Беларусь и Россия сближаются всё больше. И в первую очередь — экономически. Сегодня все регионы нашей страны протянули торговые «нити» далеко на восток. Не исключение — Гомель, где каждый второй завод заинтересован в таком сотрудничестве и успешно его наращивает. В прошлом году в объёме экспорта промышленных товаров города 82% пришлось именно на Российскую Федерацию. Так что за примерами далеко ходить не надо.
Дороги ведут на восток
Со стоянки на улице Борисенко один за другим выезжают четыре новеньких тягача, ещё два моются в боксе. На самой территории рядами стоят фуры, которые совсем скоро повезут грузы в разные концы мира. Всё это — хозяйство ОДО «Белэкс и К». За последние пять лет автопарк международного перевозчика прирос вдвое. А это значит, что можно рассчитывать на самых крупных заказчиков.
Сегодня компания насчитывает 150 машин и 200 полуприцепов. В автопарке Гомеля — 68 фур и прямо сейчас вводятся в эксплуатацию ещё шесть недавно купленных. Остальные в распоряжении семи филиалов за границей — в Узбекистане, Казахстане, других странах и, конечно, России. Там свой офис компания открыла в приграничном Новозыбкове.
— Занимаемся мы не только перевозками. Наша компания «Белэкс-Логистик», которая также зарегистрирована в Гомеле на Борисенко, ищет заказчиков и составляет маршруты. Плюс имея офисы со своими автопарками в разных странах, организовать логистику намного проще. Именно такая система помогла нам удержаться на плаву несмотря на санкции и сложную международную обстановку, — рассказывает генеральный директор группы компаний «Белэкс» Василий Коваленко.
В прошлом году, например, компания перевезла 22 тысячи тонн грузов и заработала более 20 миллионов рублей.
При этом большинство грузов идёт в Россию. А в числе заказчиков «Белэкс и К» — крупные российские транспортно-экспедиторские компании «Мэйджор», «Траско» и «Лига Транс». Они собирают заказы по всей стране и доставляют в точку назначения. Много импорта ввозят из Китая. Для этого как раз и нанимают гомельского перевозчика.
В гомельском филиале трудятся 95 дальнобойщиков с соответствующими «корочками», получить которые можно сегодня в нескольких колледжах областного центра. Но без опыта работы сразу в дальнюю дорогу молодого водителя никто не отправит. В компании он сначала должен пройти обучение. И начинает водитель-международник с работы слесаря в ремонтных мастерских, чтобы сначала ознакомиться с устройством машины, на которой через два-три месяца сможет уехать в свой первый рейс.
— Опытных водителей в возрасте у нас примерно 30% от общего числа, остальные 70% — молодые. Но это не минус, а скорее даже плюс. Молодёжь быстро учится, она более энергична, да и здоровье в такой работе играет важную роль, — делится подробностями Василий Михайлович. — Везти груз за много километров — сложная работа, поэтому хорошие дальнобойщики во всём мире ценятся на вес золота. Белорусы с такой задачей справляются отлично. А у нас трудятся как гомельчане, так и жители из других уголков страны. Например, из Бреста и Гродно. За месяц в пути они зарабатывают порядка 1200 долларов.
Часто водителям-дальнобойщикам поручают доставить до места назначения очень ценные или опасные грузы. Для последних используются специально оборудованные фуры. А самым дорогим грузом, вспоминает Василий Коваленко, была аппаратура для автоматизации железной дороги стоимостью 8 миллионов долларов.
Маршруты гомельских фур, которые везут в том числе и товары местных предприятий, часто пролегают через Россию. А вот конечной точкой назначения в последнее время всё чаще становится Китай. В компании направление считают настолько перспективным, что подумывают открыть и в Поднебесной свой филиал.
Свои на Крайнем Севере
ОАО «Сейсмотехника» — не самое крупное предприятие в Гомеле, но оно входит в круг мировых лидеров по производству оборудования для геологоразведки. Машины собственной разработки отправляются во многие республики бывшего СССР, закрывая потребности тамошних нефтяников и газовиков в вибрационных источниках сейсмических сигналов.
— В географию наших поставок, — рассказывает начальник отдела маркетинга и продаж Владимир Никифоров, — входят такие страны, как Россия, Казахстан, Туркменистан, Армения, Узбекистан, Азербайджан и даже Северная Корея.
