Найти в Дзене
ИндияСвами

Трезвый взгляд на тантру: что, как и для чего?

Оглавление

История тантры

Трудно проследить историю тантры, которая, как и история многих мировых религий, по большей части неясна. Многие тантры предлагают мифические объяснения своего происхождения, часто называя себя словом либо Шивы, либо такой богини, как Деви. Научные описания их происхождения часто столь же разнообразны, приписывая тантры доарийским цивилизациям долины Инда или аналогичным аборигенным, племенным группам или как неотъемлемую часть индийской культурной ткани.

Шива и Шакти. Изображение: Пинтерест
Шива и Шакти. Изображение: Пинтерест

В действительности, невозможно дать однозначное объяснение происхождения тантры из-за значительной многовариантности термина «тантра» на санскрите.

антра, которая в своей самой ранней письменной форме была явно протестной, частной и эзотерической практикой, превратилась в ряд уважаемых экзотерических орденов (сампрадайи). Удобно, хотя и несколько неверно, разделить ее школы на две категории: левые и правые.

Левосторонние тантры включают в ритуальную практику пять таинств (панчакарапуджа) рыбы, мяса, сушеного зерна, вина и полового акта. С другой стороны, правосторонние тантры выступают за визуализацию этих антиномических практик.

Обе группы отвергли многие аспекты брахманского индуизма, в первую очередь кастовую систему и патриархат. Несмотря на это, Тантра была принята некоторыми индусами из высших каст, в первую очередь раджпутскими принцами. В настоящее время Тантра имеет большое количество, хотя и не всегда хорошо информированных, последователей по всему миру.

Индуистская тантра

Изображение богини Бхайрави и Шивы на кладбище из рукописи 17 века. Изображение: en.wikipedia.org
Изображение богини Бхайрави и Шивы на кладбище из рукописи 17 века. Изображение: en.wikipedia.org

Тантра существует в традициях вайшнавов, шайвов и шактистов. Превозносимые некоторыми как кратчайший путь к самореализации и духовному просветлению, тантрические обряды левой руки часто отвергаются большинством ортодоксальных индуистов как опасные. Популярное среди индуистов восприятие тантры, поддерживаемое индийской журналистикой, приравнивает ее к черной магии.

Некоторые стремящиеся к тантре просто чувствуют, что союз осуществляется внутренне и с духовными сущностями различных видов. Именно поэтому почти все тантрические произведения имеют грубый, высший и тонкий смысл. Эта трехсторонняя система понимания легко скрывает истинный смысл многих отрывков для тех, у кого нет необходимой подготовки или более глубокого понимания, столь важного для тантры. Таким образом, «союз» может означать:

  • физический половой акт,
  • ритуальное объединение энергий посредством пения и жертвоприношения,
  • реализация своего истинного «я» в космическом соединении божественных принципов Шивы и Шакти в Парашиве.

По словам Джона Вудроффа, одного из выдающихся западных исследователей Тантры и переводчика ее величайших произведений (включая Маханирвана-тантру):

«Индийские Тантры, многочисленные, составляют Священное Писание (Шастру) Кали-юги и, как таковые, являются объемным источником современного и практического ортодоксального «индуизма». Шива говорит: «Ради блага людей века Кали, людей, лишенных энергии и зависящих в своем существовании от пищи, которую они едят, дана доктрина Каулы» (гл. IX, стих 12). Поэтому мы должны обратиться к Тантре, если хотим правильно понять как ритуал, йогу, так и садхану всех видов, а также общие принципы, объективным выражением которых являются эти практики.
- Введение в перевод Джона Вудрофа «Маханирвана Тантра»

Хотя индуизм обычно считается ведическим, Тантры не считаются частью ортодоксальных индуистских/ведических писаний. Исследователи говонрят, что они идут как бы параллельно друг другу: Веды ортодоксального индуизма с одной стороны и Агамы Тантры — с другой.

