Найти тему

По дороге в Петергоф. Свято-Троицкая Сергиево-Приморская мужская пустынь

Мы ж помним, что Петр 1 раздал земли по Петергофской дороге под "дачное строительство". На этом месте тоже когда-то располагалась "Приморская мыза", принадлежавшая дочери соправителя Петра великой княжне Екатерине Иоановне. Царевна вышла замуж за герцога Мекленбург-Шверинского и дача оказалась заброшенной.

Небольшое пояснение кто есть ху в нашей разветвленной и запутанной царской семейной истории. Екатерина Иоановна – родная сестра императрицы Анны Иоановны, мать Анны Леопольдовны, регентши при императоре-младенце Иоане 6, которому приходится бабушкой
Вид на монастырь с Петергофской дороги, до постройки братского корпуса и часовен, гравюра 1840-х гг.
Вид на монастырь с Петергофской дороги, до постройки братского корпуса и часовен, гравюра 1840-х гг.

Маленькую пустыньку основал духовник Анны Иоановны. В 1732 году был подписан указ о передаче Приморской дачи "Троицкому Сергиеву монастырю и Архимандриту Варлааму (Высоцкому), и кто по нем, в оной обители, Архимандриты будут в вечное владение". Варлаам, собственно, наметником Троице-Сергиевой Лавры под Москвой. Через два года Анна Иоанновна специальным указом передает архимандриту Варлааму деревянную церковь Успенья Божией Матери при загородном доме царицы Параскевы Фёдоровны (дом стоял на наб.Фонтанки, напротив Апраксина переулка). Церковь разобрали, перевезли на Приморскую дачу и освятили во имя преподобного Сергия Радонежского. Для братии были построили деревянные кельи, для настоятеля каменный флигель.

1830-1840-е гг. Вид первоклассной Троицко-Сергиевой пустыни, со стороны Финского залива. Литография
1830-1840-е гг. Вид первоклассной Троицко-Сергиевой пустыни, со стороны Финского залива. Литография

Отец Варлаам прикупил 3 соседних участка, поселил рядом 7 крестьянских семейств, приписанных к подмосковному монастырю, которые образовали монастырскую слободу. Вот и вся пустынька. Вначале и монахов не было, проводить службы приезжали из Троицко-Саргиевой Лавры (вероятно, вахтовым методом).

Елизавета Петровна решила превратить пустынь в совершенную обитель и настоящий монастырь.

-3

По проекту П. Трезини здесь был возведен красивый пятиглавый каменный собор во имя Святой Живоначальной Троицы с единственной на весь монастырь колокольней. В особом киоте стоял образ Пресвятой Троицы, написанный К. П. Брюлловым. Главной святыней храма была привезенная из Сергиевой лавры основателем пустыни чудотворная икона преподобного Сергия Радонежского. Освятили собор в присутствии уже Екатерины 2 с сыном Павлом.

Для Екатерины Великой пустынь имела особое значение – во время дворцового переворота гвардейцы под предводительством Екатерины Алексеевны и Екатерины Дашковой, в походе на Петергоф останавливались в стенах монастыря. В архивных источниках сохранилась записка императрицы: "Ежели умру в городе, положить меня в Александро-Невском монастыре, в Соборной церкви, мною построенной. Ежели в Царском Селе – на Софийском кладбище, у Казанской Богородицы. Буде в Петергофе – в Сергиевой Пустыни". Но похоронили ее, естественно, в Петропавловском соборе.

-4

Почти одновременно с Троицким собором заложили церковь Сергея Радонежского, а также новые стены и башни и монашеские кельи, каменные вместо деревянных. Украшением храма  являлся мраморный иконостас и два ряда   гранитных полированных колонн.

Фото из интернета
Фото из интернета

Сергиевская церковь перестроена в середине 19 века, сохранилась до наших дней в сильно переделанном виде. Сейчас и колонны и иконостас присутствуют, восстановлены или подлинные, сказать не могу.

