Третьей и последней женщиной, которую казнили во времена СССР, стала Тамара Иванютина. Первой была Тонька-пулеметчица (Антонина Макарова), приговоренная к смертной казни за военные преступления, второй Железная Белла (Берта Бородкина) за экономические. Иванютина совершила серию убийств, и вошла в историю как Киевская отравительница. Она по своим злодействам не отстает от предшественниц, а в чём-то даже их превосходит.
Во время подготовки данного материала я не раз удивлялся, как такое возможно. Оказывается возможно...
Тамара родилась в сорок первом году в городе Туле. Она стала четвертым ребенком в большой (всего шесть детей) семье Антона Митрофановича и Марии Федоровны Масленко. Жила семья в коммунальной квартире и довольно бедно. Разумеется, родители считали, что богатство это основная составляющая успешного существования, эту же мысль внушили и детям. Глубже всего, похоже, она запала в головы двух сестер, Тамары и Нины, решивших, что для ее достижения все средства хороши.
Тамара решила пойти в торговлю, эта сфера, наряду с общепитом, в Советском Союзе была самой «хлебной» и давала возможность жить намного выше среднего уровня. Но начала, похоже, слишком резво, попалась на спекуляции и вместо богатства приобрела судимость. Попытка улучшить свое материальное положение не удалась, но у Тамары уже зрел новый план.
Собственно говоря, идея устранения мешающих им людей первой пришла в головы родителей. У них была знакомая, работавшая в лаборатории геологического института. Она имела доступ к раствору Клеричи. Он применялся для сугубо практических целей, определения плотности твердых минералов вроде алмаза, корунда и граната. Но у него было и еще одно побочное действие.
Поскольку в него входили соли таллия, он был высокотоксичен. Им даже травили крыс. Именно для этой цели супруги и получили в начале семидесятых годов первый пузырек яда от знакомой лаборантки. Возможно, пару лет они действительно боролись с крысами. Но, убедившись в эффективности отравы, решили перенести эксперименты на людей. С ядом проблем не было, знакомая пополняла их запасы десяток раз.
Первой жертвой стал сосед по коммуналке. Провинился он тем, что любил по вечерам смотреть телевизор, причем на достаточно большой громкости. Скандалить и писать жалобы Масленко не стали. Просто Мария угостила мешающего спать соседа пирожками с таллием. Соседа увезли в больницу, но врачи помочь ему ничем не смогли, там он и умер.
Не установили и причину смерти. Это весьма вдохновило супругов, и, вслед за любителем телепрограмм, отправилась еще одна соседка, сделавшая им выговор за лужу и грязь в туалете. Потом последовала родственница. Она проведала в больнице заболевшую Марию, а потом навестила и ее мужа с причитаниями: мол, Мария совсем плоха, готовься к похоронам. За такое пророчество сразу последовало наказание.
Антон предложил выпить за здоровье жены и подлил родственнице яда в рюмку с самогоном. Хоронить, действительно, пришлось. Но не Марию, она благополучно выздоровела, похоронили родственницу. Любопытно, но она перед смертью поведала врачам, что, скорее всего, отравилась испорченным яйцом. Дескать, когда Анатолий предложил его на закуску и очистил, яйцо моментально стало черным. Но ей было жалко его выкидывать (не воняло), и она его съела. Но на ее слова не обратили внимания.
Сестры прекрасно знали, чем занимаются их родители. И не только одобряли, но и решили попробовать сами. Одним из самых простых способов улучшить свое материальное положение было удачное замужество. Нина выходит замуж за человека гораздо старше себя, но с квартирой в Киеве.
Тамара находит дальнобойщика, тоже с двухкомнатной квартирой. Хотя профессия дальнобойщика в Советском Союзе была довольно престижной и неплохо оплачивалась, реализовать главную Тамарину мечту – черную «Волгу» он не мог. Впрочем, эти мелочи сестер не смущали. Долго и счастливо жить со своими мужьями ни одна, ни вторая не собирались.
