При честном взгляде на политику Ирана, предрассудки об отсталой варварской стране исчезают: Иран действует достойно наследника и продолжателя 2500 лет славной персидской цивилизации, твёрдо уверенный в своём неотъемлемом месте истории.
Инцидент в 2020 году, начавшийся с убийства американцами иранского генерала Сулеймани и завершившийся ответом Ирана, как в фотовспышке высветил позицию Ирана, как главной силы, противостоящей большой войне на Ближнем востоке. А США и их сателлитов — в первую очередь, Израиль и Саудовскую Аравию — как главных провокаторов и разжигателей.
В условиях абсолютно безответственного поведения троицы США-СА-И, Ирану приходится думать за обе стороны, принимая решения не только за себя, но и за них: как отстаивать свои интересы, но не провоцировать этих отморозков на резкие шаги, которые в итоге им же тоже дорого обойдутся. В общем, спасая и себя от них и их от самих себя. Это требует зрелости, стратегического видения, мудрости и смелости. Которыми Иран, похоже, превосходит троицу перекачанных дебилов США-СА-Израиль. Или же которых просто у них их почти не осталось.
Однако быть Ираном на Ближнем Востоке — не совсем неблагодарный труд. Мудростью внешней политики, иранский режим не только избегает внешних и внутренних угроз (от войн до угроз своей власти), но и зарабатывает расширение своего влияния, внутреннее и внешнее усиление.
Для этого Ирану не надо делать намного больше, чем эксплуатировать последствия политики троицы СШ-СА-Из. Которая своей непродуманностью, безответственностью и однобокостью постоянно ухудшает из стратегическое положение:
- Так, вторжение США в Ирак в 2003 году уничтожило сильнейшего военного врага Ирана в регионе, которым был режим Хусейна, фактически подарив Ирану будущего сателлита.
- Война Саудовской Аравии с Йеменом привела к власти хуситов, молодой и боевитый режим союзников Ирана.
- Агрессия Израиля против Ливана привела к появлению Хесболлы как мощной военной силы и союзника Ирана прямо у себя на северной границе.
- Совместные с США попытки смены власти в Сирии укрепили союз Асада с Ираном.
Теперь, у Ирана есть возможность в случае большой войны заблокировать не только Персидский залив, но и Красное море, то есть судоходство через Суэцкий канал (что хуситы уже демонстрируют прямо сейчас). А в случае большой именно с Израилем, у них есть стратегическое преимущество: у Израиля нет общей границы с Ираном и, соответственно, возможности сухопутного вторжения, а у Ирана, через его союзников Ирак-Сирию-Ливан — есть.
Похожим образом действует КНР. В последнее время набрал популярность мем про то, как Китай побеждает США бездействием, который всплывает с каждой новостью, как КНР в чём-то выиграл у США в результате собственных поступков США: Do nothing. Win.
Разумеется, в реальности такая стратегическая сдержанность идёт не от бездействия, а требует как раз-таки огромных усилий, в первую очередь интеллектуально-волевых — чтобы преодолевать собственную предвзятость, иллюзии и слабости в анализе и планировании, и сохранять последовательность и сдержанность в реализации.
США теряют контроль
Главная проблема США — утрата контроля не над миром, которую предсказывают (скорее, мечтают) мнгогие. Главная проблема США — утрата контроля над собой, и она уже встаёт в полный рост в виде неспособности американского государства формулировать и осознавать национальные интересы как нечто обособленное и высшее по отношению к интересам ВПК, нефтянки и Уолл-Стрит, и как результат — растущей им подчинённости. А интересы бизнеса отличаются однообразностью и краткосрочностью: максимизация прибыли в любой момент времени. Это сделало политику США одномерной и близорукой.
Политика, основанная исключительно на эгоизме требующих бесконечного роста корпорации содержит в себе долгосрочные последствия, вред от которых превышает краткосрочную пользу. Использовать только силу, чтобы только брать и ничего не давать взамен — это политика по созданию врагов, которая может продолжаться за счёт преимущества в силе, но в конечном итоге это политика саморазрушения, в которой враги становятся сильнее собственными усилиями.
Считать, что хватка Америки на мире, как за счёт доллара, так и за счёт военной мощи, ослабнет — нет оснований. Но, теряя контроль над собой, США этой железной хваткой могут потащить мир за собой куда-то не туда, что и вынудит, в итоге, весь мир сопротивляться американской гегемонии, чтобы выжить.
Новый миропорядок будет выстраиваться коллективными усилиями ведущих стран по противостоянию сходящему с ума, но не неослабевающему гегемону. Уроки Ирана в этой борьбе бесценны.
***