Фото с сайта монастыря
Фото с сайта монастыря

Украшением обители стал огромный, в византийском стиле, храм Воскресения Христова, возведенный архим. Игнатием (Малышевым) совместно с профессором Академии художеств А. Парландом. Фасад из разноцветного кирпича украшали внизу бронзовые барельефы с изображением русских святых от Ольги до Тихона Задонского скульптора Р. Р. Баха .

-7

По модели А. М. Опекушина были сделаны два Ангела Воскресения, поддерживавших оригинальные золоченые царские врата, образа которых были написаны на перламутре. Перед   низким иконостасом с иконами на золотом фоне  стояли два многосвечника из лазурита и золоченой бронзы.

Фото из интернета
Фото из интернета

Всего до революции в пустыни было 7 церквей и 4 часовни. Сохранилась церковь Григория Богослова, работы Штакеншнейдера, усыпальница Кушелевых. Часовни-киоты, братский корпус с надвратной церковью Саввы Стратилата, инвалидный дом с церковью св.мученика Валериана, трапезная, настоятельский корпус... Вроде бы много, но утрат больше.

Монастырский некрополь дал последний приют Апраксиным, Голицыным, Зубовым, Кочубеям, Кушелевым, Мятлевым, Нарышкиным, Строгановым, Толстым, Чичериным, Юсуповым и многим другим. Здесь были похоронены канцлер Горчаков, выдающиеся архитекторы Штакеншнейдер и Горностаев, потомки Суворова и Кутузова. Некоторые часовни и склепы были произведениями искусства. После безжалостоно разграбления 30-х и 60-х годов спасти удалось немногое.

-9

Обитель была не только духовным центром, в пустыни действовал инвалидный дом, школа, больница для бедных, странноприимная (приют для странников) , госпиталь – во время войны, при монастыре существовала первая в России Сергиевская школа трезвости. Все это закрыли в 1919. Монахов разогнали, настоятеля расстреляли, а в обители организовали детскую трудовую колонию, коммуну "Труд"

Среди беспризорников и малолетних преступников до 30-х годов доживали около десятка монахов-стариков. В коммунне была школа-семилетка, к 1925 г. в ней обучалось 265 детей. Имелось подсобное хозяйство, мастерские: столярная, слесарная, картонажная. Мне не удалось найти ни одной фотографии колонистов, ни одного описания их жизни. Что совершенно точно, какое-то время пребывал здесь один из авторов "Республики ШКИД" Григорий Белых.

Танки 124 танковой бригады, сожженные 8 октября 1941 года
Танки 124 танковой бригады, сожженные 8 октября 1941 года

В 1931 монастырь полностью прекратил существование. Коммуну "Труд" сменила школа переподготовки начсостава военизированной охраны промышленных предприятий ВСНХ СССР им. Куйбышева. Во время войны бывшая обитель попала в зону оккупации, с сентября 1941 года вплоть до снятия блокады в январе 1944 года на её территории находился фашистский штаб армии. Строения монастыря очень сильно пострадали от обстрелов во время нашего наступления. После войны начали восстановление, но сил и средств на всё не хватало.

Троицкий собор еще в 30-х лишился колокольни, в войну выстоял, в 1955 году разработали план его реставрации, но в 1962 году, в связи со всплеском богоборчества был снят с государственной охраны как памятник, в этом же году взорван и снесён. На месте его и монастырского некрополя. открытой в 1964 на территории Средней школой милиции, был устроен плац.

В 1968 взорван и снесен Воскресенский собор. По иронии судьбы, всего через 5 лет, пустынь была внесена в перечень охраняемых памятников.

Фото из интернета
Фото из интернета

Восстановление монастыря началось в начале 1990-х годов, первая литургия служилась на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря 1993 года. Вначале несколько лет насельникам монастыря приходилось делить территорию со Средней школой милиции МВД РФ. Руководство МВД не могло найти подходящего здания, куда бы могла переехать школа. Надо полагать, монахи вымолили, чтоб нашли.

На территории монастыря была открыта среднеобразовательная школа с православным уклоном, действует воскресная школа. Идет реставрация и восстановление, практически на глазах...

-12

Следом за Пустынью второй дом – морской лайнер – университет флота им. адмирала Макарова, с так и недостроенным корпусом, насколько знаю.

И все это уже Стрельна...