Участие Ленинского комсомола – молодёжной организации КПРФ – в информационной кампании против Высшей политической школы им. Ивана Ильина и философа Александра Дугина несколько усложняет картину происходящего в России, которое интерпретировалось первоначально в ключе: иноагенты против патриотов. Тем более что информационно поддержал её депутат Госдумы, секретарь Московского горкома КПРФ Денис Парфёнов. Последний выпустил статью «Фашистское идолище псевдопатриотов», где попытался обосновать фашизм Ильина цитатами из его наследия.
В «Солнце Севера» была опубликована статья Татьяны Татаринцевой, которая обосновывает, почему Ильина нельзя назвать фашистом. Тезисы её пересказывать вновь не будем.
Отметим лишь следующее: в ходе своей эволюции отношения к фашизму Иван Ильин не менял своего взгляда на него как на реакцию против коммунизма, считая его явлением, которое возникло уже после возникновения Белого движения. Фашизм он критиковал справа.
Статья Ивана Ильина «Национал-социализм. Новый дух. I» 1933 года, где он пытается оправдать первые действия режима Гитлера (что ему ставят всегда в вину), предполагала продолжение, о чём свидетельствует римская I в заголовке. Но его не последовало. Может быть, репутация Ильина действительно могла пострадать ещё больше, если бы его статья имела продолжение, но ему не дали долго заблуждаться.
Вот как он писал о своём «плодотворном сотрудничестве» с германцами Ивану Шмелёву:
«Гонение на меня в Германии началось еще в 1933 году за то, что я дерзал быть русским патриотом с собственным суждением. Вот список.
1933. Апрель—Июль. Первые посещения моего жилища политической полицией. Попытки разоблачить меня как «Франкофила» или же использовать меня против остальной эмиграции. Мой отказ.
1933. Август. Обыск у меня. Арест (так и везли под стражей через весь город на полиц<ейской> открытой колымаге). Запрещение «заниматься политической деятельностью» под угрозой концлагеря.
1934. Апрель. Предложение мне как профессору Русского Научного Института заняться пропагандой антисемитизма во всем эмиграционном рассеянии. Мой категорический отказ.
1934. Июнь. Мне отказано в праве на работу.
1934. Июль. Я уволен в два счета из Русского Института.
1935—1937 я работаю в частном порядке с Еванг<елической> Церковью.
1937. Август. Вызов в политическую полицию, где за четыре года скопились доносы на меня из среды «русского нац<ионал->социалистич<еского> движения». Доносы эти были читаны моими друзьями. Были доносы в 22 пункта.
1937. Октябрь. Два допроса в Гештапо.
Не служил ли я в Москве большевикам? Отв<ет>: нет.
Почему меня не расстреляли сразу, а выслали только
через пять лет? Отв<ет>: Бог не допустил.
Не масон ли я? Отв<ет>: нет».
Иван Ильин, живя в Германии, продолжает пытаться издаваться. То, что может получить одобрение, это антибольшевистские сочинения. Но даже их у Ильина запрещают.
В конце концов он сбегает из Германии под видом поездки на лечение в Швейцарию, где будет под псевдонимами писать о Великой Отечественной войне, переживая за Россию и приветствуя успехи Красной армии, не меняя, однако своего отношения к советскому руководству и коммунизму.
Процитируем в этой связи ещё раз места из переписки с Иваном Шмелёвым: «Гитлер, порабощающий свой народ, чтобы поработить своими рабами другие соседние народы – творит преступление в истории человечества». И ещё: «Я никогда не мог понять, как русские люди могли сочувствовать национал-социалистам… Они – враги России, презиравшие русских людей последним презрением… Коммунизм в России был для них только предлог, чтобы оправдать перед другими народами и перед историей свою жажду завоевания».
Принципиальные расхождения с фашистами Иван Ильин описал в статье 1948 года «О фашизме». Поэтому вопрос о фашизме Ильина рассматривать нет никакого смысла – это пропагандистский жупел, на который, к сожалению, зря ведутся комсомольцы и коммунисты. Иван Ильин философ и деятель Белого движения, и именно в таком качестве его и нужно рассматривать.