Брахма, Вишну и Шива поклоняются Кали (рис. XVII в.). Изображение: ru.wikipedia.org
Брахма, Вишну и Шива поклоняются Кали (рис. XVII в.). Изображение: ru.wikipedia.org

Однако практики, мантры и идеи Атхарваведы заметно отличаются от практик, мантр и идей предыдущих трех вед и демонстрируют признаки мощного неарийского влияния. Именно Атхарваведа упоминается во многих тантрических текстах как источник великого знания. Примечательно, что во всех Тантрах, таких как Маханирвана-тантра, они считаются естественным развитием Вед.

Тантра существует для духовных искателей в эпоху Калиюги, когда ведические практики больше не применимы к нынешнему состоянию морали, и Тантра является наиболее прямым средством реализации.

Таким образом, помимо буддизма Ваджраяны, большая часть тантрической мысли представляет собой индуистскую тантру, особенно те ее направления, которые сочетают поклонение Господу Шиве и Божественной Матери Кали.

Тантра обычно принимает форму диалога между индуистскими богами Шивой и Шакти/Парвати. Шива известен в индуизме как «Йогирадж» или «Йогешвара», «Король йоги» или «Бог йоги», а его супруга считается его совершенной равной женщиной. Каждый объясняет другому определенную группу техник или философий достижения мокши (освобождения/просветления) или достижения определенного практического результата. (Агамы — это Шива для Шакти, а Нигамы — это Шакти для Шивы.)

Тантра обычно принимает форму диалога между индуистскими богами 
Шивой и Шакти/Парвати. Изображени: kartinki.pibig.info
Тантра обычно принимает форму диалога между индуистскими богами Шивой и Шакти/Парвати. Изображени: kartinki.pibig.info

Этот отрывок из начала Йони-тантры (перевод Майка Маги) дает представление о стиле многих тантр.

Сидящего на вершине горы Кайласа Бог богов, Гуру всего творения спрашивала Дурга с улыбающимся лицом Наганандини:
Создано шестьдесят четыре тантры. О Господь, расскажи мне, о Океан Сострадания, о главной из них.

Махадева (Шива) сказал:

«Послушай, Парвати, эту сокровенную вещь, Дорогая. Десять миллионов раз ты хотела услышать это. Прекрасная, это из-за твоей женской природы ты постоянно спрашиваешь меня. Тебе следует скрыть это, В каждом усилии, Парвати, есть мантра-питха, янтра-питха и йони-питха, главным из которых, несомненно, является йони-питха, открывающаяся тебе из любви».

Тантрические практики

Из-за широкого спектра учений, охватываемых термином «тантра», трудно дать однозначное описание тантрических практик. Основная практика, индуистское поклонение образам, известная как «пуджа», может включать в себя любой из перечисленных ниже элементов.

Мантра и Янтра

Пуджари перед статуей Ганеши , храм Брихадишвара Шива. Фото: en.wikipedia.org
Пуджари перед статуей Ганеши , храм Брихадишвара Шива. Фото: en.wikipedia.org

Как и во всех индуистских и буддийских йогах, мантры играют важную роль в Тантре для сосредоточения ума, часто через проводника конкретных индуистских богов, таких как Шива, Ма Кали (мать Кали, другая форма Шакти) и даже Ганеша, бог мудрости с головой слона. Точно так же пуджа часто предполагает концентрацию на янтре или мандале.

Читайте подробнее:

Отождествление с божествами

Тантра, будучи развитием ранней индуистско-ведической мысли, охватывала индуистских богов и богинь, особенно Шиву и Шакти, в соответствии с философией Адвайты (недуалистической ведической), каждая из которых представляет собой аспект окончательного Пара Шивы, или Брахмана.

Этим божествам можно поклоняться внешне (с цветами, благовониями и т. д.), но, что более важно, они используются как объекты медитации, когда практикующий представляет себя переживающим даршан или «видение» рассматриваемого божества.

Древняя традиция священного храмового танца девадаси, наблюдаемая в современной Бхарата Натьям, является примером такой медитации в движении. Божественная любовь выражается в Шрингаре и Бхакти.

