Версий, гипотез и легенд о том, откуда взялись карты Таро, немало.
Одна из версий - "цыганская". Согласно ей, цыгане привнесли в Европу Таро из Индии. Эту идею в конце 19 века популяризировал французский оккультист, масон, розенкрейцер, маг и врач Жерар Анаклет Венсан Анкосс, более известный под своим магическим псевдонимом ПАПЮС.
Но дело в том, что большинство цыганок традиционно гадали по руке, то есть специализировались на хиромантии. И на обычных игральных картах они начали гадать лишь в 20 веке и к Таро вообще отношения не имели.
Ещё одна легенда - "еврейская". По ней зашифровкой древнего знания, запечатанного в картах, занимались древние евреи-каббалисты.
Но на самом деле приписал картам Таро буквы еврейского алфавита граф де Мелле в 1781 году, написав статью для графа де Жибелена - французского учёного, масона, оккультиста и астролога. И аж в 1835 году (через 54 года) это возьмёт на вооружение оккультист и таролог Альфонс-Луи Констан, более известный под магическим псевдонимом ЭЛИФАС ЛЕВИ.
Третья гипотеза о происхождении карт Таро самая красивая и интригующая. Согласно ей жрецы Древнего Египта перед нашествием завоевателей-гексосов зашифровали свои наиболее ценные знания в символах на золотых пластинах.
На основе этих пластин, которые где-то замуровали, запрятали, и были созданы карты. А карты, в свою очередь, были распространены среди населения для азартных игр. С тем умыслом, что человеческие пороки очень живучи, и они обязательно пронесут зашифрованные знания через века.
На самом деле узнать наверняка, откуда взялись карты Таро и насколько древнее их происхождение, не представляется возможным, потому что нет никаких материальных свидетельств на эту тему. Единственное, что мы можем выяснить более-менее точно из существующих исторических источников это то, когда первые колоды карт появились в Европе.
Первые упоминания об ИГРАЛЬНЫХ картах появились в 70-х гг. 14 века. В Европу они попали из исламского мира. Именно в конце 14 века в официальных документах и духовных проповедях осуждаются и запрещаются азартные развлечения, в том числе и карточные игры. Игральные карты - это своего рода прародители, прототипы Младших Арканов Таро. И те, и другие имеют четыре масти, довольно схожие достоинства карт.
Что же касается Старших Арканов, то они упоминаются не раньше середины 15 века (1420-40-е гг.). Именно тогда карты с символическим изображением животных становятся излюбленным развлечением при аристократических дворах Южной Европы. В 1450 году Миланский герцог Франческо Сфорцца в письме велит одному из своих слуг закупить несколько пачек символических карт. Тогда ещё именно пачек, а не колод.
Самые же старые символические карты, дошедшие до нас, относятся ко времени правления герцога Миланского Филиппо Мария Висконти. Это колода Висконти-Сфорцца 1428 года. Она была изготовлена известным художником Бонифацио Бембо к свадьбе отпрысков знатных семей Висконти и Сфорцца. Вы можете посмотреть и заметить, что на картах нет ещё ни букв еврейского алфавита, ни астрологических символов, ни названий, ни номеров:
Все дошедшие до нас карты 15 века относятся к государствам-княжествам Италии: Милан, Болонья, Венеция, Феррара и Флоренция. В начале 16 века карты распространились во Франции. Где-то в 1530-е гг. появляется слово "тарокки" - итальянское слово. Потом оно было переделано на французский манер - "tarot" (последняя "t" не читается).
Если мы внимательно рассмотрим современную колоду Райдера-Уэйта, которая уже стала классической, то увидим причудливое, но очень гармоничное сочетание самых разнообразных символов, доставшихся Арканам и от эпохи Возрождения, и от Христианства, и даже от Ислама чуть-чуть. Даже есть символы, относящиеся к "еврейской" и "египетской" версиям происхождения.
