в России в 2023 году вырос на 20-25% по сравнению с предыдущим годом. По официальной статистике Минцифры, объем российского интернет-трафика в 2022 г. составлял почти 124 эксабайта. При этом на восточное направление в 2023 году приходился лишь 1% объема, остальные 99% — на западное. Коммерческий директор Arelion Илья Булаев предположил, что такая ситуация вряд ли кардинально изменится в ближайшее время.
Андрей Горбунов из «Эр-телеком холдинга» согласился, что трафик перераспределился не на восток, а внутрь страны — в Telegram и ВКонтакте. Представитель последней Елена Якупова уточнила, что у компании был зафиксирован рост трафика на 65% в 2023 году. При этом потребление азиатского контента заметно лишь в регионах Дальнего Востока и Сибири, где проживает около 17% населения России.
По данным операторов, в 2023 году трафик российских пользователей в Telegram вырос на десятки процентов в годовом выражении. Так, в сети «Мегафона» трафик с января по сентябрь 2023 г. рос на 80% год к году, в сети Tele2 — почти на 100%. Представитель «Билайна» сообщал, что трафик в Telegram за этот период увеличился в 1,5 раза. В сети МТС трафик Telegram вырос на 35%. Абсолютные цифры операторы не раскрывали.
На тот момент на социальные сети и мессенджеры в сетях операторов приходилось порядка 40% трафика. Второе место занимали онлайн-кинотеатры (20%), а третье — СМИ и новостные сервисы (13%).
Эксперты отмечают, что Telegram-каналы фактически заменили традиционные СМИ, став одним из самых быстрых и разнообразных источников информации. При этом увеличилась и доля мультимедийного контента в каналах, что привело к дополнительному росту нагрузки.
В «Яндексе» зафиксировали органический рост трафика более чем на 20% в годовом выражении. При этом представитель компании обратил внимание на инфраструктурные ограничения, из-за которых операторы не всегда успевают наращивать мощности.
Представители операторов считают, что значительного перераспределения трафика на восток не произойдет, пока потребительские предпочтения россиян не сместятся в сторону азиатского контента. Сейчас основной объем зарубежного трафика по-прежнему приходится на Европу.