Найти в Дзене
СберБизнес

SKU в торговле: как применять с пользой для бизнеса

Оглавление

Если у компании растет номенклатура товаров, рано или поздно отслеживать отдельные позиции в таблице станет сложно. Потребуется ввести для всех единиц буквенно-цифровые коды и интегрировать их в учет. Расскажем, как разработать и внедрить систему маркировки SKU и использовать ее в бизнесе с максимальной пользой.

В чем разница между SKU, артикулом, UPC и EAN

SKU (Stock Keeping Unit) — это уникальный идентификационный код, который присваивается каждой единице товара на складе компании. Используется для учета и отслеживания запчастей, продуктов, одежды, обуви, грузов и другого. Расшифровывается как «единица складского учета». Еще его называют СКЮ или СКУ, а также артикулом — это синоним SKU.А вот UPC (Universal Product Code) и EAN (European Article Number) — это самостоятельные системы маркировки. Первый код — международный идентификатор, второй — европейский. В обоих случаях это штрихкоды, которые считываются специальным оборудованием, в них «зашиты» 12 и 13 символов соответственно. Главные отличия от SKU — они формируются на основе международных стандартов, однозначно понимаются другими пользователями системы и указываются на этикетке товаров. SKU — внутренняя маркировка компании, которая понятна только людям, знакомым с этой системой кодировки, на этикетке коды не проставляются.Как правило, SKU состоит из комбинации букв и цифр, отражающих ключевые характеристики товара. Они помогают найти нужную позицию среди другой продукции.

Пример:
BRA321BLK38R
Здесь зашифрована следующая информация:
BRA — бренд
321 — категория товара
BLK — цвет
38 — размер
R — тип модели

SKU позволяет однозначно идентифицировать любой товар, отслеживать его наличие, движение, продажи. Это основа для автоматизации логистики, учета и анализа бизнес-процессов.

Как формируется SKU

У каждой компании могут быть свои правила формирования SKU. Но есть некоторые типичные элементы, которые отражаются в большинстве кодов. Их можно обозначать буквами или цифрами:

Название бренда или поставщика
Номер модели
Тип, категория
Пол, возраст
Размер
Цвет
Сезон
Год выпуска


Это наиболее часто встречающиеся элементы, которые помогают структурировать и систематизировать информацию о товарах в SKU. Но возможны и другие варианты.Главное правило при формировании SKU: однозначная идентификация каждого продукта при помощи уникального кода. Важно исключить дублирование.

Так может выглядеть SKU для обуви:

ADD320190SBLKM42RUS23

Где:

ADD — Adidas
320190 — номер модели
BLK — черный цвет
M42 — 42 размер, мужская обувь
R — модель Runner
US — произведено в США
23 — коллекция 2023 года

Длина и уровень детализации SKU могут варьироваться в зависимости от ассортимента и потребностей логистики и учета в компании.

Где применяется SKU
Система SKU используется повсеместно в розничной торговле, e-commerce, дистрибуции, логистике. Основные пользователи:
— Магазины, супермаркеты, торговые сети. Им коды нужны для учета товаров на складах и в торговом зале, отслеживания остатков, пополнения запасов, инвентаризации. Пользователи
решения Сбера для розничной торговли могут интегрировать систему SKU с интернет-банком СберБизнес и получать детальную аналитику в разрезе SKU.
— Интернет-магазины. Им коды помогают вести онлайн-каталог товаров, обрабатывать заказы, комплектовать доставки.
— Логистические и курьерские компании. Коды необходимы для идентификации посылок, отслеживания местонахождения, маршрутизации.
— Производство. SKU применяют для учета комплектующих, материалов, готовых изделий.
— Оптовая торговля. Коды используют для управления широким ассортиментом, запасами на складах, закупками и продажами.
SKU пригодится в любом бизнесе, связанном с производством или оборотом товаров.

