Дислексия в книгах. Вселенная Перси Джексона

В первом в истории задокументированном описании дислексии сообщалось о мальчике по имени Перси Ф., подростке 14 лет, который был старшим сыном в семье и вторым ребёнком из семи детей. Он был смышлёным, умным мальчуганом, и ничем не отличался от своих сверстников. Но у него была одна проблема: он никак не мог научиться читать.

Ни учителя, ни врач Уильям Прингл Морган, описавший в 1896 году этот случай «словесной слепоты» (для дислексии тогда ещё не придумали названия), не понимали, почему этот мальчик, проучившийся в школе семь лет, мог прочесть только алфавит и несколько слов. Никто не знает, что впоследствии стало с Перси Ф., но его имя навсегда осталось в истории. А через сто с небольшим лет мир узнал о другом мальчике по имени Перси, у которого тоже имелась дислексия: его звали Перси Джексон, и он был сыном обычной женщины и бога морей Посейдона.

Проблема или особый дар?

Прежде чем начать рассказ о мальчике-полукровке с особым даром, доставшимся ему от богов, стоит уделить немного внимания современному взгляду на феномен дислексии. Медицина относит это состояние к спектру трудностей с обучением. Людям с дислексией тяжело даётся беглое и правильное чтение, несмотря на то что они прилежно занимаются.

В первом в истории задокументированном описании дислексии сообщалось о мальчике по имени Перси Ф., подростке 14 лет, который был старшим сыном в семье и вторым ребёнком из семи детей.

Дислексия довольно широко распространена, она встречается примерно у каждого десятого человека. Учёным удалось определить, что вызывает её ослабление нейронных связей между некоторыми отделами головного мозга, но почему это происходит, пока в точности установить не получается. Некоторые исследователи полагают даже, что дислексия является эволюционным преимуществом, потому что заставляет человека искать нестандартные решения.

Доказано, что люди с дислексией часто обладают особыми талантами – особенно, в том, что касается пространственного представления. Они умеют видеть ситуацию в целом и обладают отличным стратегическим мышлением. Они могут быть прекрасными архитекторами, проектировщиками, художниками.

Состояния, подобные дислексии или СДВГ, современные учёные и практикующие врачи сегодня не склонны рассматривать как заболевания. Они предпочитают использовать термин «нейроразнообразие». Согласно этой концепции, человеческий мозг может обрабатывать и интерпертировать информацию различными способами, и все они являются нормой. Само понятие нейроразнообразия придумала в 1997 году социолог Джуди Сингер, у которой был диагностирован аутизм.

Некоторые исследователи и вовсе склонны рассматривать дислексию как особый талант. Такого мнения придерживается, например, Рональд Дейвис, автор широко известной методики для коррекции дислексии. Люди с дислексией приносят пользу обществу, поскольку могут помочь увидеть то, что скрыто от других. За счёт своего более совершенного визуального восприятия они способны делать многие вещи быстрее и лучше остальных.

Как появился Перси Джексон

Идея о дислексии как об одарённости пришлась по душе американскому писателю Рику Риордану, когда он узнал, что у его сына Хейли диагностированы дислексия и синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Риордан был преподавателем в средней школе и в свободное от работы время писал книги – в основном, детективы. Рассказы или повести для детей он никогда не сочинял, но, чтобы поддержать своего сына, решил придумать историю про особенного мальчика.

У Риордана было двое сыновей, Хейли и Патрик. У Патрика не было проблем с обучением, а вот Хейли чтение давалось с трудом, хотя он очень любил книги. Особенно ему нравилась греческая мифология, которую он начал изучать во втором классе. Именно благодаря сказаниям о древнегреческих богах Хейли начал проявлять интерес к школе, которую он до этого не любил из-за того, что в классе отставал от других учеников.

Чтобы подогреть интерес сына к учёбе, Риордан начал рассказывать ему на ночь сказки, основанные на древнегреческих мифах. Уловка сработала даже лучше, чем ожидалось: Хейли постоянно просил у отца новые истории. В конце концов, классические сюжеты закончились. Тогда Хейли попросил отца придумать новые истории с уже знакомыми героями.

