Пару недель назад ФИПИ, решив, что все что-то заскучали, решил поддать огоньку и выпустил рекомендации к проверке задания 27, в котором допустил в качестве аргумента к тезису приводить пример из видеоигр, комиксов, аниме и мангу. Народ оценил и побежал по потолку.
Однако я, честно говоря, я не поняла всеобщей ажитации.
Начнем с того, что аргумент «стоит» всего один балл из 21 и реально погоду делает, только если ученик или очень слабый, или очень сильный – для середнячка его значимость довольно мала. То есть, если ученику надо хоть сколько-нибудь за сочинение получить, пример из аниме может спасти его от падения за границу минимального порога, но если выпускник хочет баллов побольше, то он не будет приводить в качестве аргумента комикс, это просто нелепо. Те, кто работает на 85+, прекрасно знают, каковы ставки, и видеоигр в глаза с летних каникул не видели, а сидели в обнимку с Толстым и Достоевским, прислонив горячий лоб к холодному томику рассказов Чехова.
Но общественность расстроилась не из-за этого, разумеется, а из-за того, что подобные убогие примеры – из мультиков и видеоигр – в принципе допустимы на экзамене, ах, какой кошмар.
А чего, собственно, общественность хотела? Подобные решения прекрасно укладываются в логику решений в отношении школы последних двух-трёх лет.
Спасение утопающих - дело рук...
Школа – это институт, в котором государство готовит себе человеков для будущего. В идеале – совместно с родителями. Так работала советская школа, и на каком-то этапе у нее получалось – ровно до тех пор, пока перестало. Однако на современном этапе государство не может договориться с родителями по поводу образа будущего выпускника школы – по самым разным причинам. Например, с одной стороны, государство испытывает острый дефицит педагогических кадров, и на всех по-настоящему хороших учителей явно не хватает. При этом ему, государству, позарез нужны специалисты всех окрасов и мастей, но, так как оно десятилетиями ковало из школы придаток к вузу, лишая её уникальной роли в жизни ребенка, всё-таки своего добилось: школа в глазах большинства родителей имеет такую же ценность, какую имеет затяжное инфекционное заболевание. С другой стороны, зная, что школа учит всё хуже, родитель вовсе не бежит вприпрыжку обсуждать с детёнышем после работы проблему богоборчества в «Братья Карамазовых», а покупает сыну приставку, чтобы тот играл и не отсвечивал, а сам он может отдыхать на диване, переживая за мяч, за которым гоняются двадцать мужиков в полосатых купальниках шортах. И государство, судя по всему, докумекалось наконец до пусть и завалящего, но плана. Школа ценность в глазах родителей и детей теряет, образование как таковое статус тоже еле держит. Тем не менее в огромной стране точно найдется несколько миллионов детей, которые хотят учиться, и родителей, которые готовы им в этом изо всех сил помогать и в образование детей вкладываться – во всех смыслах.
И для этого количества детей, затянув потуже ремень, педкадры найти можно. И условия создать можно. А сливки вообще можно забрать в центры для одаренных.
Так что государство сказало: что ж, родитель, если хочешь, ты можешь сидеть на диване и получать удовольствие от жизни. Знаем-знаем, что твоему ребенку надо дать образование. Если ты хочешь, чтобы он получил максимум, ты должен изо всех сил подвигать ластами и найти для него хорошую школу. Скорее всего, придется ребенка возить – и может, на другой конец города, но тут без вариантов. В этой хорошей школе, имей в виду, с твоего ребёнка снимут все имеющиеся шкуры, ему придётся домашку делать до двух ночи, он забудет, что показывают в видосиках про котиков, и социальные сети будет открывать, только чтобы найти вариант контрольной по алгебре. Может, придется репетиторов брать по нескольким предметам, но это не мы такие, жизнь такая. Зато через 10 лет деть получит плюс-минус, в зависимости от уровня школы и вложенных в его обучение рублей, конкурентные знания, которые позволят ему учиться в хорошем вузе. И, само собой, на ЕГЭ по литературе – никаких аниме, мангу и комиксов. Тут вам не здесь.
У меня, кстати ни один выпускников и не заикнулся про пример из аниме. В нормальную, хорошо обученную голову подобная идея просто не придёт.
Если же не хочешь мучиться и деть твой хочет пилить видосики вместо домашки по литературе – да без проблем, учись потихоньку в школе под окном. Можешь не переживать, это бесплатно. Повезёт – чему-то научитесь, и в обычной школе пока много хороших учителей. Но ты ж понимаешь, в любом случае надо отпылесосить оставшиеся лучшие кадры в школы для будущих лидеров (и учиться в них будут точно не те, кто читает комиксы вместо романов Тургенева). А вообще не страшно, если деть твой не хочет учиться и тебе недосуг его заставлять: стране очень, очень нужны рабочие руки. Главное, за аттестат можешь не переживать. Дадим. Два! За 9 класс прямо постараемся, за 11 – по возможности (балл за пример из аниме на ЕГЭ по русскому детёнку твоему в помощь). Ну а дальше – сама-сама-сама. Желательно, конечно, если вы придете учиться в колледж. До 2028 года нужно подготовить около «миллиона специалистов рабочих профессий для высокотехнологичных отраслей», и 120 ярдов на колледжи не просто так выделяем.
… Совершенно понятно, что впереди нас ждет «вилка» в образовании. И школьном, и вузовском. На одном конце будут те, кто, проучившись десять лет в школе, на базовом экзамене смог только сюжет из видеоигры вспомнить. На другом – те, кому нужны 390 баллов за четыре экзамена. И хорошая новость в том, что никто не будет выключен из жизни. Перед Новым годом Москва, например, задыхалась от недостатка курьеров. «Эксперт» писал, что не хватало около 40 тысяч! Так что работа найдется для всех. Каждому, что называется, по потребностям )