Этот танк появился тогда, когда, по сути остальные страны осознали бесперспективность легкого танка на поле боя. Да, еще разрабатывались и выпускались новые образцы в СССР, но именно "Стюарт" стал, по мнению многих историков, лучшим легким танком Второй Мировой. Он не только нашел свою нишу в сражениях того времени, но и успешно применялся для разведки, быстрых рейдов по тылам, на небольших атоллах и островах Тихого океана. Более того, танк успел повоевать и в локальных послевоенных конфликтах.
Можно конечно проследить всю родословную этого "малыша" весом почти в 13 тонн, но лучше начать от ближайшего прародителя. А был им массовый легкий танк М3А1
Вступив во Вторую Мировую раньше чем хотелось бы, благодаря японцам, американцы стремительно развивали свою танковую промышленность. Танки нужны были не только самим США, но и союзникам в лице Великобритании и СССР. Производственных мощностей не хватало. Одним из "узких" мест, стало производство танковых дизелей. Именно нехватка дизельных двигателей и привела к появлению M5A1.
В середине 1941 года, когда вовсю шло производство М3, было принято решение применить в качестве двигательной установки, спаренные автомобильные двигатели Cadillac с автоматическими коробками передач. Мощность получившейся "спарки" была 296 л.с. Правда пришлось видоизменять корпус машины. Прежде всего приподняли ступенькой надмоторную плиту (из-за радиаторов двигатели в имеющееся место не влезали). Машина получила, так называемый горб. Помимо этого изменили и наклон лобового листа. Мотор вращения башни убрали под корзину. Корпус стал полностью сварным. Убрали и пулемет из бортовых спонсонов.
По идее, получившийся танк, должен был иметь индекс М4, но в это время шел и выпуск Шерманов. У американцев и с М3 путаница имелась, ведь с таким же индексом шел выпуск "Генералов Ли". Короче, что б избежать подобного танк получил индекс М5. Вскоре для него была разработана новая башня с нишей для радиостанции, люком в корме для демонтажа 37 мм орудия, немного изменили днище машины (добавился, например эвакуационный люк). Эту модификацию назвали M5A1.
Броня составляла в лобовой проекции башни и корпуса составляла 38 мм. Борт корпуса защищали всего 25 мм. При длине корпуса 4,84 м и высоте 2,57 м. внутри сидел экипаж аж из 4 человек. Вооружение состояло из 37-мм орудия M6 и трех пулеметов "Browning". Кстати, хотя пушка и была слабовата, но, например бронебойный снаряд APC M51 Shot пробивал дистанции в 900 метров поверхностно закаленную (то есть довольно "вязкую") броню толщиной до 46 мм. А например бортовая броня Pz.KpfW. IV Ausf. J была всего 30 мм и корпуса и башни. Максимальная скорость была 58 км/ч. А запас хода составлял 200 км.
Какое-то время М3 и М5 выпускались параллельно, но с принятием на вооружение M5A1 быстро перевели на его производство всех. Танк M5 выпускался с июня 1942 до второй половины 1944 года. Помимо США, 1431 танк поставили англичанам и 226 французам. А всего произвели 8 884 танка. Танки не успели к моменту окончания Африканских боев, и впервые широко применялись в боях в Италии, ну а позже во Франции и на архипелагах Тихого океана. Конечно экипаж, зная о слабости брони, защищался как мог. Это и мешки с песком и бревна и металлические сетки.
Танки этого типа применялись прежде всего для разведки, сопровождения колонн и ограниченно для поддержки пехоты. Что касается Тихого океана, то на островах танки воевали в первой линии. Противотанковые средства японцев были куда слабее немцев. Правда на тот конец Земли их отправили куда меньше. Все-таки "Шерман" имел орудие куда более подходящее для разрушения укреплений японцев. Предлагался танк для поставок и в СССР, но наше руководство, всесторонне изучив новую машину, от поставок отказалось. Кстати, машина после испытаний осталась у нас и сейчас ее можно увидеть в парке "Патриот". После окончания Второй Мировой танку пришлось продолжить воевать, например в гражданской войне в Китае и в Индокитайском конфликте. По некоторым данным несколько танков в 2010 году еще находились на вооружении Эквадора. Танков этого типа немало и в частных коллекциях.
Несмотря на такую популярность танка, в 1/35 его выпускают, насколько я знаю двое. Японская "Tamiya" и тайваньский AFV Club.
При этом они выпускают как ранние модификации так и поздние (как например на приведенном выше боксарте Тамии. До этой модели я с AFV не сталкивался. Во-первых мне все же ближе 1/72 масштаб, ну а во вторых это цена. Она скажем так кусается...Однако про этот набор остались только отличные впечатления. Собирается все очень хорошо, почти нигде не нужен напильник. В наборе два вида катков, плата травления, металлический ствол. Траки виниловые, но у американцев они и были резино-металлические, так что тут все нормально. Собрал его на одном дыхании. Я лишь заменил все поручни на проволоку, добавил в паре мест сварных швов, имитировал разбитые фары, при сборке потерял звуковой сигнал, пришлось тоже делать самому ну и антенна конечно. Барахла типа бочек, мешков и прочего в 1/35 у меня нет, поэтому на модель ничего не наваливал. Окраска Vallejio Olive drab. Фильтра и смывка масляные самодельные. Везеринг АК Intractive. Мой набор, был так сказать лимитед эдишн на гражданскую войну в КНР и самому танку из Гоминьдановской армии посвящена историческая справка и фото его самого в качестве памятника на Тайване, но меня это не зацепило. Поэтому прототип выбрал на Нормандию 1944 год, благо декали и два вида катков это позволяли. Ну и вот, в галерее ниже, что у меня получилось. Спасибо за внимание!