Найти тему
Epoch Times Russia

Духовная трансформация в средневековой поэме «Ивен»

Оглавление

В ПОЭМЕ РАССКАЗЫВАЕТСЯ О РЫЦАРЕ, КОТОРЫЙ ПОТЕРЯЛ ВСЁ, НО ОБРЁЛ ДОБРОДЕТЕЛЬ.

Автор: Уокер Ларсон

Ивен, сражающийся со змеем. Иллюминированная рукопись , между 1380 и 1385 годом. (Public Domain)
Ивен, сражающийся со змеем. Иллюминированная рукопись , между 1380 и 1385 годом. (Public Domain)

У Ивена есть всё: королевство, прекрасная жена, богатство, физическая сила и даже волшебный источник воды. Но в момент он теряет всё, в том числе рассудок, и бежит голым по лесу, не обращая внимания ни на что, кроме своего горя.

Как этот рыцарь при дворе короля Артура потерпел такое катастрофическое поражение?

Эгоцентричный рыцарь

Рыцарь и дама», середина XV века, мастер Э.С. Гравировка. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. (Public Domain)
Рыцарь и дама», середина XV века, мастер Э.С. Гравировка. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. (Public Domain)

Ивен — главный герой повествовательной поэмы французского поэта XII века Кретьена де Труа «Ивен, рыцарь Льва», действие которой происходит в мире артурианской легенды. Де Труа по сути помог развить жанр артурианского романа, который дошёл до наших дней. Он придал или по крайней мере популяризировал несколько характерных черт артуровским легендам, которые с тех пор стали каноническими, прочно укрепились в великой структуре этих историй, как краеугольные камни в крепостной стене.

Среди этих элементов — появление Святого Грааля, название «Камелот» для двора Артура и роман между Гвиневрой и Ланселотом, который, возможно, является самой известной незаконной связью во всей литературе.

Как и история Ланселота и Гвиневры, повесть об Ивене рассматривает вопросы верности и неверности, хотя Ивен не изменяет своей жене Лаудине в обычном смысле. Напротив, роковой недостаток Ивена — опрометчивость и эгоцентризм — заставляет его нарушить обещание, данное жене, и глубоко ранит её. Обещание было простым: вернуться домой из приключений через год. Но Ивен увлёкся своими походами рыцаря-изгнанника, и время незаметно ускользает от его внимания.

Перед отъездом Лаудин дала ему волшебное кольцо со словами:

«Надень сейчас на палец это моё кольцо, которое я тебе одалживаю. И я расскажу тебе всё о камне: ни один истинный и верный любовник не может быть заключён в темницу, ни одна капля крови с него не упадёт, ни один вред не постигнет его, если он будет носить его, дорожи им и не забывай о своей возлюбленной».

Кольцо — символ верности, которую мужчина должен хранить своей жене в делах и мыслях, и того, как эта любовь и верность уберегут его в опасности. Если бы Ивен постоянно помнил о своей даме и её любви, он никогда бы не опоздал к сроку возвращения домой. Но он позволил другим заботам, увлечениям и желаниям вытеснить внимание к своему браку.

Портрет женщины с золотым кольцом, около 1490–1500 гг., работа Лоренцо ди Креди. Дерево, масло. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. (Public Domain)
Портрет женщины с золотым кольцом, около 1490–1500 гг., работа Лоренцо ди Креди. Дерево, масло. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. (Public Domain)

Ивена возвращают к действительности, когда одна из служанок его жены приходит в суд, чтобы сообщить Ивену, что он пропустил срок, и укорить его за нерадивость. Она также объявляет, что Ивен навсегда потерял расположение своей госпожи и она не примет его обратно. Шок от осознания этого факта, столкновение с реальностью своей колоссальной ошибки и провала настолько опустошает Ивена, что он теряет рассудок, причём в буквальном смысле. Его представление о себе как об уверенном в себе герое, который никогда не терпит неудач, разбивается вдребезги.

Ивен бежит голым в дикую природу, и отказ от одежды символизирует отказ от прежней личности, а также его безумное, иррациональное, звероподобное состояние, вызванное горем и унижением. Это ключевой переходный момент в поэме.

Рыцари короля Артура, собравшиеся за Круглым столом на праздновании Пятидесятницы, видят Святой Грааль. Эта сцена изображена в рукописи XV века «Ланселот и Святой Грааль». (Wikimedia Commons)
Рыцари короля Артура, собравшиеся за Круглым столом на праздновании Пятидесятницы, видят Святой Грааль. Эта сцена изображена в рукописи XV века «Ланселот и Святой Грааль». (Wikimedia Commons)

Всю первую половину поэмы Ивейн действует импульсивно, безрассудно, не думая о других. Это безрассудство приводит его к поиску волшебного источника из простого любопытства и желания продемонстрировать свою рыцарскую доблесть. Он побеждает рыцаря, охраняющего источник, а затем стремительно влюбляется во вдову погибшего Лаудину. Путём странных и неожиданных ухаживаний он завоёвывает расположение этой дамы и женится на ней, унаследовав её земли и её любовь.

