Довольно хорошая тема для обсуждения в комментариях. Забегу наперёд, по многим тезисам я буду давать ссылки, чтобы не слыть "голословным мечтателем".
Ждуны дождались, ну вернее, им хотя бы пообещали, вот еще чуток подождать и всё будет, как раньше, и мороженное по ГОСТу за 5 копеек!
Турбопэтриоты разгорелись новым святым пламенем 5й точки, какие «вернутся», мы их не пустим! И вообще, пущщай там загибаются на своём западе без наших деревянных, ишь чего захотели.
Что ж, правы и те и другие, усталость от Китайского одноразового гигаразнообразия наступила уже через 2.5 года, вон, давеча «За Рулём» сказал, что только официально присутствует пол сотни брендов, а уж «параллельных импортных» еще столько же на подходе, а качественных из них – число, стремящееся к нулю.
В то же время забавны и мечтания ждунов, что, как вернётся к нам условная Шкода Рапид, за 800 тысяч в максималке – так и сразу же в ценовой политике переиграет и УНИЧТОЖИТ треклятый автозавод на 3 буквы (странно, почему раньше она этого не сделала, если могла?) и всех этих «дружественных» брендов заодно! Опять же, почему она ранее не была дешевле Азиатщины? Или почему сейчас группа VAG закрывает заводы в этой своей Европе и собирается уволить десятки тысяч сотрудников, проиграв ценовую войну с китайскими брендами У СЕБЯ ДОМА, остаётся только гадать, но у нас-то всё будет хорошо, а по-другому и быть не может, осталось только немного подождать.
Ну, как СМИ при такой святой войне могли остаться не у дел?
Вот и я тут, как тут 😉 заранее, конечно, предупрежу разбирать все существующие бренды в мире мы не будем, а лишь те, кто выпускались в РФ и имели хоть какие-то более-менее заметные продажи.
АМЕРЫ ВЕРНУТСЯ! НЕТ, АЗИЯ! НЕТ, ВСЕ ВМЕСТЕ с раскаявшейся Европой!
Начались гадания на кофейной гуще, кто из блудных сынов-возвращенцев (или извращенцев, если речь идет о европейцах) на самом деле сердечно любил Россию и искренне сопереживал, как же мы тут без хороших машин да по цене булочки с маком. Что же мы имеем на сегодня?
Амеры вернутся!
Вот, они сейчас все бумажки подпишут и первые прибегут! У них благодаря рыжему деду преимущество!
Заявление, конечно, оптимистичное, но мало имеющее связь с реальностью.
Поясняю. Кто такие эти ваши «Амеры?» Грейт Амэрикан четверка: Ford, General Motors, Stellantis, Tesla.
Tesla.
Нууу, чтобы вернуться надо сначала уйти. А Тесла и не приходила, вернее были там некоторые усилия по продвижению через сеть продаж мобильников «Связной». Однако ни реальных дилерских сервисов, ни уж тем более производства в России никогда не было. Честно сказать у нас не то, чтобы продажи электромобилей взрывают рынок, скорее Лада Гранта - мечта автомобилиста. Престижу ради, чтобы Маска задобрить, может и наладят официальные поставки, вон, даже Рыжий Дедушка себе купил, чтобы поддержать, но как это повлияет на рынок у нас - никак, как и ранее, в рамках статистической погрешности.
General Motors.
Когда уходил GM плакала половина маршрутки. Хотя, завод на самом деле они имели один в Санкт-Петербурге. Уходил, кстати, бренд еще в 2015м году, сразу после Крымских событий. Потом много лет площадка была в заморозке, а потом в аккурат перед 22м годом продана Hyundai. То есть «возвращаться» General Motors’у попросту некуда. Можно, разве-что открыть новый автозавод. Но, не стоит забывать, что в соседней братской стране Узбекистане у GM’a довольно крупный завод полного цикла, а санкции Узбекистан на нас не накладывал. Был бы реальный спрос – завезли бы вам Cobalt’ы – убийцы Весты. Да только не сдюжили конкуренцию с китайцами, да «дважды автомобильным», ведь кобальт на рынке продавался и официально. Так что какой смысл возвращаться, если и ранее не особо получалось?
Ford.
Не только лишь все россияне владели Фордом фокусом 2, но много кто мог это делать. Ford тут имел аж 3.5 завода, Всеволожск, Набережные Челны и Елабуга + завод двигателей там же. Но есть нюанс. Единственный завод Форда тут – Всеволожский под Питером, а остальные – арендованые у Соллерса. Так вот, тот самый «оригинальный» Ford Motor Company завод уже растащен на металлолом, а в его цехах производят системы водоснабжения и используют, как склад.
