Найти в Дзене

Броня Союзников: пехотный танк "Черчилль" (Infantry Tank Mk. IV «Churchill»)

Оглавление

Танк Черчилль воплотил в себе передовые разработки и боевой дух Соединенного Королевства. Его характеристики и вооружение сделали его важной, но не однозначной, фигурой на поле боя. В этой статье мы поговорим об истории, боевом применении и постараемся оценить влияние, которое он оказал на историю военной техники и военных операций.

История появления.

Поражение Британского экспедиционного корпуса во Франции в июне 1940 года отрезвило британских танкистов: стало ясно, что их техника уже не подходит для современной войны. На поле боя, где много противотанковой артиллерией, шансов на выживание у машин с противопульным бронированием не было, но и более тяжёлые пехотные танки оказались более уязвимыми, чем хотелось.

В июле 1940 года начались работы над новой боевой машиной. Танк A20, который должен был заменить "Матильду" , оказался довольно архаичным на фоне немецких соперников, но полностью отказываться от концепции англичане были все еще не готовы. Компания "Харланд энд Вольф" построила прототип А20, но претензий и вопросов к нему было слишком ного . Одной из главных проблем стал двигатель "Медоус" DAV.

прототип танка А20
прототип танка А20

В британском танкостроении были большие проблемы с двигателями потому, что армия не выделяла деньги на новые разработки. Военные считали, что при случае получится использовать какой-то готовый двигатель, который промышленность уже выпускает. План сработал: компания "Воксхолл" предложила заменить капризный "Медоус" DA на двигатель "Бедфорд" Twin Six.

"Бедфорд" Twin Six.
"Бедфорд" Twin Six.

Он состоял из двух спаренных 6-цилиндровых моторов производства филиала "Воксхолл", фирмы «Бедфорд», которые достойно зарекомендовали себя на грузовиках. Идея понравилась военным настолько, что компания "Воксхолл" получила весь заказ на новый танк. Но новый двигатель не решал всех проблем, поэтому разработку A20 прекратили и начали проектирование новой машины. В новой конструкции сохранилась общая концепция. Новый проект обозначили "А22" и получила контракт на него "Воксхолл".

Решение было спорным: "Воксхолл" еще не сталкивалась с такими задачами, но какое-какой опыт машиностроения у инженеров был.

По задумке у машины должна быть трёхместная башня, максимальная скорость аж 16 миль в час (26 км/ч), средняя - 12 миль в час (19 км/ч). Главная задача была в том, что производство нового танка нужно начать в 1941 году, хотя бы в малых количествах.

По планам конструкторов, броня и вооружение танка должны превосходить предшественника. Но вот с огневой мощью была проблема. 57-мм 6-фунтовая пушка, которую хотели установить в новый танк, была, однозначно, мощнее 40-мм 2-фунтового орудия, которым вооружились британские крейсерские и пехотные танки того времени. Но работа над ней буксовала. Наладить выпуск орудия рассчитывали к октябрю 1941 года, а танки нужно было строить вчера, как обычно.

Обсуждали использование тройной установки из 2-фунтовой пушкой, 3-дюймовой гаубицы и пулемёта BESA. Это решение тоже предстояло сначала построить и испытать. Поэтому для экономии времени первые танки построили с испытанной 2-фунтовкой.

А22 с 3х дюймовой гаубицей
А22 с 3х дюймовой гаубицей

A22 на тот момент уже получил индекс Infantry Tank Mk.IV. Он считался "универсальным танком", поэтому машины получили еще и 3-дюймовые гаубицы в корпусе. Их считали узкоспециализированным орудием, поэтому вооружить ей все танки нового типа британцы посчитали расточительным, и вместе с Infantry Tank Mk.IV разработали версия под названием Infantry Tank Mk.IVA. В таком варианте гаубицу в корпусе заменили ещё одним пулемётом BESA. На Infantry Tank Mk.IVA устанавливали и другую лобовую деталь корпуса.