Давайте возьмём Младшие Арканы и рассмотрим одежду персонажей. Вот рыцари всех четырёх мастей. Мы видим типичные рыцарские доспехи:
Если взять другие карты, то нашему взору предстанет повседневная праздничная одежда средневекового горожанина. К примеру богатые и зажиточные граждане изображены на картах 9-ка и 10-ка Монет, Паж Жезлов и 2-ка Кубков, а также Старший Аркан "Дурак":
Горожан среднего достатка можно наблюдать в 2-ке и 3-ке Пентаклей, 2-ке и 6-ке Жезлов, 5-ке и 7-ке Мечей:
Бедняки изображены в 5-ке, 7-ке и 8-ке Пентаклей, 7-ке, 9-ке и 10-ке Жезлов, в 4-ке Кубков, а также на картах 6-ка и Паж Мечей:
Обратите внимание на головные уборы персонажей Младших Арканов. В частности, взгляните на 6-ку и Пажа Пентаклей, на 9-ку и Пажа Кубков:
Мы видим нечто очень похожее на чалму или тюрбан, характерные для исламских народов. Как Вы думаете, почему? Почему средневековые европейцы могли иметь в своём гардеробе головные уборы в исламском стиле, если можно так выразиться?
Дело в том, что в Средние века влияние исламского быта было довольно велико на жителей Европы. Сказывалось то, что часть территории Южной Европы была завоёвана маврами-мусульманами, а затем обратно отвоёвана в ходе Крестовых походов и Реконкисты.
Также пытливый исследователь найдёт в символах Старших Арканов излюбленные образы эпохи Возрождения в Италии. Найдите Аркан "Маг", в котором запечатлён образ фокусника. Аркан Иерофант - это Римский Папа. Также символы итальянского Возрождения в искусстве являются центральными в следующих Арканах: "Император", "Колесо Фортуны", "Дьявол", "Луна" и "Солнце":
Есть в классической колоде Райдера-Уэйта немного и древнегреческой мифологи. Например, изображение богини Фемиды в Старшем Аркане "Справедливость" и танцующие нимфы в Старшем Аркане "Мир" и Младшем Аркане 3-ка Кубков:
Ещё один очень интересный, с моей точки зрения, символ запечатлён в Старшем Аркане "Смерть":
Посмотрите на изображение на чёрном флаге у рыцаря-скелета на коне. Это эмблема династии английских королей - роза Тюдоров. А в правом нижнем углу карты - церковный иерарх (архиепископ, а возможно даже и Папа), молящий рыцаря о пощаде. Этот сюжет, некоторым образом отсылает нас к событиям 16 века в Англии, к реформам короля Генриха 8 Тюдора, уничтожившего влияние Римской Католической церкви у себя в стране.
Теперь давайте обратим внимание на ветхозаветные символы на картах. Для начала нужно разобраться в том, что же такое Ветхий Завет. Ветхий Завет - это священное писание, почитаемое и в Иудаизме, и в Христианстве, и в Исламе. По сути и Христианство, и Ислам - это ответвления Иудаизма, со временем выросшие в самостоятельные религии. Именно поэтому учёные-религиоведы называют эти три религии авраамическими, по имени первого человека, поверившего в единого Бага вместо множества богов. И звали его Авраам.
Несмотря на почитание Ветхого Завета, в Исламе главной книгой является Коран, а в Христианстве - Новый Завет, или Евангелие. Сама Христианская Библия состоит из двух частей: из Ветхого Завета, где рассказывается о том, что было до рождения Иисуса Христа, и из Нового Завета, где рассказывается о рождении, жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа.
А теперь, когда мы немного разобрались в религиозных хитросплетениях, начнём искать ветхозаветные символы в Старших Арканах. Например, Аркан "Верховная Жрица":
Что написано на свитке, который она держит в руках? TORA. Торой иудеи называют Ветхий Завет.
Идём дальше. Аркан "Влюблённые". Вам ничего не напоминает сюжет карты?
Да это же ветхозаветная легенда о райском саде Эдеме, в котором поначалу жили Адам и Ева! Это первые мужчина и женщина, обнажённые, но пока не осознающие своей наготы, ещё не познавшие греха от дерева добра и зла. Ангел над ними символизирует любовь и покровительство высших божественных сил. А за спиной Евы мы можем заметить змея-искусителя, который уговорит-таки прародительницу человечества попробовать запретный прод и угостить им Адама. Собственно, за нарушение данного запрета - не вкушать плодов с древа познания - Бог и изгнал Адама и еву из Рая на Землю, где а наказание Ева была вынуждена в муках рожать детей, а Адам в поте лица своего постоянно трудиться, чтобы этих детей прокормить. Именно это и продолжают делать до сих пор большинство мужчин и женщин.
Также в Аркане "Влюблённые" мы можем заметить символы, характерные для другой ветхозаветной легенды. За спиной Адама - горящее дерево. Оно символизирует горящий, но не сгорающий куст, в котором Бог явился пророку Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Синай (вон и гора есть на горизонте). Бог воззвал к Моисею из горящего куста, призвав вывести народ Израиля из Египта в Землю Обетованную.
