Гибридные автомобили, вопреки расхожему мнению, появились чуть позже, чем полностью электрические. Просто потому что идея заменить топливо электричеством давно была на поверхности. А вот идея комбинировать топливо и электричество пришла в голову не сразу. Но в чем преимущества и недостатки гибрида? Давайте разбираться.
Что такое гибридный автомобиль и когда появился
Гибридный автомобиль - это сочетание двигателя внутреннего сгорания (ДВС) и электромотора. Придумал такую машину Фердинанд Порше и реализовал идею еще в 1900 году.
Но как это и бывает, идею сначала не восприняли всерьез. Точно такая же история была и в 19 веке с электромобилями. Их не восприняли, потому что инженеры того времени были ограничены в ресурсах, в возможностях тестирования и производства. Поэтому электромоторы того времени не были достаточно мощными и надежными.
Производство также было дорогим, как и тесты, и запуск в продажу на рынок, где доверие было только к ДВС. Даже сейчас многие водители предпочитают ДВС, и считают что нет ничего лучше бензина, дизеля, хотя на дворе уже 2000-е годы. Однако в конце 90-х появился прекрасный автомобиль Toyota Prius в первом поколении. Это был первый массовый успех гибридных машин. Второе поколение этой модели стало самым продаваемым авто во многих странах в первые годы после выпуска.
Виды гибридов
Гибриды бывают нескольких видов: последовательные; параллельные; последовательно-параллельные; подзаряжаемые.
Последовательный
Этот тип гибридных автомобилей иногда называют электромобилями. Все потому что за движение отвечает электромотор, он вращает колеса. А бензиновый или дизельный двигатель лишь выступает генератором для подзарядки электромотора. Из-за того, что за вращение отвечают электромоторы, коробки передач в таких машинах нет.
Одни из самых популярных представителей этого типа - Chevrolet Volt, Nissan Note e-Power, BMW i3 REX. Но на рынке появляются более быстрые автомобили последовательного гибрида, в частности, китайские (Li, Voyah и др).
Параллельный
В параллельном типе гибрида все наоборот - электромотор выступает помощником для ДВС, но сам непосредственно не связан с трансмиссией и не вращает колеса. Поэтому в машине с параллельным гибридом есть обычная автоматическая коробка передач. Ярким представителем типа является Honda Civic, Insight, Jazz с системой IMA (integrated motor assist).
Последовательно-параллельный
По сути это продолжение темы предыдущих типов. Создан такой тип для того, чтобы автомобиль мог передвигаться как на электротяге, так и на тяге от ДВС. Менять их тогда, когда это требуется - за распределение отвечает планетарный механизм. Электромотор и ДВС заряжают друг друга по очереди. Такие гибриды умеют подзаряжать аккумулятор электромотора на рекуперативной тяге при торможении, что делает авто еще экономнее. К слову, у параллельного гибрида также есть подзарядка при торможении.
Самый знаменитый последовательно-параллельный гибрид - Toyota Prius и некоторые другие модели марки Toyota. Технологию переняли и другие марки - Nissan, Ford.
Подзаряжаемый
Если следовать логике, то подзаряжаемый гибрид не состоит в текущей классификации типов. Потому что подзаряжаемым гибрид может быть как с параллельным, так и с последовательным типом. В том числе с типом последовательно-параллельным.
Суть такого гибрида проста - электромотор может подзаряжаться не только от ДВС, но и просто от сети. В теории на гибриде подзаряжаемого типа можно передвигаться только на электричестве, если вовремя заряжать от сети.
Машин такого типа становится все больше. Mitsubishi Outlander PHEV, Hyundai Ioniq, Toyota Prius PHEV и тд.
Плюсы и минусы гибридных автомобилей
Когда автолюбитель не знаком с гибридами и опасается их, часто он может называть только один довод, почему такой автомобиль не желает покупать - гибрид ломается, гибрид дорогой в обслуживании. На самом деле, это стереотип, и на данный момент гибриды уже зарекомендовали себя на рынке, и могут по праву считаться надежными.
Обслуживание, как правило, не дороже чем, к примеру, капитальный ремонт ДВС. А долговечность и простота современных электромоторов доказана ни одним поколением гибридных марок авто — одних только Приусов уже 5 поколений.
Плюсы, в целом, также на поверхности и о них можно догадаться из вышеописанного в статье: экономичность, надежность технологии, большая мощность и быстрый разгон. Минусы: как правило, гибридный автомобиль дороже машины только на ДВС, но на вторичном рынке разница может снижаться засчет меньшего ресурса электромотора (износ).