Никаких Вам Focus и Mondeo не положено. Их вообще, в МИРЕ снимают с производства в ноябре текущего года, и "наследников" нет.
Елабужский же завод локализовал китайцев и имеет вполне себе продажи, а на заводе двигателей планирует производить дизельные двигатели для себя и УАЗа.
Бизнес идёт, планы грандиозные, зачем им все бросать? Ну, возможно, конечно, простаивает линия Ford Kuga и Explorer и крупным узлом можно пособирать, но выгодно ли это будет, в рамках текущих проблем локализации, даже у ВАЗа и УАЗа.
Исключение составляет лишь Челнинский завод, который выпускал Fiesta и Ecosport, вот он находится в простое с момента ухода Форда в 2018 году. И то, насколько мне известно, оборудование с него распродавали, а сам завод в силу того, что был заводом ОКИ не может выпускать крупногабаритные автомобили.
Этот завод был бы неплохим стартом для какого-нибудь Changan или Omoda, если бы у Китайцев было хоть малейшее желание тут что-то локализовывать.
Stellantis.
Это ещё кто такой? Да, тот самый Chrysler, у которого даже в омереке дела идут так плохо, что пришлось вписаться в европейский альянс. Там целое созвездие брендов иии…ничего из этого в России Серьёзно не продавалось. Собственно, и возвращаться там некому, кроме Peugeot-Citroen на свой завод ПСМА в Калуге. А они не уходили. Citroen Aircross и сейчас там производиться, только никому не нужен, даже после того как его переименовали в RSV.
Азия вернётся!
С этим тоже есть большие вопросы.
Nissan.
Да, был у них автозавод в Санкт-Петербурге, который ныне называется…Автозавод Санкт-Петербург. И вроде-бы как, Альянс уходил, оставив дверь приоткрытой, то есть «с опционом обратного выкупа». Пока известно лишь то, что Московский Рено назад не выкупить, а вот "АСПБ" ныне входит в грандиозные планы великого и ужасного АвтоВаза по запуску сразу нескольких моделей, а поговаривают, что там уже идет и модернизация.
АвтоВАЗ, как вы знаете в связи с этими модернизациями на «возврат оригинального владельца», выставил некий прайс, что в целом честно, мы вложились, зарплаты персоналу платили, оборудование поддерживали, а вот у Ниссана дела обстоят крайне плохо. На домашнем рынке сокращено 9000 человек, слияние с Хондой не произошло, как они сами говорили у них несколько месяцев до банкротства. В такой ситуации платить репарации Автовазу? С каких х… Денег? Так что возврат скорее невероятен, чем вероятен.
Mazda.
Забыли? А так-то отечественный автопром! Да и 1.5 завода имели в аренде во Владивостоке, автосборочный и завод двигателей. Кстати, дела у завода обстоят плохо, Соллерс попробовал пособирать там пикапы JAC, но в конечном счете перенёс их на УАЗ под собственным брендом. Сейчас грозятся начать собирать какие-то Китайские автобусы, но пока заметных успехов не обнаружено. Вот это тёмная лошадка возврата, в целом громких заявлений не делала, дверями не хлопала звёзд с неба не хватали, но и рынок свой имели.
Toyota.
С этими товарищами мутно. Свой единственный автозавод они продали не кому-попало, а НАМИ, то бишь…Aurus. И да, сам по себе оригинальный AURUS в количестве пару штук в год собирается в Елабуге, в паре сотен метров от бывшего завода FORD, ныне Sollers. И вот Аурус, так как оригинальные машины получились немножко дороже, чем хотелось (с 12 млн в цене изначальных выросли до 45 млн за штучку) создали некий вакуум «богатства» на рынке. То есть между Лада Аура за 3 млн и Aurus Senat за 45 млн есть некоторая небольшая ниша. Вот именно в эту нишу Aurus хотел впихнуть крупноузловую сборку Китайщины Hongqui, ведь правительственные пятые точки сидеть в Ладе из принципа не могут, ведь Лада – народный автомобиль, а мы всего лишь слуги народа, но и на Senat не все «слуги» заслуживают.
В то же время, пишут, вот, Тойота собирала старых знакомых дилеров, мол ребята, мы очень хотим вернуться, только отмашку ждем. Тогда придется отнять завод у Aurus назад? С одной стороны никакого серьезного производства там не налажено, но и Тойота, вернувшись в реалии новых цен вряд-ли взорвёт топ продаж, чтобы сходу перезапускать завод. С другой стороны, прямое попадание в ту самую нишу между Аура и Аурус. В общем шанс на возврат есть, из последних слухов вернуться самые востребованные у народа Prado и Rav4.
Mitsubishi.