Зачем использовать


По сути, SKU — это универсальный инструмент управления ассортиментом, запасами, закупками и продажами. Он помогает оптимизировать бизнес и получить такие результаты:
— ускорение и упрощение инвентаризации, подсчета остатков товаров;
— точный учет движения товаров между складами, отделами, магазинами;
— контроль сроков годности партий товаров, прослеживание партий;
— своевременное выявление залежалых, неходовых остатков;
— оптимизация размера и структуры товарных запасов;
— повышение скорости и точности отгрузки заказов, комплектации;
— удобный поиск товаров в торговом зале, на складе;
— возможность анализировать спрос и продажи в разрезе артикулов;
— создание основы для внедрения автоматизированных систем товарного учета, управления складом, логистикой;
— повышение общей эффективности товародвижения.
SKU служит ключом ко всей информации о товаре и его жизненном цикле внутри компании. Это ядро для построения системы управления запасами, закупками, продажами и логистикой.

Для оптимизации каких процессов используется SKU

Рассмотрим подробнее ключевые процессы, эффективность которых возрастает в результате применения кодов.

-2

Польза SKU для инвентаризации и учета товарных запасов

Периодически в компаниях проводится инвентаризация — подсчет фактических остатков товаров на складе. Это трудоемкий ручной процесс. Но SKU позволяет рационализировать его.

Сотрудники используют мобильные терминалы со встроенными сканерами штрихкодов. Они считывают каждую единицу товара, и данные о количестве автоматически заносятся в систему.

После этого проводится автоматизированное сравнение фактических данных с остатками в учетной системе. Выявляются все расхождения, и за считанные минуты готовится акт инвентаризации.

Таким образом, SKU позволяет проводить инвентаризацию в разы быстрее, с минимумом ошибок и в режиме реального времени отслеживать движение и остатки всех товаров.

Плюсы SKU для контроля просрочки и списания товаров

Коды помогают контролировать соблюдение сроков годности товаров и оптимизировать процесс списаний.

Информация о сроках хранения закладывается в сам код. Например, такой SKU содержит дату производства партии 15.05.2021:

FR065942150521

Благодаря этому можно в автоматическом режиме отслеживать окончание сроков годности и списывать просроченные партии. Это позволит избежать проблем, связанных с реализацией испорченного товара.

Преимущества SKU для анализа продаж и планирования ассортимента

На базе данных кодировки удобно вести анализ продаж в разрезе отдельных товаров и категорий: видно рейтинги самых ходовых и провальных позиций. На основе этих данных можно выстраивать ассортиментную политику.

Например, замечено, что определенная модель товара постоянно распродается и приносит много выручки. Это сигнал к тому, чтобы увеличить ее долю в ассортименте и объемы закупок. Какие товары будут популярны в 2024 году, читайте в статье.

И наоборот — наименее востребованные позиции стоит сократить или вовсе удалить из ассортимента. Такой подход позволяет на 30–40% повысить оборачиваемость товаров и увеличить продажи.

SKU в омниканальной торговле и логистике

Коды являются опорой для омниканальной торговли, в которой заказы поступают из разных источников — интернет-магазина, мобильного приложения, розничных точек.

Например, если товар закончился на центральном складе интернет-магазина, можно быстро отыскать его на других складах компании благодаря SKU. Затем товар передается между подразделениями и комплектуется заказ клиента.

Такой подход значительно расширяет ассортимент и улучшает доступность товаров для покупателей за счет использования всех каналов и складов компании.

Внедрение системы SKU — мощный рычаг оптимизации бизнеса, который окупается в кратчайшие сроки. Благодаря использованию кодов можно:

  • повысить скорость и точность инвентаризации в 2–4 раза,
  • сократить трудозатраты на логистические операции в 3–5 раз,
  • увеличить точность отгрузок до 99%,
  • повысить оборачиваемость товаров на 30%,
  • снизить издержки логистики и учета до 50%.

Как внедрить коды

Чтобы внедрить SKU, нужно выполнить следующие шаги:

  1. Определить правила формирования SKU с учетом ассортимента и задач компании
    Решить, какую информацию о товаре поместить в SKU, сколько знаков должен содержать код, в каком формате и другие моменты.
  2. Сформировать SKU для всех товаров и внести в учетную систему
    Каждому наименованию присвоить уникальный код. Если товаров много, эту работу можно автоматизировать с помощью специальных программ и онлайн-сервисов.
  3. Нанести штрихкоды SKU на упаковку товаров
    Распечатать и наклеить штрихкоды, соответствующие кодам SKU в учетной системе.
  4. Обеспечить сканирование штрихкодов на всех этапах работы с товарами
    Выдать сотрудникам мобильные терминалы и настроить сканирование кодов при приемке, размещении, отборе и отгрузке товаров.
  5. Настроить автоматическую синхронизацию данных сканирования со складским и бухгалтерским учетом
    В результате этого данные со штрихкодов в автоматическом режиме попадают в учетную систему.