Читайте также интервью о ритуальном танце:

Концентрация на теле

Тантристы обычно рассматривают тело как микрокосм.

Например, в Кауладжнана-нирная практикующий медитирует на голову как луну, сердце как солнце и гениталии как огонь.

Многие тантрические школы считают, что тело содержит ряд энергетических центров (чакра — «колесо»), которые могут быть связаны с элементами, планетами или оккультными силами (сиддхи).

Однаком, феномен кундалини, потока энергии через чакры, является спорным. Ббольшинство авторов считают это важным для Тантры, в то время как другие считают его неважным или отступлением. На самом деле, кундалини — это не что иное, как поток центральной сушумна-нади, духовного потока, который при движении открывает чакры и является фундаментальным для концепции сиддхи, которая составляет часть всей тантры, включая хатха-йогу.

  • Сахасрара
  • Аджна
  • Вишудха
  • Анахата
  • Манипура
  • Свадхистана
  • Муладхара
  • Бинду

Нарушение табу

Нарушение табу является отличительной чертой тантры левой руки. Хотя нарушение сексуальных табу, пожалуй, является наиболее признанной тантрической практикой, в целом она не считается полезной.

Все тантры утверждают, что для нарушения табу требуется определенный уровень подготовки. Тантры, практикуемые недостаточно подготовленными людьми, считаются скорее вредными, чем полезными для практикующего.

Нормальное состояние человеческой подготовки называется пашу-бхава (животный характер). Человек в состоянии пашу-бхавы — это тот, кто регулярно ест мясо и предается одурманивающим напиткам. Их считают нечестными, распутными, жадными и жестокими. Фундаментальным требованием всех тантр является первоначальный выход за пределы этого базового состояния.

Диаграмма Шри Янтры с Десятью Махавидьями. Треугольники представляют Шиву и Шакти; змея представляет Спанду и Кундалини. Изображение: en.wikipedia.org
Диаграмма Шри Янтры с Десятью Махавидьями. Треугольники представляют Шиву и Шакти; змея представляет Спанду и Кундалини. Изображение: en.wikipedia.org

Тантры предписывают строгий режим покаяния, медитации, сенсорного контроля, очищения себя от негативных мыслей и поиска истины и справедливости, прежде чем человек сможет надеяться выйти за пределы своего естественного состояния. Человек, который успешно выполняет эти задачи, может в конечном итоге принять обет вираврата (обет героя) обрести вира-бхаву (героический характер). Такая вира потенциально преходяща, поскольку считается состоянием свободы от желаний.

В школах тантры Каула и Вамачара панча макара (5 М), ритуально/сакрально нарушаемые, чтобы освободить практикующего от связывающих условностей, являются:

  • мадья (вино)
  • мамса (мясо)
  • матсья (рыба)
  • мудра (подсушенное зерно)
  • Майтхуна (секс)

«Сакральное» или ритуальное нарушение было доступно только практикующему виру, а не дивье или пашу. Пашу неправильно поймет и увязнет в буквальном действии, в то время как дивья уже продвинулся дальше и ему не понадобится буквальное действие, чтобы понять внутренний смысл.

Существуют также тантрические школы, которые заменяют табуированные вещества и действия безобидными предметами, утверждая, что буквальные интерпретации панча макары упускают внутреннюю истину обряда.

Тантра в современном мире

Манджушри и Сарасвати в любовном соитии (майтхуна). Изображение: ru.wikipedia.org
Манджушри и Сарасвати в любовном соитии (майтхуна). Изображение: ru.wikipedia.org

Тантра используется на Западе как общий термин, относящийся к сексуальной практике как схеме духовной эволюции. На самом деле существует множество различных подходов к тому, как это проявляется в Европе или Америке.

Было много цивилизаций, которые обожествляли сексуальность как наиболее приближенное выражение космической любви или Бога. В любом случае, дело в том, что тантру можно изменить. Оно меняется в контексте времени и окружающей среды. И особенно зависит от характера практикующего.

