На днях в прокат, как в классический – киношный, так и онлайновый вышла картина «Позывной «Пассажир», которая рассказывает о событиях 2015-го года где-то в Донбассе.
Фильм я не мог обойти стороной, так как с трепетом отношусь к истории родного Отечества, особенно – к новейшей её части, в которой все мы живем и видим все сами. Понятное дело, что последние 10 лет – стоят особняком.
И мне все крайние годы было немного непонятно, а почему в России важнейшее из искусств к этой трагичной теме (Майдан, Крымская весна, Донбасс) относится если не холодно, то весьма настороженно.
Да, может быть, еще время не пришло, чтобы создавать масштабные полотна, требуются года, чтобы все осознать, понять, переварить, и вот тогда выдать что-то глобальное на гора.
С другой стороны, нынешнее время – оно совсем не такое, каким было всего лишь четверть века назад. Во время глобального информационного супершторма нет времени на раскачку, как это было раньше.
Поэтому рассказывать качественно языком кинематографа о том, что было буквально вчера, надо – не завтра или послезавтра, а уже сегодня! Потому как если не мы расскажем, то расскажут другие, вывернув все наизнанку.
Справедливости ради отмечу, что скромные попытки, конечно, есть. Но художественных картин на эту трагическую тему катастрофически мало. По крайней мере, я так вижу. Могу ошибаться – таких фильмов, может быть, гораздо больше, чем я представляю.
Тогда другой вопрос – если их достаточно, то почему они не продвигаются, чтобы о них знали все?
Еще одна беда – в этом и так небольшом количестве кинокартин хороших (на мой взгляд), которых хочется смотреть, а не выключать через 10 минут, еще меньше. Если с идеей, посылом всегда, как правило, все правильно, то, как это реализовано – очень обидно.
Где-то – слабоватый сценарий, где-то – плохой кастинг, где-то – неинтересные съемки и монтаж, где-то – слабая, не захватывающая, режиссура. И так далее, и тому подобное…
Единственный фильм, как я считаю, который хоть как-то (до недавнего времени) стоял особняком – «Солнцепёк», хотя и к нему есть определенные вопросы. Но я его хоть смог досмотреть до конца.
Еще отмечу пару сериалов, которые вышли совсем недавно – «Переведи ее через Майдан» и «10 дней до весны». Да, к этим картинам тоже есть вопросы, видно, что снято все задешево, но тем не менее!
И наконец-то на днях вышел фильм «Позывной «Пассажир», которые активно анонсировались (что здорово) сразу на четырех платформах – Okko, KION, PREMIER и Wink.
По привычке сел смотреть с большим скепсисом, практически ничего не ожидая от картины. Тем более логотип телеканала «Россия 1» перед титрами навел еще большее уныние.
При всем уважении к ВГТРК, фильмы и сериалы их производства, на мой взгляд, качества совсем низкого. Ну или я просто не их целевая аудитория. В конце концов, если столько лет такое смотрят, значит кому-то это интересно.
Но, к счастью, с первых же минут просмотра как-то все сомнения и уныния растворились. На удивление, практически ничего не ожидая от фильма, я получил прямо-таки удовольствие и не мог оторваться от просмотра до самого конца.
Итак, речь в фильме о неком гламурном и модном писателе Николае Рябинине, который живет в своем мире тусовок и всего такого, и знать не хочет, что происходит в родной стране. А на дворе, повторюсь – 2015-й год.
Главный герой узнает, что где-то в Донбассе пропал его родной брат – доброволец, который вступил в ополчение. Николай отправляется на поиски, что кардинально меняет его жизнь.
В этом фильме нам не показывают чего-то масштабного и на съемки которого в прежних картинах на эту трагическую тему не хватало денег, поэтому всегда получалось очень грустно.
Нам не говорят, где конкретно происходит действие – просто прифронтовая деревня, люди (и ополченцы, и просто мирные жители, которые не уехали), оказавшиеся в этой ужасной ситуации.
И такой вот рассказ не о чем глобальном, а о судьбах нескольких героев на каком-то маленьком клочке развернувшейся трагедии у авторов получился. Ведь хорошее кино – это как раз о людях, их жизни, как они себя ведут.
И если это все здорово подано – круто вдвойне. А тут – подано прямо очень хорошо: отличный кастинг, прекрасные съемки и монтаж, очень не дурной сценарий. Ну и главное – классная режиссура, без всяких дураков.
Полтора часа картины пролетают, как минута. Сюжет не провисает, постоянно держит в напряжении. Нет ничего лишнего – какой-то лишней проходки в кадре, какого-то пустого диалога.
Безусловно, придраться к чему есть всегда, главное – поискать и найдешь. Но это тут самый случай, когда искать не хочется, да и не надо. Надо просто брать на вооружение и делать так, и даже лучше.
Повторюсь, у нас нет времени! В западных странах кинематограф – эффективный инструмент пропаганды, и там умеют этим инструментом пользоваться. Уметь должны и мы! Раньше же, во времена Советского кино – могли.
Итак, «Позывной «Пассажир» - очень крепкое, хорошо сделанное кино. Да, не без недостатков, но в целом среди картин на ТЕМУ – пожалуй лучшее. Смотреть всем в обязательном порядке.
8/10