Крупномасштабное использование асбеста началось в середине 19 века - из него делали огнезащитные покрытия, бетон, кирпичи, трубы и цемент для каминов, изоляцию потолков, и т.п. (поэтому «безопасность» старых домов не столь однозначна).
Практически сразу же, учёные и медики начали замечать большое количество ранних смертей, и проблем с легкими, среди людей, работающих с асбестом. Начали появляться и специальные медицинские термины для подобных проблем, к примеру, термин «мезотелиома» придумали в 1931 г.
Судя по внутренним отчётам таких компаний как Johns-Manville, или переписки «Горного бюро США» - умники, работающие на МФК (мировых финансовых кукловодов – т.е. Ротшильдов), уже в те годы отлично знали об огромной опасности асбестовой пыли. Это подтверждается и практикой применяемой тогда американскими и канадскими страховыми компаниями, которые уже в 1920-е отказывались страховать жизнь и здоровье работающих с асбестом (напомню – страхование, это одно из любимых «детищ» Ротшильдов). А об огромных рисках на производствах связанных с асбестом, сообщил в 1924 году доктор Кук, после чего и началось достаточно крупное расследование, известное как «отчет Merewether».
Можно предположить, что особый интерес МФК вызвали выводы, озвученные в 1935 г. Лингом и Гиббоном, которые назвали асбест причиной раковых заболеваний легких. Существенный вклад в доказательство канцерогенности асбеста внесли и немецкие ученые, выполнившие в 1934-1942 гг. целую серию специальных исследований.
Интерес МФК выразился в том, что в это время активно возникают научно-исследовательские центры по изучению асбеста (а заодно и созданию различных новых изделий из него), например, в гг. Милан (Италия), Пруве (Франция), Мэнвилле (США), Манчестере (Англия), и т.д.
Судя по всему, работа НИЦов была вполне успешна, т.к. после Второй Мировой войны, в США был дополнительно создан крупный международный исследовательский институт «Асбестос текстиал инститьют». Попутно, и в США и в Западной Европе, в это время начали стремительно расти объемы производства из асбеста, в т.ч. и из самого опасного – амфиболового.
Кстати, именно в это время и было выяснено, что максимальный ущерб от асбестовых частиц получают именно курильщики – у них гораздо чаще развивается рак лёгких, и т.п.
Весьма примечательно то, что в 1951 году наиболее крупные асбестовые компании удалили все упоминания о связи своей продукции с онкологией. После чего, массово публиковались только те исследования, которые спонсировали сами производители асбеста.
Позднее, различная нечисть, работающая на МФК, начала активно дезинформировать мировое сообщество. К примеру, всячески выпячивается факт того, что период выведения из организма частиц хризотилового асбеста составляет 14 дней (у амфиболового - 466 дней), и это (якобы) делает его безопасным… А среди россиян активно распространяются сказки на тему того, что хризотиловые частицы более эластичные, растворяются в кислотной среде, благодаря чему при постоянном и длительном контакте не накапливаются, а выводятся из организма. И т.д. и т.п.
В чём же заключается СМЕРТЕЛЬНАЯ ОПАСНОСТЬ АСБЕСТА?
А) Видимые нам волокна этого вещества состоят из миллионов микроскопических "фибрилл". Они настолько малы, что их невозможно рассмотреть даже в сильный микроскоп. Имеются экспериментальные доказательства того, что отдельные очень тонкие волокна (<60 нм, <0,06 мкм в ширину) могут даже переплетаться с хромосомами (они примерно одинаковые по размеру).
Б) Пока асбестовые волокна связаны в некие конструкции (к примеру, в асбестоцементные трубы), они относительно безопасны. Но со временем эти конструкции будут постепенно разрушаться (особенно опасны истирания, сверления, и т.п.), и тем самым фибриллы асбеста попадут в окружающую нас среду. И не смотря на то, сколько именно пройдёт времени, они будут столь же опасны, как и в первый день.
В) Наиболее распространенный способ проникновения асбестовых волокон в организм — через его вдыхание. Но они могут и проглатываться. А как только они попадают в организм, волокна тут же вызывают проблемы со здоровьем. При этом, существует "латентный пробел времени" (иногда он достигает нескольких лет), который способствует самоуспокоенности пострадавшего.
Г) Попадая в нижние дыхательные пути асбестовые волокна могут накапливаться и сохраняться там, в течение многих лет. При этом, они распознаются легкими как инородные тела и вызывают активацию местной иммунной системы, что приводит к воспалению и повреждению клеток. Если пострадавшему «повезёт», то он отделается всего лишь рубцеванием легочной ткани – хроническим заболеванием лёгких, известным как «асбестоз». Возможны и такие заболевания как «плевральные бляшки», «диффузное утолщение плевры», и т.п.
Но это всё «цветочки». По настоящему опасны такие заболевания как, «злокачественная мезотелиома», и «рак лёгких».
В целом, замысел МФК понятен – внедрить в наш повседневный быт как можно больше изделий содержащих асбест, которые со временем высвободят опаснейшие фибриллы. Это, вместе с другими направлениями деятельности, должно привести к т.н. «избыточной смертности» населения. Что мы и видим на примере происходящего в последние годы в европейских странах.
Но, не смотря на почти полное всемогущество МФК, не всё у них получается, так как они хотят. К примеру, им достаточно быстро пришлось запретить использование амфиболового асбеста. Это произошло благодаря таким выдающимся личностям как Р.Долл, который в 1955 г. опубликовал работу, убедительно показывающую, что асбест вызывает рак легкого. Или И.Вагнер, который в 1959 г. обосновал комплекс причин, вызывающих при воздействии асбестовой пыли мезотелиому. И т.д.
