Найти в Дзене

Покорение Каракум

Появление первых советских автомобилей в то время вызвало откровенные насмешки иностранной прессы. «Русские машины разваливаются, едва покинув конвейер, и не способны без ремонта проехать и 50 километров» - писала мировая пресса в адрес молодой страны. Советское общество «Автодор» решило ударить по недоброжелателям по-своему - автопробегом и на деле доказать надежность советской техники. Чтобы выбить всякую почву из-под ног критиков, решили отправить автопробег в пустыню Каракумы. Это был вызов для советских инженеров, для всех советских людей. Составленный маршрут проходил по 19 республикам, краям и областям. Из 9500 километров только шестую часть пути колонна следовала по асфальтовым дорогам. Затем пошли грунтовые, проселочные, порой почти непригодные для автомобилей дороги. А 1000 км вовсе нужно было проехать по страшным пескам.

Такой сложный экзамен проходила продукция 47 заводов и предприятий Советского Союза. Кроме самих машин специалистам нужно было испытать отечественные шины из натурального и синтетического каучука.

-2

В пробеге участвовала и техника молодого автомобильного завода имени Молотова: 6 легковушек ГАЗ-А и столько же грузовиков ГАЗ-АА, а также 2 трехосных автомобиля ГАЗ-ААА и экспериментальная модель ГАЗ-НАТИ-30. Вместе с ними в колонне шли «коренные американцы» Ford-АА, 3 автомобиля Ford-Timken и 4 АМО-3. Всего в пробеге участвовали 106 человек: водители, инженеры, техники, врачи, научные работники, журналисты, писатели, кинооператоры.

Был создан специальный Туркменский комитет содействия пробегу. В населенных пунктах по всему маршруту организованы заправки топливом и водой, пункты питания и медицинской помощи, ночлеги. Местные жители, прежде никогда не видевшие «железных коней», валом валили на улицы, чтобы поглазеть на диковинную технику. На всем протяжении пути проходили встречи с населением и местными активистами. Участники пробега агитировали за строительство новых дорог и широкую моторизацию.

-3

С коварными барханными песками колонна столкнулась в Приаральской пустыне, так называемых Малых Каракумах, между городами Иргиз и Аральск. Барханы чередовались с глубокими ямами и кочками полутораметровой высоты. Невыносимыми для людей были резкие колебания температуры - днем до 50 градусов жары, а в кабинах и все 75! Только ночью можно было вздохнуть - наступала относительная прохлада.

-4

Остро не хватало питьевой и технической воды. Каждый участник пробега на все свои нужды получал не более 2 литров воды в сутки. Но и ее приходилось сливать в радиаторы. Самыми «прожорливыми» оказались грузовики АМО-3, которые требовали по 5-7 ведер в сутки. Поэтому все без разговоров отдавали свою питьевую воду для ненасытных радиаторов «амовских» грузовиков.

Самым сложным участком пути оказалась Сарыкамышская впадина - остаток существовавшего когда-то огромного соленого озера. Проигнорировав предупреждение проводников, экипажи выехали на белую от кристаллов поверхность и, проломив тонкий слой, моментально завязли в мокрой соленой массе. Любая попытка выбраться из солончакового плена приводила только к еще большему погружению автомобилей. И в этот критический момент на выручку пришла русская смекалка. Остроумное приспособление придумал коломенский рабочий А.Савинов. Его «самовытаскиватель» представлял собой пару цилиндрических барабанов, прикрепляемых гайками к ведущим колесам грузовика, а также трос и блок. При медленном вращении ведущих колес трос наматывался на барабаны, действуя как лебедка, и вытаскивал машину.

-5

Несмотря на все трудности и препятствия, колонна с успехом финишировала в Москве. Все автомобили завершили Каракумский пробег без существенных поломок. Передвижная лаборатория в течение двух с лишним месяцев в различных климатических условиях вела всесторонние наблюдения за работой каждой детали автомобилей ГАЗ, чтобы в дальнейшем их усовершенствовать. Эта суровая проверка дала ценные сведения конструкторам. Масляные воздухоочистители спасли двигатели от пыли и с тех пор стали стандартным оборудованием наших автомобилей. В результате испытаний шин «сверхбаллон» на всех советских автомобилях стали применять шины сравнительно большого объема и низкого давления. Подтвердилась необходимость увеличения радиаторов. Были внесены улучшения в конструкцию ведущих мостов трехосных автомобилей.

«Машины марки «ГАЗ» совершенно и окончательно способные, имеют честный мотор, надежное шасси, а про рессоры не может быть и разговора. Какие хочешь возьми рессоры - хоть Форда, хоть самого черта, - они рассыпались бы на этих сумасшедших кочках…» - рассказывал один водителей пробега.

-6

Этот Каракумский маршрут долгое время оставался обязательным для заводских испытаний автомобилей Горьковского автомобильного завода. И по сей день жива традиция тестировать новую технику в продолжительных экстремальных пробегах.