Проработав в фудетехе 10 лет, мы точно можем сказать, на какие важные критерии стоит обратить внимание при выборе франшизы доставки еды. Перед покупкой советуем подробно изучить условия и договор, проверить все «подводные камни» и понять, что конкретно входит в стоимость паушального взноса и какую поддержку вам будут оказывать. В этой статье хотим поделиться коротким чек-листом, который поможет сделать выбор.
1. Ценности компании
Да, этот критерий мы поставили на первое место не случайно. У компании должны быть описаны ценности или принципы работы. Если они вам подходят по духу, то вы будете согласны с действиями компании, а выполнять требования сможете с большой страстью, потому что будете разделять видение. Компании бывают разные: кто-то ведёт коммуникации дружелюбно, а кто-то дерзко и хлестко. Выбирайте то, что вам откликается.
2. Использование IT-технологий
Мы живём в век автоматизации, и вы точно, являясь франчайзи, не должны сводить отчеты по показателям в Excel-таблицы вручную и принимать заказы на чековой ленте. Профессиональное управление происходит на основе цифр, а они должны быть всегда под рукой. Внимательно изучите, какие IT-решения предлагает франшиза. Важно! IT-система должна быть подстроена под нужды компании, а не компания должна подстраиваться под готовые, типовые решения.Только собственно разработанная система способна выстроить эффективную работу. Обратите внимание, есть ли автоматизация процессов кухни/ курьеров и какую аналитику дает программа.
3. Окупаемость франшизы
В каждой франшизе указывается срок окупаемости вложенных инвестиций «от Х месяцев», но вы должны провести собственный анализ. То, что работает в одном городе или даже районе, может не так классно работать у вас. Оцените свой город, локацию, численность населения, доход потенциальной аудитории, а также наличие сильных конкурентов в выбранной нише. Помните, вы делаете бизнес, чтобы извлекать прибыль.
4. Помощь на этапе открытия
Заранее изучите, какую помощь франчайзер предоставляет на этапе открытия и есть ли она. Для того, чтобы открытие франшизы прошло успешно и «безболезненно» важна помощь в поиске и выборе помещения согласно стандартам, заключении договора аренды, учитывающего ваши интересы, наличие и доступ к базе знаний для обучения персонала. А также важно понять, приезжает ли на запуск стартап-команда и помогает ли компания разработать маркетинговую стратегию открытия филиала.
5. Сопровождение на этапе работы
После запуска важно, чтобы поддержка не заканчивалась, поэтому обратите внимание на условия сотрудничества: есть ли федеральный колл-центр, IT-поддержка (круглосуточная или нет), централизованные закупки, личный менеджер, который ответит на все вопросы. Уточните, как проходит запуск новинок, грамотно ли выстроена себестоимость меню и насколько часто обновляется рецептура, ведь вашим потенциальным гостям должно быть с вами интересно долгие годы.
6. Стоимость взноса и роялти
Каждая компания сама просчитывает паушальный взнос и роялти, они могут быть разными, важно, чтобы эта сумма вас устроила. Мы советуем вам обратить внимание на скрытые платежи, например, в виде общих маркетинговых сборов, они могут быть неочевидны, но прописаны в договоре.
7. Репутация компании
Перед заключением договора советуем вам изучить репутацию компании со всех сторон. Почитайте реальные отзывы гостей на картах, в социальных сетях, сайтах-отзовиках. А ещё сами станьте тайным покупателем и сделайте заказ, так вы попробуете продукт на «ощупь» и сложите своё впечатление о нём. И, конечно, поищите и изучите отзывы действующих партнёров сети.
8. Реальные продажи по действующим филиалам
Некоторые компании открыто ведут отчеты о продажах, кто-то в режиме реального времени. Рекомендуем, запросить и изучить PNL-отчет (отчет о прибыли и убытках). Он сможет дать вам более полную картину.
9. Регистрация товарного знака
Убедитесь на основании чего вы будете использовать товарный знак, обязательно запросите сведения о регистрации. Товарный знак должен быть зарегистрирован или находиться в процессе. Это важно, чтобы избежать ненужных проблем в будущем и не иметь денежные потери, ведь правообладатель может потребовать прекращение использования знака или компенсацию.
10. Детально изучите договор
Обратите внимание на штрафы и условия расторжения, это важно понимать заранее, чтобы потом не попасть в неприятную ситуацию.