Найти в Дзене
Юность Севера

ЧТО ТАКОЕ САЛАМА?

Если вы когда-нибудь бывали в Якутии, то наверняка замечали разноцветные ленточки на деревьях у дороги. А если вам посчастливилось быть на национальном празднике Ысыах или гостем на торжестве в семье саха по случаю свадьбы, новоселья или рождения ребенка, то могли обратить внимание на пеструю веревочку из конского волоса со цветными лентами и берестяными украшениями. Это один из древнейших ритуалов. На языке саха это называется САЛАМА, и во многих тюркских языках есть созвучное обозначение подобных украшений: дьалама – у народов Горного Алтая; тувинское чалама и др.А корнем является древнетюркское слово — Jal (грива). На якутском языке это звучит как СИЭЛ. У тюркско-монгольских народов лошадь – священное животное. Скорее всего, первоначально в качестве салама вешали волосы из конской гривы, что символизировало жертву коня. Позднее их заменила лента. Салама используется в качестве подношения духам жилища, родовым духам, духам природы, является посвятительной жертвой и обращением к си

Если вы когда-нибудь бывали в Якутии, то наверняка замечали разноцветные ленточки на деревьях у дороги. А если вам посчастливилось быть на национальном празднике Ысыах или гостем на торжестве в семье саха по случаю свадьбы, новоселья или рождения ребенка, то могли обратить внимание на пеструю веревочку из конского волоса со цветными лентами и берестяными украшениями.

Это один из древнейших ритуалов. На языке саха это называется САЛАМА, и во многих тюркских языках есть созвучное обозначение подобных украшений: дьалама – у народов Горного Алтая; тувинское чалама и др.А корнем является древнетюркское слово — Jal (грива). На якутском языке это звучит как СИЭЛ. У тюркско-монгольских народов лошадь – священное животное. Скорее всего, первоначально в качестве салама вешали волосы из конской гривы, что символизировало жертву коня. Позднее их заменила лента.

-2

Салама используется в качестве подношения духам жилища, родовым духам, духам природы, является посвятительной жертвой и обращением к силами природы с благопожеланиями и просьбами. Часто ленты привязываются на ветки деревьев, кустарников. Путники привязывают салама на деревьях у дороги, испрашивая благословения хозяина дорог. Семьи, выезжая на летние пастбища, украшают лентами большую березу, в которой, по поверью, живет богиня плодория Аан Алахчын. А еще салама символизирует мостик между миром богов и срединной землей – миром людей. Боги спускаются к нам по ним на большие праздники. Но, останавливаясь за благословением в святых местах по пути следования, нужно иметь ввиду, что салама изготавливается только из новой ткани, поэтому не стоит привязывать старые тряпицы и салфетки, и тем более кусочки пластиковых пакетов. Этим вы рискуете обидеть духов. Лучше оставьте там кусочек еды или монетку. Опять же не стоит вываливать гору пищи, достаточно покрошить для божьих тварей оладушек или хлеба.

-3

Да благословит ваш путь Хозяин дорог! А мы открываем рубрику в нашем бумажном журнале "Юность Севера", которая будет называться "Читая знаки". Вы узнаете много смыслов, сокрытых за привычными символами и действиями, которые встречаются на земле Саха.