Слух, наряду со зрением, является важнейшим органом чувств и средством общения человека. Глухие люди не могут нормально овладевать речью, так как речевые навыки тесно связаны со слуховым восприятием. Поэтому, крайне важно развитие слуха у детей с раннего детства. Нарушения, которые вовремя заметили родители, могут помочь ребенку не потерять слух.
Зачем деткам слышать?
Ребенок начинает слышать свои первые звуки еще внутриутробно, таким способом он познает мир. Наряду со зрением, слух и тактильные ощущения с кожи и пальцев создают у него целостную картину мира, развивают его мозг и формируют навыки. Без возможности слышать, очень трудно научиться говорить, глухие от рождения люди обычно говорят плохо и неотчетливо, они учатся этому долго и трудно. Это нарушает социальное общение и возможность жить, общаться и расти среди сверстников. Именно поэтому родители должны с самых первых недель жизни обращать внимание на слух ребенка.
Стоит также помнить – что глухота может быть врожденной, когда малыш рождается изначально не слышащим, а может приобретаться в результате перенесенных в раннем детстве заболеваний – отитов с осложнениями, формирующимися в области слуховых косточек. И если с первым вариантом родители ничего не могут поделать – только заниматься активным его лечением, то второй вариант вполне можно предотвратить – если вовремя замечать проблемы с ушками и правильно их лечить.
Слух до рождения и у новорожденных.
Малыш может слышать еще до рождения, в этом можно убедиться, если разговаривать с ним – он реагирует на ваш голос или голос папы, от чужих голосов он может затихать. Конечно, это не то, что мы подразумеваем под словом «слышит» в полной мере – он находится в водной среде и толще матки. Но его слуховые косточки вполне различают звуковые вибрации – низкие частоты он слышит лучше, чем высокие.
При рождении его ушко – наружное и внутреннее сформировано полностью, и устроено оно так же, как у взрослых. Слух у детей можно проверить еще в роддоме, это делают особым аппаратом, в слуховом проходе малыша помещают тонкий зонд и проверяют им, реагируют ли на звуки особые волоски во внутреннем ухе. Эта процедура не болезненная и безвредная, а в случае выявления проблем и сомнений дает возможность максимально быстро среагировать и направить ребенка к специалистам.
Развитие слуха в раннем периоде.
Развитие слуха у детей идет в определенной последовательности. На первых неделях жизни малыш прекрасно слышит все окружающие звуки, однако, реагирует он в основном на сильные или громкие. Обычно дети пугаются, плачут, вздрагивают или сильно распахивают глаза. На основе слухового восприятия основан и рефлекс Моро, на резкие звуки крошка разводит руки и растопыривает пальчики, а затем приводит ручки назад, к телу. Такая реакция на звук будет сохраняться примерно до 3-4 месяцев. Если ребенок глухой – не будет реагировать на звуки совсем.
С трех-четырех недель малыш отчетливо различает голоса родных – на голос мамы или папы он начинает замирать и как бы прислушиваться. В месячном возрасте малыш может поворачивать головку на голос мамы, если ее не видит. В этом возрасте наблюдать за слуховыми реакциями необходимо именно родителям, так как врачи ориентируются в наличии слуха у малыша именно по их данным. ЛОР-врач на профилактическом осмотре в три месяца также проверяет слух, но уже при помощи аппаратов и осмотра.
В четыре месяца малыш может поворотом головы достаточно точно определять, откуда идет звук, он будет поворачивать головку в сторону голосов или пищащих игрушек. Если в этом возрасте на определение локализации звука уходит несколько секунд раздумий, то после полугода малыш практически мгновенно поворачивается на источник звука.
Слух и речь – как связаны?
Слух развивается параллельно с речевыми элементами. И хотя до первых слов еще далеко, но малыш уже начал освоение речи. Как только он начал слышать звуки, он будет пытаться издавать их самостоятельно, сначала это будет «гуление» примерно в два месяца, а ближе к 4-5 месяцам это переходит в фазу более осмысленного лепета. Постепенно лепет приобретает различные эмоциональные и тоновые интонации. Малыш звуками активно выражает свои эмоции и чувства – и по отношению к родным, и по отношению к чужим людям и неодушевленным предметам.
Примерно в возрасте от 8 до 10 месяцев состав лепетной речи меняется, малыш начинает произносить все новые звуки, гласные и согласные, слоги, пытаясь соединять их в цепочки. Он может произносить даже сочетания слогов похожие на первые слова – но пока не осмысленно. А вот ближе к годику появляются уже и осознанные первые простые слова. Это говорит о правильном формировании слуха.
Как проверить слух?
Как определить правильное развитие слуха у детей? Все просто – следите за его реакциями на звуки, разговоры и по формированию речи. В раннем возрасте проблемы могут быть если малыш, не видя вас, не реагирует на ваш голос, не поворачивает головы и не ищет вас глазами. В более старшем возрасте, с годика, можно задавать ему простые вопросы – «где кукла», «где шарик».
Реакцию на низкие, средние и высокие частоты можно проверить, применив арсенал игрушек, дающих разные по частоте звуки. Барабан подойдет для исследования низких частот, погремушки и пищалки для высоких, дудочки – для средних. Издавайте ими звуки вне поля зрения ребенка, если он их слышит – он будет оборачиваться. Также необходимо проверить и шепотную речь, если малыш тугоухий (снижен слух) он будет слышать громкую речь, но не реагирует на шепот. Причем шепотом нужно также говорить вне поля зрения ребенка, иначе они могут просто «читать по губам».
В любом случае, если вам кажется, что развитие слуха малыша нарушено, либо он плохо вас слышит -стоит обратиться к ЛОР-врачу. Специалист подтвердит или опровергнет ваши опасения.