музейный Infantry Tank Mk.IVA
музейный Infantry Tank Mk.IVA

Броню танка создавали для надёжной защиты от 2-фунтовой пушки при стрельбе в упор. К докладу с требованиями к бронированию приложили таблицы пробития 20-мм орудия "Мадсен" и 14-мм противотанкового ружья "Бойс". Для тяжёлого танка это немного, но толщину брони нельзя наращивать бесконечно. Конструкторы решили, что общая толщина свыше трёх дюймов (76 мм) приведёт к чрезмерному весу боевой машины.

Лобовую броню сделали составной: основная броня толщиной 2,5 дюйма (63 мм) крепили к листам из углеродисто-марганцевой стали толщиной полдюйма (12,7 мм), которые крепились на каркасе из неброневой стали. Такая хитрая конструкция была нужна, чтобы танк не разваливался при обстреле. Небольшая деформация внешних листов, даже при попадании в 150 мм от болта, приводила к срыву гайки. В ходе испытаний такая конструкция выдержала попадание 2-фунтового бронебойного снаряда с 400 ярдов (365 метров). Даже очень близкое попадание не разрушало болты. Для работы с катаной бронёй такой толщины пришлось опираться на опыт судостроения, благо в стране его хватало.

Крыша и пол боевого отделения имели толщину 3/4 дюйма (19 мм), крыша и пол моторного отделения — 5/8 дюйма (16 мм). Смотровой прибор водителя тоже закрыли броней толщиной 3,5 дюйма (89 мм). Он мог открыть люк с прибором для лучшего обзора на марше, а при начале стрельбы закрыть его и наблюдать уже через триплекс. Под сильным обстрелом триплекс закрывался заслонкой. Для наблюдения в таких случаях у водителя был перископ. Такой заслонкой приходилось бы пользоваться даже если по танку вели ружейно-пулемётный огонь, потому что пули рикошетировали от наклонной лобовой плиты в лобовую плиту подбашенной коробки. Перископ вывести из строя довольно легко. Эту заслону делали так, чтобы при разрушении креплений она отваливалась, а не застревала на месте. Выгоднее сделать механика-водителя более уязвимым, чем оставить его слепым.

место механика водителя
место механика водителя

Большой люк размерами 9×12 дюймов сконструировали так, чтобы он оставался на месте при разрушении петель. В лобовой плите также сделали два выреза под гаубицу и прицел на «Черчилле» I или один вырез для пулемёта на «Черчилле» II. У наводчика не было ни люка, ни триплекса. Наблюдать он мог только через прицел или перископ. Из-за сложной формы лобовой плиты предлагали сделать её литой, но предприятий, которые могли бы отлить такую штуку в нужных количествах, в Великобритании не нашлось.

компоновочная схема
компоновочная схема

Бортовую броню сделали из броневой стали толщиной 2,5 дюйма (63 мм). В бортах расположили крупные отверстия для эвакуационных люков размером 22×15 дюймов. Они, так же как и люк водителя, он не должны были выпасть наружу при уничтожении петель и оснащались системой открывания изнутри, чтобы при заклинивании экипаж не погиб. В центре люка предусмотрели маленький лючок для стрельбы из пистолета-пулемёта.

Для A22 разработали новую литую башню. Её прототип отлила компания "Дженерал Стил Кастингс" из города Честер, штат Филадельфия, поэтому башню называли "американской", но серийно она выпускали в Соединённом Королевстве. Толщина её брони достигала 95 мм. Башенки не было, и командир экипажа наблюдал за полем боя через вращающийся перископ в своём люке. Полностью снаряжённая башня весила 6,5 тонн.

-8

Генерал-бригадир Ф.Ф. Уортингтон 8 мая 1941 года смог понаблюдать за испытанием прототипа A22. Танк его впечатлил. По словам генерала, увеличение брони было правильным решением, которое хорошо себя зарекомендовало на "Матильдах" в боях против итальянцев в Африке. Новинка показала себя шустрее предшественника и легко карабкалась по склонам, воронкам и окопам.

Мнение британских военных совпало с оценкой Уортингтона. Серийное производство началось уже летом 1941 года, и первые образцы вышли с завода "Воксхолл" в июне. Танки проходили все возможные испытания.

