Найти в Дзене
Злое & Былое

Трагическая судьба барка «Аделана»

В отличие от геройски спасенного «Форреста Холла», на следующий день значительно менее повезло другому английскому кораблю на другой стороне глобуса. В ночь с пятницы на субботу 14 января 1899 года ужасно погибает британский 4-мачтовый барк «Аделана», причем там, где этого менее всего можно было ожидать – прямо в акватории порта Такома, штат Вашингтон. Барк «Аделана» 1889 года (стоимость постройки 150 000 долларов), водоизмещением 2579 рег. тонн, принадлежал Мессерсу Э.Ф и Робертсу У. из Ливерпуля. В середине прошлого 1898 года «Аделана» по командованием толкового опытного шкипера Г.В. Стейлинга отправилась в плавание из порта Нью-Йорк в порт Шанхай. В Шанхае часть экипажа уволилась, после чего судно направилось в Порт-Анджелес (который в Южной Америке, а не в штате Вашингтон), куда добралось 28 декабря. Из Порт-Анджелеса груженая балластными бревнами «Аделана» пошла на север и, пройдя пролив Хуан-де-Фука, благополучно прибыла в Такому, штат Вашингтон (это недалеко от Сиэтла, в заливе

В отличие от геройски спасенного «Форреста Холла», на следующий день значительно менее повезло другому английскому кораблю на другой стороне глобуса.

В ночь с пятницы на субботу 14 января 1899 года ужасно погибает британский 4-мачтовый барк «Аделана», причем там, где этого менее всего можно было ожидать – прямо в акватории порта Такома, штат Вашингтон.

Барк «Аделана» 1889 года (стоимость постройки 150 000 долларов), водоизмещением 2579 рег. тонн, принадлежал Мессерсу Э.Ф и Робертсу У. из Ливерпуля.

В середине прошлого 1898 года «Аделана» по командованием толкового опытного шкипера Г.В. Стейлинга отправилась в плавание из порта Нью-Йорк в порт Шанхай. В Шанхае часть экипажа уволилась, после чего судно направилось в Порт-Анджелес (который в Южной Америке, а не в штате Вашингтон), куда добралось 28 декабря.

Из Порт-Анджелеса груженая балластными бревнами «Аделана» пошла на север и, пройдя пролив Хуан-де-Фука, благополучно прибыла в Такому, штат Вашингтон (это недалеко от Сиэтла, в заливе Пьюджет-Саунд).

Было бы неправильно представлять Такому 1899 года, как некое дикое место, несмотря на то что находится она на самом северо-западе США. Нет, это был развитый город, по которому уже тогда ходили трамваи, обладавший морским портом с отличной продуманной логистикой.

Тем удивительнее то, что случилось далее.

За день до трагедии «Аделану» стали готовить к погрузке 3500 тонн пшеницы, предназначенной для доставки в Европу. Для этого барк подтащили к доку «Эврика», где с него выгрузили 350 тонн балластных бревен и очистили трюм. Погрузка пшеницы должна была начаться на следующий день.

Пшеничный док
Пшеничный док

Вечером судно с порожними трюмами отбуксировали на якорную стоянку, расположенную в нескольких сотнях ярдов к северо-востоку от глубоководного причала St. Paul & Tacoma Lumber Co, где оно сбросило правый якорь весом не менее трех тонн, а к обоим бортам судна были прикреплены балластные бревна, используемые для удержания судна в вертикальном положении при отсутствии груза или балласта.

Дело в том, что у барков данного типа имелась одна уязвимость: без груза в трюмах они чрезвычайно неустойчивы.

Однако погода стояла чудесная, ничто не предвещало беды, и команда из 16 человек, включая капитана, спокойно легла спать.

Как, собственно, поступили и команды всех остальных торговых судов, стоявших на той же якорной стоянке.

Проснувшись на следующее утро, капитаны окружающих судов обнаружили, что «Аделаны» нет. Совсем. Огромный четырехмачтовый корабль бесследно пропал.

Над местом, где еще вечером безмятежно стояла на якоре «Аделана», грустно колыхался на воде лишь одинокий сигнальный буй.

Чтобы разобраться в ситуации, капитаны Доти и Херли взяли буксирный пароход и поехали к месту стоянки «Аделаны».

Сначала из воды извлекли одно из оторвавшихся балластных бревен. Затем перевернутую спасательную шлюпку, матрас с названием корабля и несколько весел. Никаких других обломков обнаружено не было.

Наконец, уже поздно вечером под толщей воды разглядели силуэт корабля. «Аделана» лежала на боку целиком на глубине 23 морских саженей (примерно 42 метра).

Что же в итоге случилось?

Примерно в три часа ночи 14 января внезапно налетел кратковременный, но сильный шквалистый ветер. Судя по всему, в какой-то момент оторвало одно из балластных бревен и судно завалилось на бок. Поскольку барк ждал погрузки, ни трюмы, ни иллюминаторы задраены не были, и вода немедленно хлынула внутрь, где спали шестнадцать человек команды.

Ни один из тех, кто находился на борту, найден не был. Вместе с кораблем все ушли на дно. Из команды выжил только один матрос, которому повезло накануне сойти на берег по причине разболевшегося зуба.

-5

По злой иронии судьбы (а кто-то назовет это плохой приметой) фотографический снимок команды сделан ровно ЗА ДЕНЬ до трагедии.

И все эти люди до сих пор покоятся на дне возле порта Такомы вместе со своим злополучным кораблем.

Такие дела.

Телеграм-канал про 1899 год: Впереди вечность!