Мы узнаем, что у нашего ребенка (подростка) двойка! Возможно очередная двойка! А для кого-то и тройка уже кошмар!
Что делать?
Начнем с того, что это известие не должно застать нас врасплох. Если двойка ворвалась в нашу жизнь совершенно неожиданно, то совладать со своим состоянием будет не просто. Захочется сразу кричать, а рука возможно и потянется за предметами, похожими на ремень. Поэтому отметки ребенка стоит смотреть в определенное время, о чем необходимо договориться с нашим ребенком. Это может быть 1-2 раза в неделю. Вместе с ребенком устанавливаем время и место подведения итогов. Прекрасно, если наш ребенок будет сам рассказывать о своих успехах и неудачах.
1. Констатация факта получения двойки.
Принимаем факт получения неудовлетворительной отметки как то, что уже случилось. В этот момент главное эмоциональность свести к минимуму. Радоваться нечему, но и впадать в унынье или в гнев нет причин. Мы начинаем деловой разговор: какого числа, по какому предмету, за какой вид работы. Спокойно, четко, но с интересом.
2. Следующий этап должен быть анализ причин, но его можно пропустить! Пропускать не стоит, только если есть объективная причина, которая лежит на поверхности: много болел, уезжал на соревнование, выступление, проспали всей семьей в школу, всей семьей играли в танчики и забыли про домашние задания…
Почему в других случаях стоит пропустить анализ причин? Часто поиск причин превращается в поиск виноватого. Вопрос «Почему?» сразу активизирует защитную реакцию, а значит поиск другого, другого виноватого: учитель был несправедлив, одноклассник помешал, голова заболела, случай вмешался (тетрадь сначала забыл, а потом потерял; ручку украли, звонка не услышал…). Может быть банальное «не помню». Даже если ребенок признался в своей виновности (я лентяй, очень глуп и совсем неблагодарный), это не будет работать на успех. В конце концов в глубине души мы знаем, что виноваты мы, родители. Поэтому тему вины не трогаем, а переходим сразу к 3 пункту. Анализировать будем позднее.
3. Задаем важнейший вопрос: «Что ты будешь делать?».
Этот вопрос про будущее. Нам важно изменить действия, избежать повторения. Обсуждая и рассуждая о том, что делать, можно выявить реальные причины неуспеха. Планирование предполагает конкретику: что, когда, зачем? План дальнейших действия необходимо зафиксировать. Например, оформить в виде договора.
Не стоит планировать такое действие, как подойти к учителю и узнать о том, как можно исправить. Двойка стоит – это факт.
Важно отметить, что двойка - констатация того, что часть учебного материала не усвоена. Это не характеристика личности, способностей, ума. Нужно ликвидировать незнание, об этом говорит наличие двойки. Поэтому стоит договориться о том, что стоит еще раз сделать самостоятельную работу, выучить параграф, написать сочинение, но не для того, чтобы исправить двойку. Это нужно, чтобы компенсировать нехватку знаний. Ребенок должен понимать, что нас интересует не сама двойка, а ее содержание (отсутствие некоторых знаний).
Этот этап заканчивается вопросом: «Какая помощь тебе нужна?»
4. Помощь и контроль.
Важно, чтобы план, который вы разработали, был осуществлен. Если все закончится нашими разговорами, двойка снова навестит дневник нашего ребенка (подростка). Мы интересуемся ходом выполнения плана, при необходимости корректируем, помогаем ликвидировать незнание. Важно проявить настоящий искренний интерес. Если это мы будем делать как тяжелую обязанность, план будет провален.
5. Думаем о причинах.
И все-таки стоит понять, почему двойка, особенно, если она не одна. Ищем причину с разных сторон. Смотрим, наблюдаем, разговариваем с ребенком. Общаемся с учителями. Анализируем свое поведение. Важно понять, почему ребенок получил двойку, потому что не хочет или не может? А еще важно поразмышлять как семейная среда влияет на учебу?
Точно не работает подкуп: не будешь получать двойки – заплачу или подарю телефон.
Не работают наши эмоциональные разговоры про совесть, неблагодарность и лень. Чаще всего для нас, родителей, такие разговоры по поводу двойки – это возможность излить накопившуюся раздражительность на нашу жизнь. А ребенок с двойкой - это триггер, но не причина.
Двойка - это знак. Знак того, что наш ребенок (подросток) что-то не может, не хочет, или мы не можем или не хотим. Крики и ругань только усугубляют ситуацию, поэтому констатируем, планируем, помогаем!