А эти, вот кстати тоже были, на том самом ПСМА в Калуге. Топы продаж не рвали, но и ушли по-тихому, без громких заявлений, полагаю вернуться могут так же по-тихому, если уж спрос будет.
Остальные Японцы типа Honda, Subaru, Isuzu, Suzuki производства в РФ не имели, сильно вряд ли в условиях нынешней конъюнктуры они вернуться хоть на какой-либо завод, разве что возобновят продажи. Особо дотошные поправят, мол УАЗ Isuzu собирал, но ведь в статье речь о легковых автомобилях?
Hyundai-KIA.
Эти господа и не уходили, выкрутили хитренькую многоходовочку, вроде заводы и продали и вроде, как ушли, да продали своему самому крупному дилеру с опционом выкупа, а лицензию «на производство очень похожих на солярис машин» китайской GAC, которая подписала договор с новым владельцем старых заводов… и таким образом произвели около 50 тысяч машин под совершенно новым и не узнаваемым брендом Solaris HC/HS/KR. Шанс возврата – 90%. Уже и персонал набирают на ХХ. Хотя, конечно, возможно это очередной максимально-неизвестный Китайский партнёр, как сейчас модно, время покажет.
Европа.
Вот тут сложнее всего. Стоит начать с того, кто вообще главный спонсор и идеолог мероприятий, идущих уже много-много лет у соседей. И ведь с каждым годом заявления всё воинственнее?
Peugeot-Citroen,
Чуть выше уже написал, они ныне и Амеры и Европейцы. Особо большим спросом не пользовались, но завод свой имели и на сегодня он даже выпускает 1 кроссовер. Возврат лёгкий, но бессмысленный, получается дорого, в коммерческом сегменте доминирует Газель в легковом китайские кроссоверы.
Volkswagen/Skoda.
Имел 2 завода в Калуге и Нижнем Новгороде. Первый ныне выпускает Haval М6 и это официальная информация с сайта Haval, и вряд ли вернется к старому укладу с Фольксваген.
А вот Нижегородские мощности под вопросом, обещались Чангану под брендом «Волга», да что-то не пошло, не поехало. Однако сама ВАГ группа в Германии чувствует себя не очень хорошо и грозиться огромными сокращениями, о чём я написал выше.
Mercedes
Ранее имел завод в Есипово под Москвой. Сегодня там собирают Exeed, с учётом, что Exeed имеет неплохие продажи в РФ, почему бы и нет? С другой стороны, Китайские партнёры как пришли, так и ушли, а премиум сегмент уж наверняка скучал и плакал по стрингам, натянутым на круг.
BMW.
В своё время собирались в Калининграде и…никаких причин не зайти снова крупноузловой сборкой нет. Кроме того, Автотор не прям взорвал продажи своими No-name китайцами, хуже им от возврата BMW не станет, а опять же сегмент рынка почти пуст, за исключением Китайских электричек. Тем более, вон, уже сообщают, что первые партии из "залежавшихся деталей" начали собирать.
Renault.
На сегодня самый загадочный зверь. Опцион обратного выкупа есть, 6 лет не прошло. В Европе топ продаж занимают модели группы Рено, значит спрос есть, деньги есть.
Для Рено, Россия была вторым рынком после домашнего, да и новая модель Лада (та, которая Искра) вышла на платформе Рено-Ниссан. Да, часть поставщиков теперь новых, да, есть некоторые изменения по конструкции, но, если усилить Лада Европейскими компонентами и инженерами, есть шанс бить Китай там, где он слаб.
Более того, сам Рено отчасти принадлежит правительству Франции, а наш гигант тоже принадлежит правительству РФ, имея мощное лобби и поддержку двух правительств есть и инструментарий бить Китай рублём и законом, пошлинами и прочими сборами. Существует и обратный аспект – АвтоВАЗ под персональными санкциями, а не просто очередная фирма из РФ.
Более того, АвтоВАЗ выставили вполне адекватный прайс на возврат за проделанную весьма интенсивную работу, ведь пришлось и менять поставщиков и переразрабатывать детали, и покупать софт нанимать-обучать персонал, кроме того, в высокой стадии готовности кроссовер на базе Весты, а для него закуплена сварочная, штамповочная оснастка и т.д. Есть ли у Рено такие деньги? Как примет европейское общество сразу заметные инвестиции в наш рынок?
А как отнесется наш народ к тому, что главного автопроизводителя в стране опять отдадут «партнёрам», которые спонсировали чужую армию открыто, и постоянно не очень приятно высказываются с голубых экранов?
Моё мнение – Рено не вернется. Как максимум на Ижевский завод или в рамках арендного контракта на бывшие мощности Ниссан, но мы предполагаем, а как получится – время покажет, а За Рулём вот, считает, что могут вернуться на "Москвич".