Тамара практически сразу после свадьбы начала травить своего мужа. Чтобы не привлечь подозрения, раствора Клеричи добавляла ему в пищу понемногу, рассчитывая на накопительный эффект, таллий из организма сам не выводится. У супруга скоро начались проблемы со здоровьем, слабость, боль в ногах, начали выпадать волосы. В одном из рейсов ноги полностью отказали, машину вел напарник. После возвращения муж попал в больницу, где и помер, как решили врачи от сердечного приступа.
На стремительное облысение и прочие симптомы врачи внимания не обратили. Вдова моментально продала ставшую ее собственностью квартиру и перебралась к сестре в Киев. Та, кстати, избавилась от своего мужа аналогичным способом. Смерть 69-ти летнего мужчины тоже ни у кого подозрений не вызвала, списали на преклонный возраст.
Однако, если Нина, завладев Киевской квартирой, похоже, успокоилась, то Тамара только начала входить во вкус. Для нее все только начиналось. Вдовствовала недолго, новым избранником стал Олег Иванютин. Парень был не при деньгах, но на семь лет моложе. Кроме того, у его родителей в Краснодарском крае был хороший дом. Отгуляв на свадьбе сына родители его продали и купили такой же, поближе к молодым, в Киеве.
Киевский дом понравился Тамаре, она его захотела. Ждать пока он перейдет по наследству естественным путем ей показалось слишком долго, она решила ускорить события. Первым Тамара отправила на тот свет свекра, осторожно подкармливала таллием, пока тот не умер в больнице. Со свекровью поступила решительней: отравила прямо на похоронах, накапав ядовитый раствор в рюмку вместо валокордина. После этого начала понемногу травить и мужа.
После смерти родителей Олега молодым остался большой дом. Кроме кур Тамара сразу завела свиней, тоже довольно доходное в те времена дело. Но с кормами была проблема, и дороговато, и достать сложно. Тамара подделала трудовую (с судимостью в школы не брали, а именно в школьных столовых много отходов) и устроилась посудомойкой. Приняли ее в киевскую школу №16. Работа не престижная и оплачивается плохо, но можно было забирать объедки, которые Тамара таскала своей живности ведрами.
Работала плохо, постоянно затевала конфликты. Держалась на месте только потому, что на это место очереди из желающих его занять не наблюдалось. Объедки считала своей выгодой и старалась ее увеличить. Ей нравилось, когда дети не доедают порции, поэтому портила блюда. Несколько раз отключала на ночь холодильник, все испорченные продукты шли ее свиньям. Посягательства на свои «барыши» не терпела. Двум школьникам (брату и сестре), которые попытались унести домой остатки котлет для собачки, закатила скандал, а на следующий день наказала, подлив им в тарелки яд. Может, на этот раз убивать и не собиралась, доза оказалась маленькой, и дети выжили, но бесследно для здоровья такие вещи не проходят.
С теми же, кто мешал ей воровать продукты, предъявлял претензии по работе, либо просто возмущался ее грубостью, она разбиралась уже всерьез. Был отравлен учитель химии Виктор Стадник (к счастью, выжил). Меньше повезло парторгу Екатерине Щербань и диетсестре Наталье Кукаренко, обе скончались. Согласно диагнозу от сердечно-сосудистого заболевания. И это меньше, чем за год работы обидчивой посудомойки.
Но как и Тонька-пулемётчица, попалась злодейка случайно. В середине марта 1987-го года в школе настоящее ЧП. В больницу в тяжелом состоянии попадают сразу 14 человек: трое школьников и 11 сотрудников школы. У всех жалобы на тошноту, боль в суставах и температуру. Симптоматика похожа на грипп, от него и стали лечить пострадавших. Только когда четверо (двое детей и двое взрослых) скончалось, а у остальных началось выпадение волос, появились сомнения. Занялась делом и прокуратура.
Когда выяснилось, что все заболевшие в этот день обедали вместе и позже остальных (с теми, кто успел поесть вовремя, ничего не случилось) заподозрили отравление. Разрабатывалось несколько версий, как пища оказалась отравленной. Предполагали, что яд мог случайно попасть при санобработке помещения, либо порезвились трудные подростки, не ожидавшие таких последствий.
Но подтверждения этим версиям не нашли. Следователей заинтересовало то, что у недавно умершей диетсестры наблюдались те же симптомы, что и у последних жертв. Тело Кукаренко эксгумировали. Экспертиза показала наличие в тканях солей таллия. Тут уже начали искать конкретного отравителя.
