Искусство парфюмерии и косметики было
известно людям с древнейших времен.
Человечество еще но знало, что такое хлеб, а уже широко применяло благовония и средства для украшения кожи и волос. И, конечно, в разные времена форма и средства применения были различными, взгляды па «красоту» менялись.
В древнейшие времена и частично в средние века большинство душистых веществ, источники их получения и свойства описывались довольно
примитивно. Объясняется это в основном тремя причинами: во-первых,
коммерческой, во-вторых, влиянием религии и, в-третьих, слабостью науки
вообще в древние и средние века. Торговля «ароматами» находилась в руках арабов. Большие
количества их они привозили через Индийский океан с островов Цейлон,
Суматры и Малаккского полуострова. Эти вещества главным образом включали
корицу, алоэ, сандал, бензойную смолу, камфару, герань, мускатный орех,
ладанник, серую амбру, мускус, цибет. Кроме этих веществ, арабы
торговали ладаном, миррой, «ароматическим тростником», нардом,
опопанаксом, меккским бальзамом и другими продуктами, перевозя их
караванными путями в
Египет.
Торговля такими веществами индийского происхождения была одним
из источников богатства и могущества Вавилона, расположенного как на
морских путях, ведущих к Персидскому заливу и к Евфрату, так и на
караванных путях, пересекающих пустыню. В апокалипсисе перечисляются
продававшиеся тогда товары: «изделия из золота и серебра, драгоценные
камни, жемчуг, тонкие льняные ткани, пурпур, шелк, шарлаховая краска,
благоухающее дерево, вазы из слоновой кости, медь, железо, мрамор,
корица, ароматы, духи, ладан, вино, масло, хлеб».
Главная и самая характерная особенность парфюмерии
— это ее
запахи; от качества запаха зависит и ценность изделия.
Ощущение и воздействие запахов па организм совершаются с
помощью органов обоняния. Обоняние связывает человека с внешним
миром.
Органолептика
— определение свойств материалов и продуктов с помощью
органов чувств.
Запахи окружают пас всюду, они многими нитями органически
вплетаются в ткань нашего быта, они исходят из нашего окружения, нашей обстановки, одежды.
Обонятельные ощущения наравне со слуховыми и зрительными
играют огромную роль в жизни человека. Они были главными для него в первобытные времена, когда служили одним из основных средств поиска и выбора пищи и помогали в борьбе с врагом, по значительно изменились
по мере эволюции человека и стали также средством эмоционального
воздействия.
Запахи стоят на страже здоровья, делают нашу пищу приятной и
предупреждают возможность приема испорченной пищи или дыхания
испорченным воздухом.
Особенно важно воздействие запахов па органы внутренней секреции
(например, па пищеварительные железы).
Вкусы в отношении запахов чрезвычайно разнообразны, но в
некоторой степени могут быть обобщены: одни предпочитают сильные и резкие запахи, другие
— топкие, сладковатые, нежные и свежие цветочные
запахи й т. д.
Запахи различных веществ для пас далеко не равноценны: одни
неприятны, другие, наоборот, доставляют нам удовольствие.
Вообще запахи можно разделить на три условные группы: приятные,
неприятные и безразличные. Приятный запах — это тот, который мы хотели бы ощущать возможно дольше, который доставляет пам удовольствие.
Но есть много запахов, приятных одним и неприятных другим. Нередко
одни очень любят запах дегтя, другие
— камфары или лука, чеснока,
гнилостный запах в «анчоусе» и сырах (швейцарском, рокфоре и др.), запах
сероводорода в капусте и т. д. Однако тот же запах сыров, если он исходит
от других продуктов, в иной комбинации считается уже неприятным.
Запах мускуса кажется неприятным, но некоторые народы считают его
приятным или во всяком случае не неприятным. С другой стороны,
многие не переносят запаха роз.
У женщин, например, в период беременности некоторые привычные
запахи могут вызвать тошноту или рвоту. Даже самый приятный запах
может стать неприятным, если он связан с каким-нибудь моментом
прошлого.
У каждого народа в разные времена вырабатывался вкус к
определенным запахам и вкус этот проявляется настолько ярко, что мы вправе
говорить о существовании отличительных черт в парфюмерии различных
стран.
Возьмем для примера индийские, итальянские, немецкие, французские,
английские, мексиканские духи: индийские или так называемые
восточные духи - экзотичны, полны солнца и зноя;
итальянские-темпераментны и светлы;
немецкие - строги и суховаты;
французские - игривы
и чувственны;
английские - сухи и чопорны;
мексиканские - пряны
и ярки.
Собственно парфюмерия в буквальном понимании
— это средства
для ароматизации воздуха путем дымления (в древности
— сжигание
душистых веществ в специальных чашечках с раскаленным углом).
Распространение душистых веществ путем дымления начали
применять еще в глубокой древности
— во времена поклонения пещерных людей огню и дыму. Огонь защищал
от холода, дым
— от комаров и
гнуса. Если от одежды пахло
дымом, зверь по нападал. Дым, как и
огопь, обладает великой силой,
а потому с ним надо дружить, ого
нужно ублажать
— и для этого в
огонь бросали благовонные смолы
и жертвенное мясо.
С этим обычаем в последствии непосредственно было
связано сжигание душистых веществ в магических
целях (богослужение, «изгнание бесов», освящение, кадо-
иио ладаном в церквах, ношение ладанок и т. и.).
Слово Parfumerie происходит от французского
fumor (дымить, испарять, курить) пли итальянского
profumo или perfumo (для воскурения). Видимо, слово
«парфюмерия» скорее итальянского происхождения,
так как сама парфюмерия перешла во Францию из
Италии, откуда и было заимствовано это название.
Современная парфюмерия включает огромный ассортимент изделий различного назначения и различных видов: жидкие,
твердые и порошкообразные.