Найти в Дзене
Культурные коды

ПОЛИМАТ.

Ему нужно было родиться в 19 веке, чтобы стать таким универсальным человеком, полиматом, специалистом во многих областях ремесленного творчества.

Портрет Гаспара Омара
Портрет Гаспара Омара

Он обучался профессии у лучших мастеров, в своей деятельности сотрудничал с известными архитекторами, а в его мастерской работало до сотни ремесленников.

Предметы мебели мастерской Гаспара Омара.
Предметы мебели мастерской Гаспара Омара.

Он был красивым человеком и по этому определению должен был обладать хорошим вкусом, без которого в творчестве делать нечего...

Кровати со спинками на библейские сюжеты.
Кровати со спинками на библейские сюжеты.

Это был каталонец Гаспар Омар - дизайнер мебели и декоратор, художник и мозаист, краснодеревщик и инкрустатор, прекрасный фотограф, - ПОЛИМАТ (греч. πολυμαθής — от πολυ — «много» и μαθής — «занятия»).

Техника "маркетри".
Техника "маркетри".

Он был продолжателем профессии своего отца-краснодеревщика, вместе с которым, после десятилетней практики и набора опыта, создал собственную мастерскую в Барселоне. Это было время прощания с неоготикой и зарождения стиля " модерн" с его магическими кривыми и растительной орнаментальностью.

Акварельные проекты.
Акварельные проекты.

Дизайн мебели усложнялся и обрастал невиданными доселе деталями, не имеющими аналогов в предыдущей истории этого вида искусства. Богатая фантазия, помноженная на хороший вкус, рождала уникальные произведения искусства, дополненные инкрустациями в технике " маркетри".

Буфеты и шкаф.
Буфеты и шкаф.

Предметы домашней обстановки становились всё более индивидуальными, подстраиваясь под желания заказчика и мастера, иногда они составляли целый комплект, созданный специально для одного дома и всех его помещений, с их определёнными параметрами и освещённостью.

-7

Крупные предметы мебели задавали тон интерьеру, поддерживаемые мелкими аксессуарами.

Подставки для зонтов и зеркала.
Подставки для зонтов и зеркала.

В течение первого десятилетия 20 века Гаспар Омар работал исключительно в стиле "модерн", создав целую серию шедевров в области мебели, посуды, светильников, панно и мозаики.

Люстры.
Люстры.

Художник включал в своё творчество традиционные для Каталонии мотивы образы Пресвятой Девы, Св. Георгия,танцующих сардану девушек.Позже Омар пробовал себя в новой геометрии стиля "ар деко".

Мебель с элементами ар деко.
Мебель с элементами ар деко.

Сохранился полностью обставленный мебелью Омара дом "Каса Навас", представлявший собой единый ансамбль, разработанный руками мастера.
Гаспар Омар пережил век стремительного появления новой буржуазии, оплачивающей все прихоти и капризы мебельной моды.

Шкафы.
Шкафы.

Техническая революция создавала не только финансовый плацдарм для зарождения нового обеспеченного слоя, но и богатейшие возможности, изобретения и станки, помогающие ремесленному творчеству справиться со сложнейшими задачами ускоренными темпами.

Разновидности стульев и кресел.
Разновидности стульев и кресел.

Весь это финансово - творческий расцвет просуществовал несколько десятилетий и не нашёл поддержку в зарождающемся социалистическом движении, призывающем к упрощению. Разумеется, всё это ударило по творчеству Омара, редкого по таланту индивидуалиста, заказы начали иссякать и художник вынужденно подался в антиквары в Монгате.

Кровати.
Кровати.

Сегодня в Национальном художественном музее Каталонии хранится более двухсот предметов, созданных в мастерской Гаспара Омара, а также несколько коробок негативов с его фотографиями, над которыми он также экспериментировал, пытаясь их расцвечивать.

Фотографии.
Фотографии.

Его внук подарил музею автохромные пластины, предшественники цветной фотографии.Этот фотоматериал ясно показывает интерес Гаспара Хомара к искусству средневековго наследия : серии посвящены коллекциям музеев Вика, Сольсона и Барселоны, церквям и средневековым картинам в Террассе.
Кроме того, он подпитывал своё воображение красотой природы и привозил из путешествий поражающие его пейзажные виды.
Завершая рассказ об этом выдающемся Мастере, хочется сказать,что гении рождаются редко,что для их появления должно сложиться множество удачных векторов и что красота - это вознаграждение за труд и чистую совесть, за стремление привнести в этот мир вдохновение настоящего творчества.

-15