-9

Броню начали испытывать ещё до того, как были готовы серийные машины. 13 мая обстреляли литую башню. Испытания проводились 2-фунтовыми бронебойными болванками.

5 июня в научных целях под обстрелом оказался собранный корпус танка. Испытывали почти готовый танк, ему не хватало пулемёта и прицела 2-фунтовой пушки. Основной целью была стрельба по наиболее уязвимым частям машины.

Танк обстреляли из противотанкового ружья. 10 попаданий в петли смотрового люка водителя не смогли его заклинить. Отражатели пуль, приваренные к лобовой детали, тоже справились. При стрельбе по ходовой части пули пробивали траки, но гусеницу не смоги повредить даже при стрельбе по пальцам траков Обстрел лобовой брони танка из 2-фунтовки оказался тоже удачным. Два попадания только помяли наклонную лобовую броню, не пробив её, но третий снаряд попал близко к верхнему краю плиты и деформировал её так сильно, что некоторые заклепки срезало и оторвало. Испытатели отметили, что для соединения листов брони корпуса лучше использовать сварку.

9 июля 1941 года одна машина отстрелялась на артиллерийском полигоне в Лулворте. Это была краткая демонстрация для старшего командного состава, но понимание на что способен новый танка уже начало складываться.

Наводчик выпустил три осколочно-фугасных снаряда на максимальном возвышении орудия, чтобы определить дальность стрельбы. Она получилась от 1100 до 1125 ярдов (1006–1029 м).

Существенные проблемы вскрылись при стрельбе с ходу. Так как машина была довольно сырой, скорость ограничили 10 милями/час ((16 км/ч). Танк ехал по относительно ровной местности. Из-за хода подвески всего в 5 дюймов (127 мм) машину сильно раскачивало даже при благоприятных условиях. Из девяти снарядов, выпущенных с 750–1000 ярдов (685–915 м), ни один не попал в цель. При езде параллельно цели танк показал себя намного лучше: после восьми выстрелов испытатели насчитали шесть подтверждённых и одно вероятное попадание.

Проходимость новой машины испытывали 27 сентября 1941 года. На этот раз препятствиями выступили противотанковые рвы глубиной 8–9 футов (2,4–2,7 м) и шириной 10–12 футов (3–3,6 м). Они не смогли остановить новую машину. Но и у Mk.IV появились проблемы: из-за отсутствия грязевиков при езде танк обильно покрывался слоем грязи. Она попадала в стволы орудий и гаубицы, покрывала перископы и даже забивалась в башенный погон.

-10

Уже к началу сентября взамен скучных индексов танки получили новые имена. Infantry Tank Mk.IV с гаубицей в корпусе назвали "Черчилль" I, а Infantry Tank Mk.IVA с пулемётом вместо гаубицы — "Черчилль" II.

Крылатую фразу "Танк, носящий моё имя, имеет больше недостатков, чем я сам" премьер, скорее всего, не произносил, но проблем с "Черчиллем" действительно набралось много.

Черчилль и "Черчилль"
Черчилль и "Черчилль"

К "Черчиллю" у известного британского танкостроителя сэра Гарри Рикардо,было много замечаний. За год с начала работ машина потяжелела с 28 до 38,5 тонн. Новый двигатель никак не решал проблем с надёжностью ходовой части. Мизерный ресурс траков в 20 миль (32 км) с лета к октябрю 1941 года увеличили аж до 50 миль (80 км). Подвеска не отличалась надежностью. Для машины такой весовой категории Рикардо рекомендовал избавиться от пружин и перейти на жёсткую ходовую часть. Танковый гений лестно отзывался о способностях своих коллег из "Воксхолл Моторс", но правды не скрывал: опыта в тяжёлом машиностроении у компании не было. Их двигатель получился хрупким и ненадёжным, а когда фирму Рикардо позвали на помощь, оказалось уже поздно. Единственное решение, которое гуру танкостроения мог предложить без радикальной переделки — это дефорсировать двигатель до 300 л.с. Но идею не поддержала: 50 л.с. и так забирала система охлаждения воды и масла, и еще потеря мощности свела бы на нет какое-либо превосходство нового двигателя над "Медоус".