Пока всё хорошо. Но такой импульсивный и эгоцентричный подход к жизни не может работать долго. В один прекрасный день он может принести удачу — жену и земли, но в другой — отнять эти сокровища, что и происходит с Ивеном, когда он бездумно покидает женщину, на которой только что женился, и забывает к ней вернуться.

Теперь, в состоянии полной нищеты, потеряв всё, что приобрёл, Ивен должен либо измениться, либо погибнуть. Некоторое время Ивен живёт, как животное в дикой природе, вдали от человеческой цивилизации, что является справедливым наказанием за ту бездумную, инстинктивную и животную манеру, в которой он жил до сих пор. Но постепенно — отчасти благодаря милосердию и доброте незнакомцев, которые удовлетворяют его нужды, — Ивен начинает приходить в себя и задумываться над ошибками своей жизни.

Семена духовного преображения уже посеяны. Пробудившись, столкнувшись с катастрофическими последствиями своего эгоцентризма и разрушив своё прежнее самоощущение, Ивен начинает меняться.

Рыцарь со львом

Ивен спасает льва от змеи. Иллюминированная рукопись, между 1380 и 1385 годом. (Public Domain)
Ивен спасает льва от змеи. Иллюминированная рукопись, между 1380 и 1385 годом. (Public Domain)

Восстановив рассудок, Ивен решает вернуть жену, не зная, с чего начать. Во второй половине поэмы на поиски приключений вновь отправляется сильно ошарашенный, смирившийся и более искренний рыцарь. В нём теплится надежда, что благодаря настоящим подвигам, непоколебимой верности и более благородной жизни он сможет заслужить прощение жены.

Неслучайно одним из первых его приключений после безумия становится спасение льва от змеи. Благодарный ему за доброту, лев отказывается покидать Ивена и становится его верным спутником и помощником. Лев олицетворяет собой истинное рыцарство, рыцарскую честь и благородство, которые основаны на стремлении помочь другим, а не на стремлении доказать собственное величие.

С этого момента Ивен начинает демонстрировать эти качества, и лев становится подходящей эмблемой его благородного духа.

Новый раунд приключений заметно отличается от первого: если до потери жены и безумия он искал приключений из любопытства и ради славы, то теперь он ищет приключений исключительно для того, чтобы помочь нуждающимся, включая группу дев, захваченных двумя демонами, лорда, которого преследует жестокий великан, и город, преследуемый несправедливым графом, и всё это не с надменностью и самодовольством, а с новообретённым смирением. Когда одна из дам, услышав его имя «Рыцарь со львом», говорит, что никогда не слышала о нём, он скромно отвечает:

«Миледи, из этого можно сделать вывод, что я не так уж и знаменит».

Всё это дух настоящего рыцаря.

Несмотря на его скромность, репутация Ивена начинает распространяться, и слухи о «рыцаре со львом» разносятся по деревне. Парадоксально, но настоящую славу и восхищение он обретает лишь тогда, когда перестаёт их добиваться.

Однако Ивену предстоит последнее испытание. После того как Ивен побеждает нескольких злодеев, лорд, которому он помог, предлагает Ивену свою прекрасную дочь в жены и признаётся, что «она так прекрасна и так изящна, что император Германии был бы счастлив заполучить её в жены».

Но Ивен усвоил урок верности. Он уже женат и знает, что привязан к женщине, которой дал обещание. Он смотрит только на Лаудину и сопротивляется назойливому лорду, когда тот пытается заставить Ивена взять руку его дочери.

«Я возвращаю её тебе, — говорит Ивен. — Пусть она останется у того, у кого она есть. Мне нет до неё никакого дела, хотя я говорю это не с пренебрежением. Не обижайся, если я не приму её, ибо я не могу и не должен этого делать».

Ивен наконец-то доказывает верность браку.

Ивен, уезжающий из Лаудина, 19 век, картина Эдварда Бёрн-Джонса. Масло на холсте.
Ивен, уезжающий из Лаудина, 19 век, картина Эдварда Бёрн-Джонса. Масло на холсте.

История Ивена напоминает нам о том, как выглядит истинная мужественность: не наглость, не чрезмерная дерзость, не эгоцентричное проявление силы и самовозвеличивания, а самоотверженный дух, использующий свою силу для служения тем, кто в ней нуждается. Сказка также рассказывает нам о верности, человеческой слабости и о том, что неудача часто становится началом мудрости.

Окупится ли вновь обретённая мудрость Ивена? Вернёт ли он в конце концов свою жену? Чтобы ответить на этот вопрос, дорогой читатель, вам нужно прочитать поэму.

Уокер Ларсон преподаёт литературу в частной академии в Висконсине, где он живет с женой и дочерью. Он получил степень магистра по английской литературе и языку, а его статьи публиковались в журналах The Hemingway Review, Intellectual Takeout и его субстатье TheHazelnut. Он также является автором двух романов, «Голограмма» и «Песнь сфер».

Источник: The Epoch Times