По данным международной биржи грузоперевозок ATI.SU, в январе — марте 2024 года продолжились тенденции 2023-го: количество заявок на международные автомобильные грузоперевозки серьёзно растёт. Особенно сильно — импортных.
В первом квартале 2024-го, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, число заявок на импортные перевозки увеличилось на 99%, цены подросли на 7%. Тенденцию определяет Россия: спрос на перевозки из РФ в Беларусь вырос на 100%, цены — на 8%, отмечают в компании.
— Основная причина такого роста грузоперевозок на этом направлении — в европейских ограничениях. Логистические маршруты перестраиваются из-за сложностей с поставками через границу с ЕС, часть новых грузов может ехать в Беларусь, например, морем через Ленинградскую область, — пояснила директор компании — представителя биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси Татьяна Солдатенко.
Традиционно высокую динамику роста количества заявок в импортных перевозках показывает и Казахстан. В первом квартале 2024 года на этом направлении спрос вырос на 139% по сравнению с первым кварталом прошлого года. На 56% увеличилось и количество размещённых на ATI.SU заявок на перевозки из Турции в Беларусь.
— Эти показатели могут быть обусловлены тем, что через Казахстан пролегает много транзитных маршрутов, в том числе из Китая. Турция же ещё в прошлом году стала одним из основных торгово-экономических партнёров Беларуси, и грузопоток из этой страны продолжает расти. Подобное свидетельствует и о том, что с помощью данных государств компенсируется потеря европейских грузов, — говорит Татьяна Солдатенко.
В спросе на экспортные перевозки рост отмечается более плавный. Количество заявок на перевозки из Беларуси в другие страны в первом квартале 2024-го, по сравнению с тем же периодом прошлого года, увеличилось на 20%. Но ставки здесь подросли более существенно, чем в импорте, — на 26%. Тенденции также задаёт Россия: в этом направлении количество заявок увеличилось на 18%, ставки выросли на 25%. Неплохой рост по заявкам на грузоперевозки продемонстрировали Казахстан (+40%) и Узбекистан (+34%). А вот Армения и Грузия показали небольшое снижение.
Неожиданным оказался рост спроса на перевозки с Польшей. Причём в обе стороны. Из Польши, по сравнению с январём — мартом 2023-го, в аналогичном периоде этого года количество заявок на перевозки увеличилось на 55%, ставки выросли на 62%. Рост заявок на перевозки в Польшу составил 343%, ставки же прибавили 48%.
Как провезти в Беларусь авто из Европы с объёмом двигателя выше 1,9 литра? Узнали у тех, кто смог
— Возможно, так внушительно динамика выглядит на фоне резкого падения перевозок с Польшей в 2022—2023 годах. Но судя по всему, мы уже можем говорить о попытках снова наладить поставки с этой страной. Этому мог способствовать и тот факт, что в январе — марте ухудшилась ситуация на границе с Литвой и Латвией: закрылись очередные пункты пропуска, а досмотры и условия пересечения границы для фур ужесточились вплоть до того, что их массово разворачивали. И если в последние два года мы наблюдали, как польский грузопоток распределяется между Литвой и Латвией, то теперь перевозчики снова возвращаются на прежний маршрут, несмотря на существенный рост цен, — считает Татьяна Солдатенко.
На внутреннем рынке Беларуси в январе — марте 2024-го, по данным организации, тоже отмечается рост — на 71%. Однако, учитывая то, что ставки здесь снизились на 7%, это скорее говорит о развитии самой биржи в стране и увеличении числа её пользователей.
Фото: архив av.by