Тамара Иванютина попала под подозрение почти сразу. Выплыла ее афера с трудовой книжкой, показались странным слишком большое количество безвременных смертей родственников, оставляющих наследство. Да и здоровье ее теперешнего мужа заставляло задуматься, Олег полностью облысел и не вставал с постели из-за сильных болей в ногах. Знакомые симптомы.
Было решено произвести обыск. Удача следователям улыбнулась. В самом конце долгого и безрезультатного обыска они залезли в швейную машинку и обнаружили пузырек машинного масла, чересчур тяжелый для такого объема. Анализ показал, что это раствор Клеричи.
После эксгумации тел родителей Олега сомнений не осталось. В останках тоже был обнаружен таллий.
Поняв, что опровергнуть доказательства невозможно, Тамара призналась во всех убийствах. Оказалось, что последний раз она метила в одного человека, заведующего столовой. Он досадил ей тем, что распорядился повесить на дверях кладовой с продуктами замок, и пускал в нее только в своем присутствии.
Она знала, что он обедает позже, и после основной раздачи и закрытия столовой отравила остатки пищи. Но в этот день опоздавших на обед оказалось гораздо больше. Тамару это не смутило, она спокойно смотрела, как невинные люди превращаются в жертв, главное обидчик наказан.
⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars
Следователи не верили своим ушам, как охотно она рассказывала про свои дела, более того, чуть ли не гордилась своей сообразительностью и предусмотрительностью. Так она вычислила, какую дозу надо дать человеку, чтобы он слегка или серьезно заболел, а какая станет гарантированно летальной. Экспериментировала на соседских животных.
«В таком деле случайностей быть не должно, — самодовольно растолковывала Иванютина. — Батенька едва не погорел на обычном курином яйце. Хорошо, что врачи оказались лопухами…»
Вероятно, сама она была в курсе, что от таллия белок становится черным, а отец после того как брал пузырек руки не вымыл. В содеянном не раскаивалась, и считала, что выпутается. Следователям обещала «горы золота и денег». Не помогло.
В процессе следствия раскрыли и все остальные преступления. Кстати, мать Тамары, Мария Масленко последнюю попытку отравления совершила, когда дочь уже арестовали. На этот раз ее задело, что у соседки пенсия больше, и она угостила ее оладушками. До соседки уже дошли слухи о подвигах дочки дарительницы, может, вспомнила и про судьбу двух других соседей. В конфликт вступать не стала, оладьи взяла. Есть не стала, но и сразу не выкинула. На свою беду их нашла кошка, которая и стала последней жертвой этой кошмарной семейки. В оладьях тоже нашли таллий.
Процесс по делу отравителей был резонансным. Перед судом предстали Тамара Иванютина, ее сестра Нина Мацибора и родители, Антон и Мария Масленко. Любопытно, что были они «первопроходцами», это были в СССР первые случаи применения таллия для отравления.
Всего было доказано, что за 11 лет это семейство совершило 40 попыток отравления, из которых 13 закончились смертью потерпевших. Антона и Марию приговорили к 10-ти и 13-ти годам соответственно, до освобождения они не дожили. Нине дали 15 лет, отсидела почти полностью, вышла на свободу в 2002-м году, что с ней было дальше, информации нет.
На мой взгляд Иванютина гораздо страшнее и тоньки-пулемётчицы, и Бородкиной. В отличии от первой Иванютина действовала в гораздо более зрелом возрасте, и гораздо более хитрым и изощренным методом. Хотя обе они безусловно опасные преступницы, и заслужили свой приговор.
Тамару Иванютину за 20 покушений на убийство и 9 смертей приговорили к высшей мере наказания. В том, что натворила, Тамара не раскаялась, и просить прощения у родственников погибших не захотела. Однако, на апелляцию пару раз подавала, впрочем без результата. Справедливый приговор привели в исполнение в декабре 1990-го года.
Это Владимир «Две Войны». У меня есть Одноклассники, Телеграмм. Пишите своё мнение! Порадуйте меня лайком👍
А как Вы думаете, почему злодейке так долго удавалось избегать подозрения?