Атрошко Елизавета Сергеевна, МПГУ.
Физическая культура – процесс, направленный на всестороннее гармоническое развитие человеческого организма. Именно в процессе занятий человек приобретает необходимые физические качества, например сила и выносливость, ловкость, а также повышает общие функциональные возможности своего организма. Именно такой идеи педагогической практики придерживался Петр Францевич Лесгафт.
Человеческий организм – сложнейшая, взаимосвязанная система. Даже такой простой аспект, как недостаток двигательной активности (гипокинезия) может привести к опасным для организма последствиям. Начиная от проблем с сердечно-сосудистой системой и легкими, заканчивая разной степенью ожирения. Не допустить всякого рода негативных последствий, и даже более того – обезопасить от них организм и тело, позволит именно физическая культура.
Важно отметить многообразие физических упражнений: занятия физической культурой представляют собой большое разнообразие упражнений для различных целей (укрепление, оздоровление), различных групп мышц, различного возраста и пола. При этом особое внимание в процессе построения занятий уделяется формированию умения и перевода его в навык. Занятия не всегда строятся разнообразно, разминка часто бывает типичной для различных видов спорта, осваиваемых на уроках физической культуры, от чего заметно снижается интерес обучающихся/занимающихся. Связь интереса к занятиям и вопрос однообразия физических упражнений рассматривала в своей статье команда спортивной студии REBOOT: «Любая тренировка адаптирует организм к новой и непривычной для него физической нагрузке. Первое время тело привыкает к новым видам упражнений и подстраивается под них. По мере приспособления организма к определенной нагрузке эффективность упражнения падает, так как оно становится привычным. Именно в этот момент стоит прекратить выполнение привычных упражнений и изменить программу».
Большую роль в повышении интереса к занятиям физической культуры и повышением уровня мотивации к занятиям - является внедрение музыкального сопровождения в ходе урока. В процессе исследования был проведен теоретический анализ имеющейся литературы и статей по теме исследования. Анализ позволил выявить, что музыкальное сопровождение на уроках физической культуры оказывает положительное влияние на эмоциональный настрой занимающихся.
Вот что по этому поводу пишет О.М. Пермяков в своей статье: «В современном мире применение музыкального сопровождения на уроках физической культуры имеет большую значимость. Оно помогает и способствует решению поставленных уроком задач. В зависимости от плана урока музыкальное сопровождение может повышать работоспособность учащегося, помогать в развитии координации, в правильном выполнении упражнений, воспитывать чувство ритма и такта. За счет его использования появляется красота и грация в движениях, увеличивается выразительность слуха. Все это помогает в преодолении нарастающей усталости при выполнении физической нагрузки, а также способствовать улучшению техники движений при выполнении различных упражнений» Изучение литературы началось с определения понятия музыки.
Согласно толковому словарю Ожегова, «Музыка – это искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах, а также сами произведения этого искусства».
Музыка – древнейшее искусство нашей планеты. Она уже существовала задолго до появления человека: шум ветра, плеск волн, пение птиц. Она такой же естественный фактор, как и солнце, поэтому безусловно влияет на человека также, как восходы и закаты, составляющие для людей режим дня.
О влиянии музыки на живые существа проведено большое количество исследований. Токмаджян А. в своем исследовании показывает следующее: «Авторы метаанализа 104 научных работ выяснили, что прослушивание музыки уменьшает симптомы стресса — уровень кортизола снижается, пульс замедляется, а люди начинают чувствовать себя спокойнее. Причем в тех работах, где респондентам включали медленные композиции, положительные эффекты были более заметными. Исследователи посчитали, что лучше всего расслабляет музыка с темпом 60—80 ударов в минуту. К примеру, это может быть классическая музыка вроде «Адажио» Альбинони, спокойные поп-песни или легкий джаз».
Попробуем подробнее разобрать, как некоторые музыкальные жанры могут влиять на человеческий организм в процессе занятий физической культурой.
Симфоническая музыка – произведения, созданные для исполнения оркестром. Композиции этого стиля преимущественно инструментальные, эмоциональные, часто выражающие переживания автора, но не содержащие слов. Такая музыка подойдет для монотонной работы, чтобы расслабиться и не напрягать мозг, вслушиваясь в смысл произведения. В физической же культуре она прекрасно подойдет для заключительной части занятия, которая как раз и направлена на расслабление (растяжка, дыхательные упражнения).
Рок музыка (от английского rock – качать) – обобщающее определение ряда направлений музыки. Такая музыка «качает», поскольку имеет четкий ритм, которого буквально невозможно не придерживаться, и даже тот, кто не любит данный жанр, непроизвольно будет выстукивать ритм ногой. В занятиях такое музыкальное направление пригодится для поддержания оптимального темпа выполнения того или иного упражнения (пресс, приседания). Однако не все разновидности рок направления подойдут для физической культуры: например, хеви-метал (тяжелый рок) может оказывать давящее влияние на психику занимающихся.
Музыка способствует появлению у занимающихся эмоционального заряда, поднятию боевого духа, разного рода настроя на то или иное упражнение.
Поэтому для повышения эффективности занятий физической культурой целесообразно использовать музыкальное сопровождение в различных частях урока.
Однако музыка должна соответствовать некоторым требованиям:
- композиции должны быть заранее подобраны;
- эмоциональный фон/темп трека должен соответствовать выполняемому элементу/части урока;
- музыка не должна быть «тяжелой» для восприятия, не должна вызывать негатив;
- музыка должна быть подобрана согласно возрастной категории занимающихся;
- плейлист необходимо периодически обновлять, чтобы музыка не надоедала и не вызывала отторжения у занимающихся;
- необходимо соблюдать оптимальную громкость музыки (чтобы не нанести вред слуху и были слышны указания тренера).
Хотелось бы привести личный пример влияния музыки на эмоциональный настрой и выходящую из него результативность. В период соревнований наша команда распалась, пришлось выступать нестандартным составом. О настрое на игру не могло идти и речи. Тогда капитан команды принес на разминку колонку и включил активную, позитивную музыку. Эффект не заставил себя ждать - совсем скоро на лицах команды заиграла улыбка, появился азарт, мы сплотились, выполняя активную разминку и вышли на игровое поле одним целым – это и помогло нам побороть, казалось бы, непобедимого соперника. Именно музыка дала нам сильный эмоциональный заряд, подняла боевой дух до такой степени, что было уже не важно, каким составом мы играем и против кого.
Иногда спортсмену не удается один из важнейших элементов разминки. У меня, например, это был бег. Случайно выбрав композицию, которая идеально подходила под мой комфортный темп, я уже не сбивалась с ритма и таким образом повысила результативность своих занятий, преумножив выносливость и скорость.
Выводы и рекомендации.
Согласно всему вышесказанному, можно отметить, что музыка оказывает уникальное положительное влияние на человеческую психику, повышая эмоциональный заряд, выносливость и оказывая положительное воздействие на результаты и достижения занимающегося.