Буддизм – одна из трех мировых религий, названная так по имени Просветленного Сиддхартхи Гаутамы «Будды». Будда оставил после себя учение, которое после его смерти записали и структурировали его ученики.
«Четыре благородные истины» Будда сформулировал в одной из первых своих проповедей. В «Дхаммападе» написано: «Тот же, кто нашел прибежище в Будде, в Дхамме и в Сангхе, кто владеет подлинным знанием, – видит Четыре благородные истины». Эти истины приводятся в «Палийском каноне».
✅️Первая истина говорит о том, что всё есть страдание: любая жизнь, любая форма жизни – это страдание. Даже сама сущность жизни есть страдание. Нет ничего в мире, что не причиняло бы страдание: родиться – значит страдать; влюбиться – тоже страдание; желание не исполнилось – страдание; не получилось так, как хотелось – страдание; смерть, болезнь, старость – страдание.
В «Самьютта-Никая» Палийского канона первая истина сформулирована так:
«Первая благородная истина:
🔹️рождение есть страдание,
🔹️старение есть страдание,
🔹️болезнь есть страдание,
🔹️смерть есть страдание,
🔹️соединение с неприятным есть страдание,
🔹️разлучение с приятным есть страдание,
🔹️не получение желаемого есть страдание,
🔹️пять совокупностей, подверженных цеплянию, есть страдание».
✅️Вторая истина раскрывает причину появления страдания в жизни человека. И этой причиной является постоянная жажда чего-то, ненасытность в своих потребностях и желаниях, стремление к получению и обладанию. Появление новых желаний ведет к бесконечному циклу перерождений. Постоянное желание испытывать наслаждение и стремление к получению удовольствия приводит к новому рождению. Жажда власти, жажда новых ощущений, жажда обладать вещами, жажда быть любимым кем-то, жажда наслаждаться кем-то, привязанности к чему-либо – всё это становится причиной родиться вновь в другой жизни и при других обстоятельствах.
✅️Третья благородная истина даёт рецепт избавления от страданий: необходимо прилагать усилия, чтобы побороть эту жажду, эти чрезмерные желания. Жажда должна угаснуть и прекратиться.
✅️Четвертая истина говорит о пути прекращения страданий: это соблюдение восьми правил, так называемый Благородный Восьмеричный Путь. Будда пришел к знанию, что и жизнь в постоянном удовольствии и похоти, алчности, и жизнь, посвященная добровольному ограничению своих желаний или отказу от них – неправильны, я являются перекосом в одну или другую сторону, далеким от правильного пути. Правильный путь Будда называл «срединным», состоящий из следования восьми добродетелям.
1️⃣ Правильные Воззрения. Необходимо соблюдать «4 благородные истины», верить в них, правильно понимать, чтобы не сойти с пути, указанного Буддой.
2️⃣ Правильное Устремление. Необходимо побороть все свои желания, дурные намерения, отказаться от любой вражды и недоброжелательства. Отказ от насилия и низменных побуждений.
3️⃣ Правильная Речь. Необходимо следить за своими словами, за тем, что и как ты говоришь. Нужно стремиться контролировать свою речь, не болтать много и лишнего, избегать пустых разговоров. Полностью отказаться от лжи, обмана, клеветы, осуждения, ненормативной лексики, жестокости в речи и похабных разговоров.
4️⃣ Правильные Действия. Здесь нужно контролировать свои поступки, не опускаться до низменных и эгоистичных действий в отношении других живых существ.
5️⃣ Правильные Средства к жизни. Не добывать воровством или другими грубыми поступками ресурсы для жизни. Стоит честно трудиться и вести достойную жизнь, довольствоваться только тем, что заслуженно.
6️⃣ Правильное Усилие. Усилия, направленные на выход из перерождений; победа над теми желаниями, потребностями, что привязывают к жизни; постоянное развитие себя и своего дела; сохранение накопленного опыта и достижений.
7️⃣ Правильная Осознанность. Внутренняя независимость от окружающего: понимать, что ты – не тело, а прежде всего Дух; освобождение от чувств и эмоций; полная мысленная тишина, остановка внутреннего диалога; преодоление импульсов, ведущих к поступкам, привязывающих к бесконечному перерождению.
8️⃣ Правильное Сосредоточение. Сосредоточение разума на осознании истин. Чистое мышление. Медитация, ведущая к внутреннему покою. Обретение мистического безразличия, когда рвутся связи с миром, с потребностями, желаниями – человека боле не тянет к индивидуальному земному существованию, эго растворяется.
Результатом соблюдения четырех благородных истин и следования Благородному Восьмеричному Пути будет достижение нирваны и выход из колеса перерождений.