Найти тему

Роль чувств в развитии ребенка

Начнем с себя. Чтобы не запутаться в том, что надо знать и делать взрослому человеку (родителю, воспитателю, педагогу или психологу), а что ребенку, представьте себя в возрасте своих детей. Тем более, что в нашей психике всегда живут дети, которыми мы когда-то были. "Ты ребенок" от рождения уже получил весь спектр человеческих чувств, но не умеешь ими пользоваться. В твоей душе есть внутренний ребенок, которому в свое время не объяснили, как чувствовать.

Теперь, наконец , такой момент настал: пришел любящий и знающий "Ты взрослый", который восполнит пробелы в его детском воспитании. Оказывается «Ты-ребенок» имеешь право на все свои чувства и плохие и хорошие. «Ты-ребенок» откроешь для себя гармоничное соотношение этих чувств в душе и почувствуешь себя любимым и любящим. Поверь, это чудесный опыт, несущий твоей душе много радостных открытий.

Как попасть в страну чувств?

Вспомни свой возраст от трех до семи лет, не помнишь – придумай. Какое имя тебе нравилось в детстве? Произнеси его перед зеркалом несколько раз с разной интонацией. Этим ты как бы вызываешь в памяти души свои живые чувства, связанные с детством.

Посиди в тишине , отправь ум в отпуск и прислушайся к своей душе. Выбери из списка «Алфавит чувств» четыре чувства, которые наиболее ярко связаны с детским возрастом. Запиши их в блокнот. Если из четырех чувств получилось три позитивных и одно негативное, то твое детство было счастливым. Если соотношение позитивных и негативных чувств получилось другим, то придется исправлять это.

Изображение из открытого доступа
Изображение из открытого доступа

Для чего ребенку знать, называть и проживать чувства?

Во-первых, адаптация к новым ситуациям: Обсуждение чувств помогает ребенку приспосабливаться в изменившимся условиям.· Например, впервые оставили в детском саду, появился новый член семьи или положили в больницу. Ребенок может сказать, что ему страшно, скучно или весело.

Во- вторых, знание о чувствах улучшает коммуникацию. Взаимодействие с другими людьми, помогает ребенку стать признанным в социальной группе: в классе, школе, новом дворе.

·В-третьих, способствует осознанности через понимание чувств

В-четвертых, проговаривая свои чувства и проживая их ребенок уменьшает стресс на внешние или внутренние стимулы.

В-пятых, снижается склонность к конфликтности. Знание своих чувств позволяет ребенку ладить с детьми и взрослыми и строить здоровые отношения.·

· Как чувства влияют на формирование личности ребенка?

· Узнавание себя и своей уникальности происходит через чувства помогает ребенку закрепить свои лучше черты и узнать слабые стороны.

· Понимание чувств других людей развивает эмпатию, то есть способность воспринимать чувства окружающих.

· Формирует атмосферу доверия с близкими. Создание безопасного пространства и психологического комфорта в семье предупреждает отрицание авторитета родителей в подростковом возрасте

· Способствует развитию языковых навыков. Обогащает лексику ребенка, его общительность

Формирование более позитивного взгляда на жизнь .Ребенок учится находить радость в своей душе и фокусироваться на положительных чувствах

· Понимание связи между чувствами и поведением: если ребенок осознает, как его чувства повлияли на его поступки и решения.

· Стимуляция творческого начала. Знание чувств способствует творческому мышлению и выразительности в различных формах искусства. Рисовании, пении, танцах, сочинениях.·

Определение эмоций и чувств в повседневной жизни

Эмоция — это кратковременный разряд энергии, который стимулирует выброс стрессовых гормонов, обеспечивающих нам выживание в изменившихся условиях. Если эмоция негативная, то нужно драться, убегать или прятаться — другая реакция природой не предусмотрена. Если эмоция позитивная, то мы смеемся и расслабляемся, то есть опасности для жизни нет. Кратковременность и неконтролируемость являются основными характеристиками любой эмоции. За эмоции отвечает рептильная часть мозга.

Чувства: Чувства - это долгосрочные переживания, как конечный продукт опыта, связанного с мыслями, клеточной памятью и ощущениями. Этот комплекс в холодинамике называли «холодайном» или «мыслеформой» (В.Вульф),. В зеркальной психологии «метафорой» или «ощущаемым чувством» (Дж.Ризолатти, А.Треногов). Все эти термины показывают. что наличие связи с телом и энергия характерны для чувств. Они влияют на здоровья и судьбу человека.
Чувства — это более длительная и глубокая вибрация души,
связанная с ощущениями в теле и, в первую очередь,
с мышечной системой. Чувства влияют на клеточное сознание каждого органа и вовлекают его в болезненный или оздоровительный процесс. Чем выше вибрации чувств, тем более они позитивны. Например, при печали
вибрации клеток тела составляют 75 баллов, а при радости 540 баллов. Большинство людей постоянно испытывают чувства в диапазоне 200 баллов и ниже (Д. Хокинс).

Различие между чувствами и эмоциями, и почему это важно понимать?·

Советы многих гуру психологов типа: «контролируйте эмоции» или «избавьтесь от страхов» невыполнимы в жизни, ибо они нарушают саму природу человека.

Эмоции связаны с рептильным мозгом, который обеспечивает выживание. Контролировать древнейшие отделы бессознательного мозга человеку не дано. Например, прикоснувшись к горячей поверхности печки, вы сначала отдернете руку, а потом возникнет страх обжечься. То есть вначале сработает инстинкт выживания: удалиться от горячего (эмоция) , а потом чувство страха, связанное с лимбическим мозгом. И только потом включится кора – разумный мозг, который запомнит ситуацию, вид горячей плиты и создаст образ – установку ОПАСНО!.