В селе Казанка мои коллеги останавливаются, как правило, чтобы зайти в местный магазин, как раз по пути в крупные овощеводческие хозяйства. Саму Казанку изнутри не разглядывал, кажется еще никто. Значит, пришло время! Сегодня в «Семейной среде» и репортаже Ольги Катренко — казанцы. Приморские молдаване!
Когда Валерий Георгиевич был еще Валериком и прибегал в увольнение навестить беременную молодую жену, тёща всегда угощала его виноградом.
Елена Царэ, жена и мама: «Работала в детском саду, жила у сестры, а он, они — знакомились с посёлком. Я вышла с племянником кое-что протрясти. Он решил помочь».
Ольга Катренко, корреспондент: «И до сих пор помогает!»
Валерий Георгиевич: «Понравились друг другу, вот и всё».
Совпали темпераментами, увлечениями — оба поют, оба очень энергичные, любят путешествовать. И однажды, уже с двумя маленькими детьми, совершили марш-бросок из Молдавии в Приморье, да так тут и остались.
На Центральной улице Казанки тоже растёт виноград, и вишня западная на ножках...
А как же без приморского эндемика? Родной край! 42 года здесь Елена и Валерий Царэ. Совхоз, шахта, детский сад, теперь Совет ветеранов Партизанского округа и общественный Совет Казанки. И на каждой улочке плоды совместных трудов. Супруги всегда добавляют: не только наши, всех казанских земляков. Добрых. Другие-то могут и дичь сотворить.
Но если универсальную площадку для всех возрастов активисты Казанки сопровождали, что называется: голосовали за неё, курировали стройку, то Аллею трудовой и воинской Славы по крупицам, по деревцу — разбивали сами.
В сквере и стенды героев Отечественной войны, и партизан еще Гражданской. Как раз над ними пролетают сейчас заповедные серые цапли. А это боль земляков — покосившийся после ремонта памятник. Кажется, вот-вот упадёт.
Таёжный проводник, редкий охотник и первый местный староста — Инокентий Паутов. Памятный знак установили в Казанке пра-пра-правнуки. А порядок поддерживают старики. Вот только трудно назвать их даже просто пенсионерами.
Евгений Царэ, старший сын: «Люди, которые не предадут, которые всегда поддержат. Потому что это Папа и Мама».
И сын, и дочь — оба железнодорожники. Женя еще и парапланеризмом увлечён. А родители кроме бурной своей общественной жизни стараются не забывать и о корнях: национальной кухне! Лепёшка с начинкой, плацента, и мамалыга из кукурузной муки — это что! Вот дело!
Конечно возьмут! Томлёный с мягкой говядинкой орех нут! Или нахуд по молдавски. Мы пробовали. Если честно — настоящее царское блюдо, потому что у Царэ.
Ольга Катренко, Александр Астафьев, "Вести: Приморье".