В первом в истории задокументированном описании дислексии сообщалось о мальчике по имени Перси Ф., подростке 14 лет, который был старшим сыном в семье и вторым ребёнком из семи детей.-2

Перси из-за своей гиперактивности и проблем с чтением сменил не одну школу, но нигде не мог задержаться. Последним учебным заведением, где он оказался, был интернат. Однажды во время поездки вместе с классом в музей мальчик обнаруживает, что мир вокруг вовсе не такой, каким кажется. Учительница алгебры вдруг превращается в фурию, а обычная ручка – в волшебный меч. Мальчик видит Мойр, богинь судьбы, за ним гонится Минотавр, существо с телом человека и головой быка. Наконец, Перси Джексон оказывается в Лагере Полукровок – месте, где таких же как он детей-полубогов учат развивать свои способности.

Новая история так понравилась Хейли, что он попросил Риордана написать по ней книгу. Несмотря на то, что тот был полный день занят в школе, а по вечерам работал над своими детективными романами, он нашёл время для книги про мальчика-полукровку. Она называлась «Перси Джексон и Похититель молний» и была издана в 2005 году. В течение следующих пяти лет было продано 1,8 миллиона копий этой книги.

Полубог с особым даром

Риордан был расстроен тем, что у его сына обнаружились СДВГ и дислексия. Такие дети сталкиваются с трудностями в школе, потому что у них есть проблемы с концентрацией внимания. Им сложно контролировать своё поведение, они бывают взрывными и непоседливыми. А Хейли, помимо этого, испытывал затруднение с чтением, потому что буквы выглядели для него перепутанными или сбившимися в кучу.

В первом в истории задокументированном описании дислексии сообщалось о мальчике по имени Перси Ф., подростке 14 лет, который был старшим сыном в семье и вторым ребёнком из семи детей.-3

Людей с дислексией или СДВГ иногда воспринимают неправильно и считают их ленивыми или глупыми. На самом деле они нередко бывают гораздо умнее и проницательнее большинства людей, потому что им приходится мыслить творчески, нестандартно. Они вынуждены находить способы компенсировать свои трудности.

«Выбор такого персонажа, как Перси Джексон, мальчик с дислексией и СДВГ, был для меня способом выразить поддержку всем детям с такими же нарушениями, – объяснял Рик Риордан в одном из своих интервью. – Не так уж и плохо быть непохожим на остальных. Иногда это – признак особого таланта. Именно это Перси узнаёт о себе в “Похитителе молний”».

Приключения продолжаются

Успех первой книги вдохновил Рика Риордана на сочинение других историй про Перси и его друзей, Гроувера и Аннабет. Эти сюжеты нашли своё воплощение в серии из пяти книг под названием «Перси Джексон и Олимпийцы». Конечно же, под словом «олимпийцы» подразумевались не спортсмены, а боги древнегреческого Олимпа: Зевс, Гера, Афина, Гермес, Дионис, Афродита и другие. Интересно, что современный Олимп, по версии автора, находится на вершине небоскрёба Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке.

Приключения Перси и его приятелей по-прежнему были переплетены с греческой мифологией: ребята то отправлялись на поиски Золотого руна, то бродили по знаменитому Лабиринту, то спускались в подземный мир Аида. Сам Перси в этих книгах поначалу выглядит как обычный 12-летний ребёнок, неожиданно открывший у себя сверхспособности, но постепенно осознаёт свою роль в борьбе за Олимп. Иногда он совершает ошибки, но всегда остаётся верным другом. Он не боится принять на себя роль лидера, когда этого требует ситуация, и способен на жертву ради тех, кого любит.

В то же время, в нём иногда проявляются и неприятные черты. Он может быть дерзким и властолюбивым, иногда чрезмерно гордым, иногда – слишком неуверенным в себе. Несмотря на своё божественное происхождение, Перси всё же остаётся внутри обычным подростком. Тем не менее, согласно Великому Пророчеству дельфийского оракула, ему придётся сыграть важнейшую роль в последующей судьбе Олимпа. От его выбора зависит, будет ли спасена обитель богов или обречена на гибель. Очевидно, что из-за этого многие боги видят в Перси Джексоне угрозу.