Сэр Гарри Ральф Рикардо (26 января 1885 – 18 мая 1974) был английским инженером, который был одним из ведущих конструкторов двигателей и исследователей в первые годы разработки двигателя внутреннего сгорания.
Сэр Гарри Ральф Рикардо (26 января 1885 – 18 мая 1974) был английским инженером, который был одним из ведущих конструкторов двигателей и исследователей в первые годы разработки двигателя внутреннего сгорания.

Проблем со сцеплением, трансмиссией, системой смазки тоже было более чем достаточно. Конструктивные недостатки усиливались низким качеством производства. Это влияло на ресурс двигателя: на 20 июля 1941 года он был всего 9 часов! А для некоторых агрегатов его попросту не получалось установить, так как танк не мог пройти какие-либо значительные испытания без постоянных остановок. Замена двигателя оказалась трудоёмкой — на полигоне в Фарнборо на это ушло шесть дней — но в наличии всё равно не было достаточного количества запчастей, чтобы позволить подобную роскошь.

-13

Сэр Альберт Стерн, тоже негативно говорил о "Черчилле", но гораздо более лаконично. По его мнению: "пехотный танк Mk.IV не пригоден к бою и уже перегружен даже с 2-фунтовой пушкой".

Британский банкир и военный деятель в период Первой мировой войны, организационные способности и влияние которого в финансовых кругах способствовали созданию первого британского танка Mark I.
Британский банкир и военный деятель в период Первой мировой войны, организационные способности и влияние которого в финансовых кругах способствовали созданию первого британского танка Mark I.

Лорд Хэнки, сторонник Рикардо и Стерна в правительстве, называл "Черчилль" "второсортным" и "в лучшем случае временной мерой". По его словам, такие машины надо было держать вблизи побережья, чтобы они не сломались по дороге к полю боя. По оценкам экспертов для доведения танк до состояния боевой машины нужно было не менее года или даже больше.

Генеральный директор исследований и разработок Танкового отдела считал, что "компоновка танка является реакцией на запрос генерального штаба воспроизвести крупные штурмовые танки прошедшей войны, а не современный быстроходный танк, способный на длительные марши".

Однако останавливать производство "Черчиллей" не решались. Никто не спорил о том, что у нового танка были серьёзные проблемы, но из всех машин, состоявших на вооружении, только "Черчилль" был разработан после начала войны. Второй кандидат на роль универсальной машины, крейсерский "Кромвель" был еще в самом начале разработки, а проектирование пехотного танка для замены "Черчиллю" ушло бы еще 18 месяцев минимум.

По мнению других чиновников, у «Черчилля» не было неисправимых недостатков. Остановку производства и простой сырых машин в ожидании модернизации считали недопустимыми, и принято решение посылать "Черчилли" в части как есть. Танкистам пришлось обращаться с танками бережно и не ездить на высокой скорости, чтобы машины не пришли в негодность до того, как конструкторы вылечат их "детские болезни".

Надёжность танков повышалась и за счет обучения экипажей, и повышением качества производства. Из 22 серьёзных дефектов к середине декабря 1941 года 20 считались исправленными. Военные установили конкретное требование для надёжности машин: проехать 60 миль (100 км) в день шесть дней подряд. К концу 1941 года этого почти добились.

Надёжность новых машин была многообещающей, но предстояло модернизировать и старые танки. Их набралось достаточно много: на 27 ноября 1941 года в Королевских танковых войсках имелись 381 "Черчилль", 111 из которых уже не годились для боевого применения и требовали капитального ремонта.

Программа модернизации набрала обороты к началу 1942 года. К концу января предполагалось доработать 50 машин, а к марту ожидалась модернизация 700 танков из 1000. По оценкам специалистов Министерства снабжения, первые 300 выпущенных "Черчиллей" привести в боеспособное состояние было просто невозможно. Их решили оставить в метрополии как учебные. Ресурс капризных танков можно было сохранить, перевозя их на специальных транспортёрах. Машин, способных поднять "Черчилль", в Великобритании не хватало, но американцы обещали поставить для этого 300 единиц.

