Белые камни и чёрные доски Владимирской Руси.
Не сохранилось ни одного деревянного храма домонгольской эпохи на Русской земле. То и понятно. Если удалось спастись от огня, то от воды им было никуда не деться. То, что не сгорело, было обречено истлеть.
Другая история с иконами. Будучи очень почитаемыми святынями, они тщательно хранились и некоторые являются ровесницами сохранившихся древних каменных храмов.
Одной из таких икон является самая древняя русская датированная икона - Боголюбская.
В самом названии иконы заключена её чудесная история.
В 1155 году из Киева в Ростов отправляется сын Юрия Долгорукого Андрей. Но по дороге он решает заехать в незнаменитый на то время град Владимир, где проходило его детство и располагался двор его отца. Немного отдохнув с дороги, он едет за город, чтобы в ночной тишине, среди полей поразмыслить о том, как обустроить землю сию.
Достигнув берега реки, он, спешившись с коня и, ведя его под узцы, медлено идёт в темноте.
Внезапно перед князем возникает столп яркого света и среди него он видит саму Божию Матерь, воздевающую руки к небу и просящую Господа благословить это место и народ сей. В благоговейном трепете князь падает на колени и всем сердцем горячо молится, испытывая дивный покой и радость, о том, что Богородица ходатайствует за него перед Богом.
И место это названо было Боголюбово, от того, что Богородица возлюбила его. А само видение было запечатлено на иконе, которую стали называть Боголюбская.
Князь же на этом месте строит храм Рождества Богородицы и тут же свои палаты, понимая, что нет места лучше для жизни, чем то, где стояла перед ним Пресвятая Богородица.
А невдалеке, на виду из окна своего терема князь построил другой храм и посвятил празднику Покрова, как указание на то, что от этого места распростёрла Божия Матерь свой Покров над землёй русской.
И много других храмов строил князь из белого камня, как самого ценного материалла, чтобы выразить благодарность Богу и Царице Небесной за великие благодеяния.
И стоят многие храмы поныне, свидетельствуя об искренней вере и благочестии народа и князя.
А иконы, за многие столетия теряли свой первоначальный цвет. И стало казаться людям, что писать чёрные фигуры святых с едва различимыми ликами- это знак истинного благочестия. Но вот расчистили одну, другую старинную икону и заиграли они такими чудными переливами красок, что вдруг буд-то пласт столетий расступился и увидели люди, как в ослепительно белых храмах, стоят доски в рост человека с фигурами святых в ризах светлых, праздничных, готовых прийти на пир Господень.
Боголюбская икона-этот залог любви к нашей земли Божией Матери, совсем чуть не погиб. Но спасён был, может быть, за молитвы какого-нибудь безвестного последнего, где-то скрывающегося во Владимирских лесах праведника.
И сейчас каждый может увидеть своими глазами, которые Господь по слову псалмопевца "да отвратит, еже не видети суеты" и направит на зрение истинной красоты, этот преисполненный скорби за ожесточение сердец наших и в то же время светящийся любовью пречистый и пресветлый лик Богородицы и Приснодевы Марии.