Один из наиболее чувственных и изысканных жанров, которым Глинка безупречно владел — это романс. В этой статье мы рассмотрим несколько его романсов, откроем их музыкальные тайны, узнаем о том, каким образом Глинка умудрялся передать в нотах такие разные и сильные эмоции.
Рассмотрим самые известные романсы Михаила Ивановича Глинки: «Жаворонок», «Попутная песня» и «Признание».
Первые два романса состоят в одном цикле, он называется «Прощание с Петербургом». Цикл написан на слова Нестора Кукольника, друга Глинки. Во всех этих вокальных произведениях преобладает настроение, которое испытывает человек, покидающий родной дом, предвкушающий долгую и интересную дорогу.
Самые популярные романсы из этого цикла — «Жаворонок» и «Попутная песня» — стали любимы и известны почти сразу после написания.
Романс «Жаворонок»
Романс можно сравнить с русской протяжной песней: тянется плавная мелодия без скачков. Фактура романса (то, что играет фортепиано) воздушная, ничем не утяжеленная: в партии фортепиано постоянно звучат октавы, это широкий интервал, который облегчает аккомпанемент. Он дает плавно и спокойно разливаться мелодии.
В этом романсе два куплета, они поются на одну и ту же музыку. Трели жаворонка (используется высокий регистр) обрамляют романс, появляются перед вокальной частью и после нее.
Мелодия устроена очень интересно, она словно кружева вьется вокруг ноты ми — опорного тона этого романса. В вокальной партии есть повторы именно первой интонации (на словах «между небом и землёй», «неисходною струей», «не видать певца», «над подруженькой»).
И только в один момент эта интонация расширяется, вместо ноты ми звучит нота фа, это самая высокая нота романса, его кульминация. В обоих куплетах именно в этот момент звучат самые главные слова: «где поёт так громко», «песнь надежды сладкой».
Еще одна интересная особенность, на которую стоит обратить внимание — то, как заканчиваются куплеты. Последняя строчка повторяется дважды, но повтор во второй раз не точный, а немного измененный: ритм ускоряется, фраза звучит трепетно, взволнованно, как будто это произносит человек, неровно дыша (на словах «жаворонок звонкий»).
Романс «Попутная песня»
Другой романс из цикла «Прощание с Петербургом» — это отражение реакции Глинки на открытие первой в России железной дороги, соединяющей Петербург, Царское село и Павловск. Это произведение передает кипящие, бурлящие эмоции, скорость, всеобщую радость и ликование. У композитора очень четко и удачно получилось запечатлеть конкретный момент в музыке.
В «Попутной песне» есть две части. Первая очень быстрая, летящая, словно проезжающий поезд. Сначала мелодия, которую поет вокалист, дублируется и у фортепиано, что создает технические трудности пианисту и солисту, ведь очень тяжело сделать это синхронно в быстром темпе!
Во всей первой части бас у фортепиано легкий, отрывистый — этим композитор передает стремление, придает мелодии ускорение. Вокальная партия почти вся состоит из одинаковых длительностей (восьмых), каждому слогу соответствует отдельная нота, и всё это воспринимается как очень длинная скороговорка.
Эта быстрая речь — изображение разговоров, споров и ликования людей на станции. Интересная особенность: на протяжении всей песни в аккомпанементе всегда сохраняется ровная пульсация, как бы имитация равномерного, четкого стука колес паровоза.
Вторая часть очень контрастна: она в миноре, ее характер плавный и спокойный. Мелодия превращается из скороговорки в широкую линию, появляются распевы. («нет», «тайная дума»), сильно увеличился диапазон фразы, появились внутрислоговые распевы.
В этот момент слушатель словно ощущает себя в поезде, как будто он едет и что-то вспоминает. Четкий, упругий бас постоянно напоминает о том, что колеса стучат, поезд едет; сохраняется размеренная пульсация.
Затем вновь повторяется первая часть, возвращая слушателя в живое, энергичное настроение.
Именно этими средствами Глинке так удачно удалось создать живую картину, передать движение и стремление.
Романс «Признание»
Не менее популярный романс М. И. Глинки. В произведении используется текст стихотворения А. С. Пушкина «Признание». Но композитор взял только восемь строк стихотворения из сорока, так что романс получился миниатюрным и ёмким. В нотной записи он занимает всего одну страницу. Хоть речь в произведении и идет о серьезных чувствах, складывается ощущение мягкой лирики и немного прослеживается шутливость. У композитора получилось передать не страсть и огненную любовь, а искреннюю, чистую, прекрасную влюбленность.
В этом романсе есть черты вальса: он написан в трёхдольном размере (3/4), в партии фортепиано есть вальсовая фактура (бас + два аккорда). Мелодия разворачивается плавно и постепенно, качаясь, иногда только прорываясь вверх скачком на самых важных и эмоциональных словах («бешусь», «зеваю»).
Кульминация романса — впервые появившийся широкий, октавный скачок и последующее нисходящее движение. Именно в этот момент слушатель ощущает нежность и трогательную учтивость. Особенно удачно получилось обращение «мой ангел»: словно застрявшая нота ре передает волнение, с которым этот текст произносится. Робость и переживания мешают четко изложить мысли, поэтому появляется неловкость, что Глинка замечательно наглядно передал повторением одной ноты.
Вся мелодия в целом придает романсу трепет и волнение, а вальсовый аккомпанемент добавляет кружения: примерно так чувствует себя влюбленный человек.
Есть одна интересная особенность, у Пушкина написано так: «хоть это труд и стыд напрасный». Глинка же в романсе заменил слово «стыд» на «стон». Скорее всего, это было сделано для лучшей вокализации — гласная «о» распевается удобнее. Композитору это выгодно, и у него получилось сделать так, чтобы ни смысл, ни музыкальная ткань не пострадали.
Таким образом, в романсах Глинки ярко проявляется не только его музыкальное мастерство, но и глубокое понимание человеческих чувств и эмоций. Каждый романс — это уникальное произведение, способное тронуть любого слушателя до глубины души.
Российская фортепианная фабрика «Михаил Глинка», взявшая в качестве названия имя великого русского композитора, выпускает серию одноименных пианино и роялей высочайшего качества. Компания ставит целью внести свою лепту в возрождение и развитие отечественного фортепианного производства, а также дать старт новому витку российской исполнительской культуры