перевозка супер надежного танка "Черчилль" на спецприцепе
перевозка супер надежного танка "Черчилль" на спецприцепе

К концу 1941 года ситуация с "Черчиллем" более-менее стабилизировалась. Немецкая военная машина забуксовала в СССР, и угроза вторжения на Британские острова отступила. Лихорадочно выпускать танки было больше не нужно, и качество выпускаемых машин стало расти. Хотя замена «Черчиллям» I и II пришла довольно скоро, радикально конструкцию танков этого семейства до конца Второй мировой войны не меняли.

танки на марше
танки на марше

"Английский тяжёлый танк MK-IV «Черчилль» по своему вооружению, броневой защите и маневренности может вести эффективную борьбу с танками немецкой армии.

В данном виде танк MK-IV является не доведенной до конца машиной как в конструктивном, так и в производственном отношении. Во время эксплуатации в войсковых частях танк МК-IV будет требовать частого ремонта с заменой отдельных деталей и целых агрегатов.

Отдельные агрегаты танка (механизм поворота в одном агрегате с коробкой перемены передач и др.) являются оригинальной конструкцией и могут быть рекомендованы для внедрения в отечественном танкостроении

Боевое применение

Первой боевой операцией "Черчиллей" стал рейд на Дьепп 19 августа 1942 года. В нем приняли участие 28 танков модификаций I, II и III из 14-го канадского армейского танкового полка. Только шесть танков смогли вступить в бой и все они к концу дня погибли... Остальные затонули вместе с десантными судами или были подбиты.

"Черчилли" во время своего боевого крещения
"Черчилли" во время своего боевого крещения

Несколько танков "Черчилль III" участвовали в боях у Эль-Аламейна, причем одну машину немцы подбили из 88-мм зенитной пушки. Позже еще больше "Черчиллей" попали в Северную Африку и начиная с февраля 1943 года в составе 25-й армейской танковой бригады участвовали в боях в Тунисе.

"Черчилль" в Северной Африке
"Черчилль" в Северной Африке

Во вторжении на Европейский континент летом 1 944 года участвовали две бригады, вооруженные танками "Черчилль VII" и VIII. Обе вступили в бой в середине июля. Следует отметить, что на вооружении танковых войск английской армии других пехотных танков в то время уже не было.

Единственной иностранной армией с "Черчиллями" на вооружение стала РККА. В Советский Союз в рамках ленд-лиза отправили 344 боевых машины, из которых до места назначения добрались только 253.

Боевой дебют «Черчиллей» на советско-германском фронте состоялся в ходе Сталинградской битвы. Применялись «Черчилли» и на Курской дуге.

-19

Советские танкисты оценивали английскую машину довольно сдержанно. По броневой защите «Черчилль» превосходил советский тяжелый танк КВ, но уступал ему по огневой мощи. По запасу хода и средней скорости движения они были равноценны. Танкисты отмечали низкую проходимость и плохой обзор, особенно у механика-водителя.

Мнение.

"Черчилль" вышел противоречивым и вызывал неоднозначную реакцию в войсках. Где-то его хвалили и считали довольно неплохим, а где-то он был уже явно устаревшим и архаичным. Из положительного стоит отметить, прежде всего, его достойное бронирование и хорошую управляемость.Из недостатков — сложности с эксплуатацией и недостаточная проходимость, и много недоработок танка, в первую очередь подвески.

К концу 1950-х годов "Черчилль" сняли с вооружения, но некоторые танки в огнемётном варианте участвовали в Корейской войне.

один из сохранившихся "Черчилей" в музейной среде
один из сохранившихся "Черчилей" в музейной среде

***************************************************************************************

P.S. Если вам нравится контент и хочется помочь каналу развиваться, буду рад любой поддержке:

Донат на карту: 2200 7001 4990 8369

Или оформите ежемесячную подписку

Даже маленькая помощь вдохновляет на новые материалы. Спасибо, что вы здесь!