Белый патриот, наследие которого не помешало бы исследовать и комсомольцам из РГГУ, подписавшим петицию хотя бы из тех соображений, чтобы избежать ошибок в будущем: критика Ильиным советского строя нередко попадала в цель.
Примечательно, что лидер КПРФ Геннадий Зюганов неоднократно сам в своих работах обращался к наследию Ивана Ильина. И даже высказывался так: «Среди религиозных мыслителей наибольшее влияние оказал на меня Иван Ильин и петербургский митрополит Иоанн (Снычев), с которым я неоднократно встречался и которого искренне глубоко уважал» (Зюганов Г. Святая Русь и кащеево царство. М., 2003), «Я не раз обращался к философскому наследию И.А.Ильина, внесшего свой весьма ощутимый вклад в разработку идеологии государственного патриотизма» (Зюганов Г. Россия - Родина моя. Идеология государственного патриотизма).
Это ему неоднократно ставили в вину различные левые активисты и «истинные коммунисты», такие, например, как иноагент Илья Пономарёв, в отношении которого возбуждено уголовное дело о госизмене. Напомним, что Илья Пономарёв публично взял на себя ответственность за убийство Дарьи Дугина, дочери философа Александра Дугина (это, скорее, бравада политического проходимца, но она хорошо характеризует его и ему подобных «борцов за правду»).
При этом Геннадий Зюганов отдаёт себе отчёт, что это деятель Белого движения. В 2022 году он публично призывал "не тащить в авторитеты" носителей "белогвардейского патриотизма", имея в виду Ивана Ильина. Обратите внимание, председатель ЦК КПРФ не клеймит Ильина фашистом, как это делают либералы, а указывает на его реальную политическую принадлежность.
Комсомольцы же, не разобравшиеся в вопросе, своей выходкой подыграли в политической игре яркого представителя «шестой колонны» и высокопоставленного «единоросса» Вероники Крашенинниковой (во всяком случае, она была в "Высшем Совете" ЕР ещё в совсем в недавнем прошлом), которая давно ведёт информационную кампанию против Александра Дугина лично и ВПШ им. Ивана Ильина. К слову, Вероника Крашенниникова «по странному стечению обстоятельств» часто участвовала в дискуссиях о фашизме, сотрудничая с левыми блогерами, такими как Клим Жуков и Константин Сёмин, пытаясь стать своей в леволиберальной среде и внедрить западную левую повестку в России, которая касается не экономики, а прав меньшинств.
«Кстати, операция преследует цель раскола нашего общества по принципу консерваторы - социалисты. Это искусственная линия разлома, и левые, и правые патриоты вместе сейчас воюют за Победу. Стравить их пытаются провокаторы с обеих сторон. Их надо изолировать и идентифицировать как таковых. Ничто не должно сбить нас с наших устойчивых русских позиций — тем более убогая лево-либеральная сеть Вероники Крашенинниковой. Кстати, есть информация, что она, предчувствуя неизбежность расплаты, покинула страну и осела в Италии, где у нее главное место жительство, и оттуда (помните Ла Стампа!) курирует эту сетевую атаку. С ней в команде иноагент горе-ницшеанка Синеокая и цэрэушница Марлен Ляруэль. Тут и сегмент "Института Философии" подтапливает», – написал о её участии в кампании Александр Дугин.
Что касается самого Александра Дугина, возглавившего ВПШ, то он не враг социалистических идей в России: он неоднократно высказывался за восстановление Госплана, деолигархизацию общества. Его плодотворная деятельность на соцфаке МГУ принесла большую пользу отечественной социологии. Поэтому его назначение можно только приветствовать, как бы ни называлось учебное учреждение.
Поэтому комсомольцам РГГУ, если они не желают продолжать играть в чужие ворота, следует свои политические требования оформить в соответствующей форме, указав на реальное положение дел, или от них отказаться. А ещё лучше - выступить в конструктивном ключе, предложив присвоить имя выдающегося близкого им советского или российского учёного, например, какому-то из институтов из вуза.
Николай Арутюнов, руководитель культурного пространства "Солнце Севера"