Всё это привело к тому, что в середине 1980-х гг. в некоторых странах стали появляться требования общественности и исследователей о запрете производства и использования любых изделий из асбеста.
Особо интересно изучить опыт запретов асбеста в вотчинах МФК – Великобритании и США. А так же на их «запасных аэродромах» - Австралии и Новой Зеландии.
В Австралии использование кроцидолитового (синего) асбеста было запрещено в 1967 году. В 1989 г. было прекращено использование других асбестов, а с 2003 г. появился полный запрет на эти материалы.
В Новой Зеландии в 1984 году запретили импорт необработанного амфиболового (синего и коричневого) асбеста, а в 2002 году был запрещен импорт и хризотилового (белого) асбеста.
В Соединенном Королевстве синие и коричневые асбестовые материалы были полностью запрещены в 1985 году, а импорт, продажа и вторичное использование белого асбеста были запрещены в 1999 году.
Заметным исключением являются Соединенные Штаты, где асбест продолжает использоваться в строительстве, к примеру, из него делают цементно-асбестовые трубы. Но это и не удивительно, учитывая, что именно собрались делать с США «мировые финансовые кукловоды».
В подконтрольной МФК Японии дела обстоят ещё хуже – после Второй Мировой, асбест использовался при производстве сульфата аммония для производства риса. Он распылялся на потолки, железные каркасы, стены железнодорожных вагонов и зданий, и т.д. и т.п. Производство асбеста в Японии достигло своего пика в 1974 году, падения произошло в 1990-е. А полностью запретили его использование только в 2002 г.
В других подконтрольных МФК странах, дела обстояли прохожим образом, к примеру, в 1997 г. использование асбеста было запрещено во Франции. А с января 2005 г. использование асбеста запрещено во всём Европейском Союзе.
Совершенно другая обстановка в странах слабо подконтрольных МФК. К примеру, в 2017 году Россия была крупнейшим мировым производителем асбеста (53%). За ней следовали Казахстан (16%), Китай (15%), Бразилия (11,5%). При этом, именно Азия потребляет около 70% всего производимого в мире асбеста - крупнейшими потребителями являются Китай, Индия и Индонезия (там и стоит ждать особых проблем с раком лёгких, и т.п.).
Отдельно стоит упомянуть, что если воздействие на организм человека фибрилл асбеста через лёгкие, мы немного понимаем. То почти ничего не известно о вреде этих волокон, когда они оказываются в нашей пище, и воде. К примеру, в конце 1970-х гг. были получены данные, свидетельствующие о связи между уровнем содержания асбеста в питьевой воде и раком желудочно-кишечного тракта.
Поэтому особую тревогу вызывает тот факт, что фильтрующие асбестосодержащие материалы до сих пор достаточно широко применяются в пищевой, фармацевтической и химической промышленности, что может приводить к загрязнению асбестом конечной продукции. В частности, такие материалы используются для осветления различных жидкостей и напитков.
Принято считать, что в продуктах, содержащих частицы почвы, пыль или грязь, почти наверняка присутствуют асбестовые волокна. Так же они могут привноситься с загрязненной водой, используемой при их изготовлении, и от применения пестицидных спреев (где в качестве носителей используются минеральные силикаты).
Не является секретом и то, что продукция на основе талька содержит асбест. Его уже неоднократно находили в детской присыпке, цветных карандашах (которые частично изготавливались из талька), и т.п. По сообщению Министерства здравоохранения Германии, асбестовые волокна были обнаружены даже в некоторых видах лекарств, используемых для инъекций. Тальк используется и при производстве некоторых продуктов и изделий, например, в качестве наполняющего порошка в жевательной резинке, в рисовых палочках, а также как агент, уменьшающий липкость готовых пищевых изделий. Используется он и в косметике (пудра) и в медицине - адсорбирующая присыпка.
К сожалению, в России хризотилцементные материалы очень популярны (особенно в строительстве). Специально созданы такие условия, что по всей стране, строительные подрядчики (в т.ч. и в программах капитального ремонта) массово используют асбестоцементные материалы, т.к. они относительно дешевы, а их выбор велик. Принято считать, что в нашей стране асбест используется при производстве более 300 видов промышленных материалов. Это, прежде всего, шифер, фасадные плиты, напорные и безнапорные трубы, сайдинг, огнеупорный картон, термоизоляция, а также многое другое.
«Подливает масла в огонь» и МЧС. Т.к. асбестовые материалы единственные на рынке имеют статус «НГ» (негорючий), то МЧС в своих брошюрах рекомендуют использовать материалы с применением «горного льна» для обеспечения противопожарной безопасности.
К сожалению, асбест присутствует и в целом ряде коммерческих товаров, используемых в бытовых целях: пожаробезопасные прокладки, кухонные печи, холодильники, сушильные аппараты, и т.п. Особую опасность представляют электропечи и электрокамины, а так же асбоцементные трубы, использующиеся для устройства внутренних воздуховодов.
Наибольшие проблемы со «злокачественной мезотелиомой» и «раком лёгких» следует ожидать в следующих населённых пунктах РФ: Асбест (Свердловская обл.), Ак-Довурак (Тува), Ясный (Оренбургская обл.), Белгород, Вольск, Воскресенск, Фокино (Брянская обл.), Сухой Лог (Свердловская обл.), Коркино (Челябинская обл.), Новоульяновск, Спасск-Дальний, Михайловка (Волгоградская обл.), Новороссийск, Ростов-на-Дону, Чамзинка (Мордовия), Москва, Ярославль, Егорьевск и Железнодорожный (оба - Московская обл.), Волжский, Тамбов, Черногорск (Хакасия) и др. Т.е. везде, где перерабатывают или добывают асбест.