Однако наиболее тесные отношения у предприятия сложились с АО «Башнефтегеофизика» из Уфы, куда поставляется до 80% всего экспорта. Башкирские специалисты ведут геологоразведку на территории Сибири, включая Ямал и Таймыр, а также на Дальнем Востоке. Поэтому к выпускаемой гомельчанами технике — требования особые.
— Совместными усилиями наших предприятий, — продолжает Владимир Никифоров, — был спроектирован и запущен в серийное производство целый модельный ряд вибрационных источников сейсмических сигналов. Например, СВ-30/150МТ для условий Крайнего Севера. Обычные колёса в нём легко заменяемы на разработанные нами же гусеничные тележки, поэтому установка может работать в самых труднодоступных районах тундры при температуре от -45 до +45°C, не нарушая при этом и без того не слишком богатый в тех местах верхний слой почвы. Всего же начиная с 2017 года мы поставили нашим партнёрам из Уфы 100 единиц СВ различной модификации.
В ближайших планах — совместная разработка и создание каротажных подъёмников. Их можно использовать для геофизических исследований в условиях бездорожья на эксплуатируемых нефтяных скважинах.
Владимир Никифоров не скрывает: после ухода с российского рынка западных профильных компаний их место активно занимают китайские. Поэтому предприятие держит марку и постоянно доказывает, что продукция ОАО «Сейсмотехника» конкурентоспособна. Специалисты часто ездят в командировки в Россию, обеспечивая сервисное сопровождение своей техники. А заказчик регулярно направляет в Гомель своих молодых специалистов для обучения. Уфимцы буквально с нуля сопровождают весь процесс производства оборудования, на котором им впоследствии придётся работать.
Недавно ОАО «Сейсмотехника» отпраздновало 50-летний юбилей. Предприятие нацелено ещё не один десяток лет продолжать поддерживать мировой стандарт качества выпускаемой продукции и показывать всему миру, что «Сделано в Беларуси» — это слова, которым можно доверять.
Гомельские диваны в Уфе
«Огромное спасибо! Купили ваш диван в Караганде. Надеемся, что вы будете сотрудничать и дальше с нашим городом. А мы в свою очередь сможем приобретать вашу высококачественную мебель. Успехов вам. Галина».
Это — один из многочисленных отзывов о продукции гомельской фабрики «Прогресс», размещённый покупательницей в соцсетях предприятия. Подобные слова благодарности в адрес гомельских мебельщиков нередко звучат и от жителей российских городов. Около 50% от всего экспорта фабрики отправляется именно туда.
— Сотрудничаем с регионами России мы со дня основания фабрики в 1963 году. Уже в те времена наши диваны продавались по всему Советскому Союзу. Безусловно, социальные, экономические и политические потрясения последних 30 лет внесли свои коррективы в нашу работу, но ориентация экспорта на российского потребителя была всегда, — говорит заместитель генерального директора мебельной фабрики «Прогресс» Андрей Пескун.
А за последние годы география поставок в Россию заметно расширилась. К Москве, Санкт-Петербургу, Брянску, Белгороду, Смоленску, Краснодару, Ставрополю, Ростову-на-Дону добавились Псков, Кострома, Астрахань, Уфа и Сочи. Гомельские диваны продаются даже в далёких Сургуте, Якутске и Ачинске. Фирменные секции под брендом «Прогресс» работают в 50 городах Российской Федерации.
Производители мягкой мебели из Гомеля — постоянные участники международных выставок-ярмарок в Москве и Краснодаре. И редко когда «Прогресс» возвращается оттуда без наград и дипломов. Одна из последних — золотая медаль «За высокие потребительские свойства товаров». Её предприятию вручили на международной выставке «Мебель-2022» в Москве, что обеспечило фабрике попадание в реестр «Союзэкспертизы», занимающей восьмую строчку в рейтинге самых авторитетных консалтинговых компаний России.
— Разумеется, там хватает и местных мебельных фабрик. Но мы заняли свою нишу благодаря оптимальному сочетанию цены и качества, ведь хорошие недорогие диваны нужны везде, — убеждён Андрей Пескун. — Тем более что взаимодействие с российскими коллегами давно уже вышло за рамки рыночной конкуренции и переросло в крепкую, настоящую дружбу. А друзья, как известно, всегда смогут договориться.