Какие онлайн-сервисы использовать для генерации кодов

  • Online SKU Generator
  • Free SKU Generator
  • SKULabs
  • Auto SKU Generator на платформе BigCommerce
  • CRM Zoho Inventory
  • TradeGecko
  • Плагины WordPress для WooCommerce

Как интегрировать SKU с учетными системами

-3

Чтобы реализовать весь потенциал системы SKU, ее нужно интегрировать с программами складского, товарного, финансового учета. Это позволит выстроить сквозную автоматизацию движения товаров и обработки данных.

Основные этапы интеграции:

  1. Выбор и внедрение корпоративной учетной системы
    Ей может стать SAP, 1C или другая бухгалтерская программа — это ядро, вокруг которого строится автоматизация и где будут аккумулироваться все данные.
  2. Адаптация базы данных под систему SKU
    Нужно добавить в учетную систему необходимые справочники — по номенклатуре, штрихкодам и другие. О справочнике кодов ОКВЭД и том, как правильно указать вид деятельности бизнеса, рассказали
    тут.
  3. Разработка модулей для сбора и передачи данных о SKU в основную систему в автоматическом режиме
    Необходимо подключить сканеры штрихкодов или RFID-меток к IT-инфраструктуре компании и выгружать данные о кодах в учетную систему.
  4. Настройка автоматической обработки и анализа данных SKU
    В системе можно установить бизнес-правила для расчета показателей движения и остатков по каждому артикулу и на их основе формировать заказы недостающего товара, акты на списание просрочки и другие документы.

Таким образом реализуется комплексная автоматизация учета в разрезе SKU: от сбора первичных данных до запуска бизнес-процессов и аналитики. Это позволяет использовать коды максимально эффективно.

Что учесть при внедрении

Для больших бизнесов с обширной номенклатурой внедрение полноценной системы SKU требует серьезных вложений, но они окупаются сторицей.

Вот основные задачи такого масштабного проекта:

  • автоматизированная генерация уникальных SKU при больших объемах номенклатуры;
  • печать и нанесение штрихкодов на упаковку сотен тысяч товаров;
  • оснащение терминалами сбора данных персонала в офлайн- и онлайн-точках;
  • интеграция сканеров штрихкодов с корпоративными системами управления ресурсами, складом и логистикой — ERP, WMS, TMS;
  • настройка сквозной аналитики и отчетности по товарам в разрезе SKU;
  • реинжиниринг бизнес-процессов на базе данных SKU.

Для таких задач лучше привлекать специализированных интеграторов автоматизированных систем управления логистикой и учетом. Затраты на внедрение комплексных решений быстро окупаются за счет роста эффективности, прозрачности и контроля над всеми операциями с товарно-материальными ценностями.

Как использовать технологию SKU по максимуму
За последние годы концепция SKU вышла далеко за рамки простой идентификации товаров. Системы на основе кодировки интенсивно развиваются.

Основные тренды:
— Применение вместо штрихкодов радиометок и датчиков RFID
Такой переход дает бесконтактную идентификацию с большего расстояния, не требует прямой видимости.
— Использование
Интернета вещей (IoT) и датчиков для мониторинга условий хранения
За счет этого выполняется автоматический контроль температуры, влажности, встряхиваний, вскрытий упаковки. При отклонении параметров формируется задача.
— Интеграция SKU с системами планирования ресурсов предприятия ERP и системами потребности в материалах MRP
— Pадиометки RFID при приемке сырья или комплектующих автоматически отправляют данные в производственные системы для учета и планирования.
— Подключение к IoT-платформам и облачным системам
— Сбор и хранение данных SKU в облаке обеспечивает масштабируемость, интеграцию сквозной аналитики и машинного обучения.
Таким образом, технология SKU трансформируется в мощную прозрачную систему контроля и оптимизации материальных потоков.