На протяжении всего пятикнижия Перси приходится пройти классический путь героя: сразиться с могущественным злодеем, спасти друзей и весь мир и отказаться от ценного дара ради высшей цели. К концу пятой книги, «Последнее пророчество», Перси уже не мальчик, а шестнадцатилетний юноша.

Книжная серия про Олимпийцев разошлась 100 миллионами копий в одних лишь Соединённых Штатах, благодаря чему Рик Риордан занял 12-е место в списке самых высокооплачиваемых авторов.

Особые способности или особые потребности?

Истории о приключениях мальчика-полубога были изданы в 35 странах, в том числе и в России, и переведены на 37 языков. Спустя пять лет после выхода первой книги читатели имели дело уже не просто с серией рассказов, а с настоящей литературной вселенной – вселенной Перси Джексона. Как и подобает настоящей вселенной, у неё появилась собственная энциклопедия и множество дополнительных материалов.

Юные поклонники требовали продолжения, и Рик Риордан приступил к работе над вторым циклом из пяти книг, который позже получил название «Герои Олимпа». К греческим богам здесь добавились древнеримские боги, а повествование велось уже не от имени Перси Джексона, а от третьего лица, фокусируясь по очереди то на одном, то на другом персонаже.

Несмотря на то, что эти книги изобиловали такими именами, как Ликаон, Асклепий или Алкионей, читатели были в восторге. Древнегреческая мифология покорила их изобилием волшебства, тайн, приключений, опасных чудовищ и героев.

Риордан объяснял популярность своих книг тем, что полубоги, о которых он писал, имели много общего с обычными учениками средней школы. Персонажи историй про Перси Джексона – это полулюди-полубоги, которые словно бы застряли между мирами. Олимп для них не является по-настоящему родным местом, но и в мире людей они не чувствуют себя уютно. Им приходится пройти через различные испытания, чтобы приспособиться к такой жизни. И подростки чувствуют себя примерно так же: они ещё не вполне взрослые, но уже не дети.

Особенно нелегко приходится таким школьникам, у которых есть трудности с обучением – таким, как Перси Джексону с его дислексией и СДВГ. Буквы скачут у Перси перед глазами, он ни одну задачу не может выполнить в срок, а на уроках имеет проблемы с концентрацией внимания. Неудачи часто настигают его в самую неподходящую минуту – например, когда приходится убегать от очередного монстра.

Поскольку у сына Рика Риордана, Хейли, уже в раннем возрасте были обнаружены СДВГ и дислексия, писатель прекрасно знал, с чем приходится сталкиваться таким детям и их родителям. Дислектиков и школьников с дефицитом внимания и гиперактивностью часто незаслуженно воспринимают как «странных», «не таких», «необучаемых» или, что ещё хуже, «неполноценных». Общество пытается отгородиться от этих детей вместо того, чтобы понять их. Такое несправедливое положение вещей вдохновило Риордана на создание истории об неидеальном герое – неидеальном в глазах общества. Этот герой добивается успеха не вопреки своим особенностям, а благодаря им.

В первом в истории задокументированном описании дислексии сообщалось о мальчике по имени Перси Ф., подростке 14 лет, который был старшим сыном в семье и вторым ребёнком из семи детей.-4

Таким способом Риордан знакомит своих читателей с понятием нейроразнообразия. Каждый человек уникален в своём неврологическом проявлении, и то, что мы иногда воспринимаем как недостаток, на самом деле может обеспечивать преимущество. Люди со СДВГ склонны отвлекаться на любой раздражитель, но зато они способны заметить больше, чем остальные. Люди с дислексией буквально мыслят образами, благодаря чему они могут видеть картину сразу со всех сторон и находить неожиданные решения.

Книги Риордана о Перси Джексоне и его друзьях учат тому, как понимать и принимать различные аспекты своей личности. А ещё это – увлекательные, вдохновляющие и мотивирующие истории, которые необходимы всем детям без исключения.

Узнайте больше о дислексии и ее особенностях на нашем сайте.