Найти тему
О Москве нескучно

Как самая зелёная улица Москвы превратилась в бездушную бетонную магистраль

Оглавление

Где находится эта улица? Что располагалось на её месте раньше? Почему на протяжении более ста лет она была одной из самых зелёных в Москве? Какие знаменитые люди тут проживали? Когда и почему облик дороги стал меняться? А также - как улица выглядела в советское время? Куда с неё исчезли все деревья? И почему современные зелёные насаждения здесь выглядят не очень красиво? Об этом и не только расскажу сегодня.

Уютно, зелено и тихо

Героиню сегодняшней статьи можно назвать одним из самых незаметных участков Садового кольца. Её многие не замечают. Казалось бы: только вы из автомобильного тоннеля под Триумфальной площадью выехали, преодолели небольшой участок дороги, и вот она - высотка на Баррикадной. Однако двигались вы всё время по отдельной улице - Садовой-Кудринской. Её длина не так уж и мала. Около 850 метров. Начинается она от Кудринской площади, а заканчивается Малой Бронной улицей. Там дорога превращается в Большую Садовую.

Садовая-Кудринская улица на карте современной Москвы. Яндекс.Карты.
Садовая-Кудринская улица на карте современной Москвы. Яндекс.Карты.

В наше время это огромная 10-полосная магистраль. Но так было не всегда. Расширять Садовую-Кудринскую начали в 1930-х годах. Однако к этому мы ещё вернёмся. Пока давайте немного узнаем историю этих мест. Вплоть до конца 18 века здесь пролегала линия Земляного вала. Это городские оборонительные укрепления. За ней (современная нечётная сторона) располагались пахотные земли, а также огороды ямщиков, которые жили рядом, в Тверской ямской слободе. На противоположной стороне стояли дворы знатных людей. Так в 17 веке тут находились владения Никиты Ивановича Романова. Это двоюродный брат царя Михаила Фёдоровича. Кроме того, здесь были Патриаршие пруды, которые тогда именовались Козьими болотами. Версий, почему так, много. Однако ни одну из них историки полностью не признают.

Ближе к середине 18 столетия бывшие ямские огороды перешли во владения знатных людей. Они здесь обустроили свои дворы. Например, местные земли принадлежали Урусовым, Апраксиным, Шаховским и др. Уже в конце века Земляной вал полностью утратил свою оборонительную функцию. Поэтому его решили убрать, а на месте бывших укреплений проложить улицу. Вплоть до 1812 года практически вся застройка здесь была деревянной. Любопытно, что во время пожара она почти не пострадала. Из-за этого каменные здания появлялись тут довольно медленно. Процесс завершился только во второй половине 19 века.

От зелёного оазиса до каменной пустыни

В 1820-х годах здесь наконец-то полностью обустроили улицу. Зелени было невероятно много. Поскольку дома являлись малоэтажными и в целом небольшими, то иногда полностью скрывались за огромными деревьями. В отличие от многих других московских мест, тут вплоть до конца 19 века жили преимущественно дворяне. Чиновников и купцов было довольно мало. Однако уже в начале следующего столетия всё стало меняться. Кстати, здесь на протяжении 4 лет (с 1886 по 1890) жил А.П. Чехов. Он снимал особняк, который сегодня имеет №6. К писателю постоянно ходили сливки московской интеллигенции. Да и сам он тут весьма плодотворно провёл время. Написал несколько произведений. Например, "Степь", "Скучную историю" и пьесу "Иванов".

Среди других известных обитателей Садовой-Кудринской можно отметить художника Василия Поленова. Он жил в особняке, который располагался немного в глубине за нынешним домом №7. Кстати, вторую часть названия улица получила благодаря селу Кудрину. Оно располагалось в районе современной Кудринской площади. К сожалению, историки пока так и не смогли установить, откуда взялось это наименование. Ну а первая часть отсылает к Садовому кольцу. Здесь в те времена и правда было много палисадников и садов. Судя по картам, улица никогда не имела других названий. Интересно, что в советское время ей новых имён присваивать также не стали. Хотя рядом вместо Кудринской появилась площадь Восстания.

К середине 1880-х годов по Садовой-Кудринской пустили конку. Причём ездила она тут очень долго. На трамваи её заменили только в начале 1910-х. В целом, улица сохраняла свой дореволюционный облик ещё на протяжении двух десятилетий. Проезжая часть была весьма узкой. Зато тротуары - очень широкими. На них уместились не только многочисленные деревья, но и газоны с клумбами. Конечно, такая конфигурация дороги мешала развитию транспорта. Поэтому решили, что улицу следует расширить.

Для начала уничтожили почти всю растительность вдоль улицы и сузили тротуары, чтобы расширить проезжую часть. Чуть позже, в 1936 году, отсюда убрали трамвайные рельсы. Вместо вагончиков на линию вышли троллейбусы. Первое время старую застройку не трогали. Но и от неё потом частично избавились, когда начали строить сталинские жилые дома. Этот процесс продолжился и во второй половине 1940-х годов. Садовая-Кудринская всё больше превращалась в оживлённую магистраль с высотной по тем временам застройкой.

Они вернулись ненадолго

К счастью, в 1950-х "бетонные джунгли" решили всё-таки разбавить какой-нибудь растительностью. Возможно, это было связано в том числе с предстоящим Всемирным фестивалем молодёжи и студентов, который проходил в Москве в 1957 году. Садовая-Кудринская стала одним из участков, где продвигалась торжественная колонна участников из разных стран земного шара. Таким образом, вдоль тротуаров посадили довольно много деревьев. Благодаря этому, дорога действительно преобразилась.

В целом, кроме сталинских жилых домов вдоль улицы после 1950-х ничего нового не появилось. Разве что немного перестроили комплекс зданий бывшего Института Удобрений, где теперь размещается в том числе и Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС). Поэтому на Садовой-Кудринской сохранилось немало дореволюционных домов.

В нулевые Садовая-Кудринская стала типичной магистралью для Москвы того времени. Отсюда полностью исчезли все деревья. Их место заняли припаркованные машины и рекламные щиты. Только после 2016 года дорога стала выглядеть лучше, когда закончили её реконструкцию. В первую очередь, расширили тротуары и сделали более органичные по внешнему виду места для парковки. К сожалению, зелень сюда в полностью так и не вернулась. Тут сделали клумбы и высадили какие-то деревья. Можно найти фотографии с удачного ракурса, на которых кажется, что их много. Но, честно говоря, смотрятся эти деревья весьма скудно, вяло и даже искусственно.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!