Теперь рассмотрим арканы "Колесо Фортуны" и "Мир":
Символизм этих карт относит нас к ещё одному ветхозаветному пророку, которого звали Иезекииль. Его пророческое служение начинается с видЕния, в котором он "узрел славу божию". Иезекииль увидел сияющую комбинацию из четырёх существ. У одного из них было лицо человека, у трёх остальных - морды льва, быка и орла. У каждого существа было четыре взаимосоприкасающихся крыла и сверкающие металлические ноги с копытами. В основании конструкции находились колёса с глазами, а сама она завершалась полусферой, над которой располагался престол. На престоле восседало подобие человека. Всё двигалось, сверкало, крылья издавали сильный шум. Вот такая вот фантасмагоричная картина)) Кто-то даже создал видео на эту тему. Вот ссылка на Ю-туб: https://www.youtube.com/watch?v=5fhCqDx3lx4
Идём дальше. Старший Аркан "Башня":
Он отсылает нас к ветхозаветному преданию о Вавилонской башне. Согласно легенде, после Всемирного Потопа вновь народившееся человечество было одним народом, говорящем на одном языке. Эти люди пришли в землю Сеннар, что в нижнем течении рек Тигр и Евфрат, где решили строить город Вавилон и башню до небес, чтобы возвеличить себя. Богу, конечно же, такая человеческая заносчивость не понравилась, и он прервал строительство. Он создал разные новые языки для людей, из-за чего они перестали понимать друг друга, не смогли строить дальше и расселились по всей земле.
Теперь обратимся к следующим арканам: Влюблённые, Умеренность, Дьявол и Страшный Суд:
Везде мы видим крупных ангелов. Ангелы - это персонажи как Ветхого, так и Нового заветов.
Дьявол - ангел своеобразный:
Он далеко не так красив, как ангелы из трёх других арканов, и это мягко сказано)) Крылья у него не покрыты перьями, а больше всего похожи на крылья летучей мыши. Вообще Дьявола в Таро следует считать новозаветным, христианским символом, потому что в Иудаизме понятие "дьявола", как персонифицированного зла, отсутствует. В Иудаизме он - служащий Богу ангел-обвинитель, призывающий испытать веру того или иного праведника. В Христианстве же Дьявол рассматривается как ангел, восставший против Бога, ненавидящий человечество и вообще всё, созданное Богом. также Дьявол считается воплощением людских пороков и страстей.
Символика Старшего Аркана "Страшный Суд" ветхозаветна, то есть относится и к Иудаизму, и к Христианству, и к Исламу:
Страшный Суд - это последний суд, совершаемый Богом над людьми с целью выявления праведников для награды и грешников для наказания. В это день люди восстанут из своих могил под трубный глас одного из ангелов Господних.
Христианские символы есть и в Младших Арканах:
В 4-ке Мечей мы видим цветной витраж, характерный для католических церквей, а также христианское надгробие в виде скульптуры человека со сложенными раками на груди. Подобное надгробие могла себе позволить только высшая христианская знать в эпоху Возрождения.
5-ка Пентаклей опять же содержит в себе витражное окно.
3-ка Пентаклей демонстрирует интерьер католического собора и монаха в традиционной рясе и с характерной причёской.
Туз Кубков, над которым завис голубь, - символ Святого Духа:
Этот символ отсылает нас к преданию Нового Завета, когда Иисус Христос принимал крещение от Иоанна Крестителя в реке Иордан. В это момент спустился с неба голубь и воспарил над Иисусом. И голос с неба возвестил: "Се есть Сын Мой возлюбленный!"
И, наконец, давайте отыщем древнеегипетские символы. Сфинксов мы видим в Старших Арканах "Колесница" и "Колесо Фортуны":
А пирамиды мы можем найти в картах "двора" масти Жезлов: Паж, Рыцарь и Королева:
Итак, теперь мы можем сделать вывод, что карты Таро гораздо моложе, чем попытались нам представить их возраст оккультисты 18-19 веков. Что нет в них никаких древних зашифрованных знаний, никакой тайной силы и тому подобного. Так за счёт чего же работает колода? В чём достоинство Таро при просмотре различных жизненных ситуаций? Почему помощью карт можно прогнозировать?
Об этом я расскажу в своей следующей статье...
Связаться со мной Вы можете в мессенджерах Телеграм/Ватсап.
Мой контакт: +7 906 646 64 82