В традиционных очагах тантрической практики в Индии, таких как Ассам возле почитаемого индуистского храма Кали, Каммахха, в некоторых частях Западной Бенгалии, в храмах Сиддханты в Южной Индии и в храмах Кашмири Шивы на севере, Тантра сохранила свою истинную форму.

Её вариации на практике видны там, где многие тантрики, как известно, часто посещают места кремации, пытаясь преодолеть свою мирскую привязанность к жизни, в то время как другие совершают еще более тайные действия. Но что объединяет их всех, так это глубокая тайна, в которой хранятся их ритуалы, и почти божественное почтение, оказываемое Гуру, который считается вершиной Тантры.

Можно с уверенностью сказать, что каждый индуистский тантра-йог в Индии является поклонником Шивы и/или Шакти, и более широко распространенные практики, которым посвящают себя все индуисты, такие как пуджа и поклонение через преданность, сохраняются, в то время как более оккультные йогические практики практики, связанные со священными обрядами, продолжаются.

Тибет также имеет очень сильную буддийскую тантрическую основу, которая сохраняется, хотя многие из них ее последователей были переселены в монастыри в Индии, и претендует на правосторонний путь.

Тибетская Тантра или Ваджраяна процветает в странах Запада в относительно чистой и подлинной, хотя и несколько смягченной форме, под руководством многих тибетских учителей первого или второго поколения, сбежавших из Тибета. Существуют сотни центров тибетского буддизма за пределами Тибета и Индии, в первую очередь в Америке и Европе, России, а также в восточных странах, таких как Малайзия, Тайвань и других.

Практики в этих центрах с тибетскими гуру или с теми, кто обучается непосредственно у них, подчеркивают истинный идеал Махаяны – быстрое достижение просветления, которое характеризует Будду, полностью посвятившего себя цели облегчения страданий других.

Утверждается, что это идеал бодхисаттвы буддизма Махаяны, исторически и мифологически представленный Авалокетишварой, Тарой и другими, а также сегодня в лице Далай-ламы и других тибетских учителей.

Буддийские махасиддхи, практикующие сексуальную йогу кармамудра («печать действия»). Изоражение: himalayanart.org
Буддийские махасиддхи, практикующие сексуальную йогу кармамудра («печать действия»). Изоражение: himalayanart.org

В тантрических или ваджраянских аспектах этой системы использование энергий тела, эмоций и ума, включая радость, гнев и сексуальную энергию, является не самоцелью, а мощным средством достижения конечной цели — осознания истинной природы реальности, пустоты или Шуньяты, достигая таким образом полного духовного просветления и избавления от бесконечной неудовлетворенности жизнью, и используя полученную таким образом силу только для того, чтобы помочь другим сделать то же самое.

Заключение

Современную Тантру можно разделить на практики, основанные на индуизме и буддизме. Традиционалисты индуистской тантры говорят, что форма индуистской тантры, широко практикуемая на Западе, представляет собой изуродованный и чрезвычайно ограниченный подход, включающий в себя только ошибочное мышление о «сакральной сексуальности» с небольшим отсылкой к ее истинной практике.

Традиционные тантристы говорят, что их практика включает в себя гораздо больше, чем просто колдовство или сексуальное возбуждение: как и остальная часть йоги (индуистской), она требует самоанализа и победы над материальным невежеством, часто посредством тела, но всегда посредством чистого взгляда ума.

«Настоящая Тантра» направлена ​​на преобразование сексуальной энергии в духовный прогресс и не имеет ничего общего с «сексом просто ради удовольствия». Те, у кого нет гуру или кому не хватает дисциплины ума и тела, непригодны для тантры. Показательно, что тантрист из Западной Бенгалии, почитатель индуистской богини Кали, однажды сказал:

«Те, кто наиболее подходит для Тантры, почти никогда ею не занимается, а те, кто наименее подходит, занимаются ею с рвением».

Джаярам В.

Читайте также на эту тему: