Автор: Dмитрий Фомин
Жанр: symphonic metal
Страна: Швеция
Лейбл: Napalm Records
Дата выхода: 15 декабря 2023
Итак, пришло время обсудить заключительную часть трилогии «Leviathan», которая последние три года привлекала внимание всех поклонников шведской капеллы Therion, а равно всех тех, кто неравнодушен к симфоническому металу. Определенно Кристофер Йонссон, мастермайнд проекта, обладает чутьем настоящего бизнесмена и знает, как наиболее эффектно преподнести свою продукцию. Видимо, провал с «Beloved Antichrist» (2018) его ничуть не смутил, раз он отважился на очередную трилогию. Разница в том, что каждая часть теперь самостоятельный номерной альбом, чьего релиза приходилось ждать.
Многие уже успели ознакомиться с «Leviathan I» и «II» и сделать собственные выводы. И если первая и вторая главы писались буквально одновременно, то с третьим томом не все так однозначно. По словам того же Йонссона, «Leviathan III» должен был получиться наиболее экспериментальным. Вряд ли мы получили бы вторую «Gothic Kabbalah», но момент интриги все же присутствовал. Впрочем, позднее сам лидер коллектива добавил, что в основе третьей части лежат наработки, которые звучали не совсем по-«терионовски», а потому были отложены до лучших времен.
Так или иначе, Therion, как профессионалы и первопроходцы своего стиля, не могли ударить в грязь лицом: даже на основе этих забракованных кусков им удалось создать полноценный лонгплей. Записывался он традиционно по частям и в уже устоявшемся за последние годы составе: Кристофер Йонссон — гитары, клавишные, сонграйтинг, продюсирование, Кристиан Видаль — соло-гитара, Налле Палссон — бас, за ударной установкой отметились Бьёрн Хоглунд и… Сноуи Шоу. Вокальная часть представлена уже хорошо знакомыми нам исполнителями — Лори Льюис, Томасом Викстрёмом, Кьярой Малвестити, Розалией Сайрем и Тайдой Назраич. Кроме этого, на альбоме можно услышать турецкий и испанские хоры, а также их солистов. За лирику отвечал Пер Альбинссон.
Вопреки всем интригам «Leviathan III» мало чем выделяется на фоне предыдущих частей и продолжает стилистику преимущественно ретроградного хард-н-хэви, скрещённого с симфонической секцией и оперой. Единственное, что выделяет релиз, — это более низкий гитарный строй и сложная, тонкая работа как над общей структурой треков, так и над аранжировками. В целом же альбом не намерен никого шокировать внезапными поворотами и приемами, его основная задача — ублажать слух экзотическими мелодиями, непритязательными ритмами и волшебными вокальными нотами, что неспешно повествуют о мифах и легендах древности, об оккультизме и демонологии. Ещё одна фишка современного Therion — преподносить столь мрачные, сакральные и эпические сюжеты в необычайно ламповом и мелодично-эстрадном музыкальном оформлении.
Вступление альбома исправно выполнияет свою функцию — взбодрить слушателя и настроить его на нужный лад. Динамичный и приятно незамысловатый номер «Ninkigal» — ода шумерской богине, толковательнице снов — удивляет симбиозом традиционного для Therion помпезного симфо-метала с завораживающими хорами, ведущим академическим сопрано, вкраплениями дэт-метала и форсированным харшем. Все это мельком напоминает о первой половине 1990-х, когда Therion только-только шли к своим первым экспериментам.
Последующий номер «Ruler of Tamag» выделяется, с одной стороны, богатыми и объёмными оркестровками с акцентом на духовые и мечтательными напевами госпожи Сайрем под аккомпанемент акустических переборов, с другой — мрачными эпизодами с полновесными металлическими риффами и грозными хорами, воспроизводящими созерцательный эффект. Ведь мы находимся в глубинах Тамага (название ада в древнетюркской и монгольской мифологии), где правит сам Эрлик-хан.
В композиции «An Unsung Lament», посвященной богу Пану, творится и вовсе нечто запредельное: элементы хард-н-хэви, игривых эстрадных мотивов, импровизационно-джазовых и откровенно винтажных прог-роковых решений с неизменным оркестром непостижимым образом сливаются в единое целое без малейших диссонансов и сомнительных моментов. Многословные вокальные (сольные и в формате «канона») партии просто фантастические и в своё время могли бы вдохновить самих Queen, благо звучат они как раз в духе 1970-х.
Ритуальное заклинание-проклятье с обилием латинизмов «Maleficium» демонстрирует совершенно иной спектр — более мрачный, гипнотический, театральный, но с бесподобной оперной составляющей, разбитой на роли. Нечто древнее, грозное, и эстетически притягательное.
Далее нам предлагают испробовать «Ayahuasca» — питьевой отвар из трав, употребляемый индейскими шаманами для приобщения к миру духов. Композиция обладает приятной хитовостью и выстроена на характерном пафосном стаффе Therion с монументальными хорами, но даёт волю гипнотическим ретро-клавишным и зацикленным аккордам с подчеркнутой басовой линией, чтобы во второй части погрузиться в плавное, эфемерное измерение, где душа обретает невесомость. Одно из самых захватывающих и мастерски проработанных произведений альбома, подчеркивающих нынешний вектор развития Therion. И да, среди вокалистов здесь отметился Пётр Вавженюк, один из соратников Йонссона на начальном этапе «симфонической» ипостаси Therion.
После же следует подборка наиболее облегчённых, можно сказать, «легкомысленных» вещей, где внешнее убранство явно преобладает над содержимым. Так, в полном соответствии со своим названием «Baccanale» («Вакханалия») сходу вовлекает в разнузданный ритм шествия вакханок посредством отличного гитарного риффа, попутно насыщая полотно барочными мелодиями в стиле XVIII века. При этом номер от начала и до конца сохраняет бунтарский рок-н-ролльный дух не только за счёт беснующихся соло (в данном случае мы слышим дуэль Кристиана Видаля и… Кристиана Нимана), но и благодаря своей бьющей словно фонтан энергетике.
Раскатистые ритмы и монументальные напевы «Midsommarblot» поначалу могут напомнить нечто в духе альбомов «Vovin» (1998) или «Secret of the Runes» (2001). Концептуально композиция представляет собой ритуальный гимн скандинавского праздника солнцестояния, но чувствуется, что действу не хватает приличествующего масштаба и напряжения.
Мелодичная, чуть ли не поп-ориентированная «What Was Lost Shall Be Lost No More», посвященная демону Астароту, полна аристократичной манерности и выразительных оперных голосов обоих полов — манерная сюита в стиле симфо-арт-рока с ярко выраженной театральной искрометной подачей.
Композиция «Duende» повествует о мелких сверхъестественных сущностях из португальского и испанского фольклора, которых невозможно изгнать ни молитвой, ни святой водой; единственное спасение от них — бросить свой дом и переехать в другое место. В полном соответствии с концепцией песня превращается в темпераментный (даже слишком) испанский танец с жаркими ритмами фламенко, в то время как главными действующими лицами выступают Розалия Сайрем и Томас Викстрём. В целом же перформанс получился слишком уж нарочитым.
Текст «Nummo» рассказывает о духах предков из Мали (Западная Африка), а сама вещь претендует на помпезные, величавые лавры, но из-за отсутствия какого-либо развития и обрывистости рискует просто-напросто затеряться среди трек-листа.
К счастью, финал не разочаровал. Здесь нас ожидает эпическое творение «Twillight of the Gods», повествующее, как несложно догадаться, о Рагнарёке и Последней битве богов. Сама же композиция — слияние характерного Therion-стаффа с безупречным оперным сопрано Лори Льюис и влияния эпик-дума, который как нельзя лучше подчеркивает фаталистический дух и придает особую монументальность. Ну а почётным гостем здесь давний знакомый группы Матс Левен (Krux, Candlemass). Примечательно, что эта тема может напомнить нечто из репертуара шведской дум-команды Sorcerer, где играют Кристиан и Йохан Ниманы, чье участие в Therion с 2000 по 2008 принято считать настоящей эпохой.
Несмотря на свое разнообразие, «Leviathan III» значительно проигрывает своим предшественникам (особенно первой части) в плане хитовости материала и в целом производит двоякое впечатление. С одной стороны, альбом действительно разнообразен и может похвастаться оригинальными решениями, с другой — и это вполне очевидно — третий том стал собранием тех самых отложенных до лучших времён вещей. Но чтобы сформировать полноценный лонгплей, решили задействовать всё что есть, хотя некоторые темы остались на стадии черновиков и даже качественное продюсирование не в силах это скрыть.
Вполне возможно, «Leviathan» куда лучше смотрелся бы в формате дилогии, но… бизнес есть бизнес. Даже таким титанам, как Therion, приходится играть по правилам рынка и прилагать усилия, чтобы оставаться востребованными. Мы помним чудесные времена, когда проект Йонссона казался уникальнейшим явлением, новые альбомы выходили чуть ли не ежегодно, при этом каждый казался шедевром от начала до конца. Разумеется, всему есть предел: каждый музыкант в своей жизни сталкивается с творческим кризисом и тотальным опустошением. Но если музыка — твой хлеб, приходится что-то менять, дабы расширить свою потенциальную аудиторию.
Что можно сказать о трилогии «Leviathan» в целом? Ретро-стилизация вполне органично дополнила концепцию Therion, но в плане сонграйтинга всё не так гладко. Очевидно, что музыканты стремятся к более насыщенной музыкальной палитре, но не всегда этого бывает достаточно. Стоит отметить, что навыки Кристофера в плане написания оркестровок вышли на новый уровень, однако же дефицит по-настоящему сильных, въедающихся в мозг и «исторических» композиций, которые было бы не стыдно оставить в качестве «десерта» на концертах, ощущается очень остро. Вместо сокрушительных симфо-оперных глыб группа пришла к более фоновому контенту, который мало способен повлиять на сознание потенциального слушателя.
Разумеется, все эти рассуждения носят субъективный характер. Ничто не помешает давним и новым поклонникам Therion пополнить свою коллекцию свежей трилогией и даже время от времени возвращаться к ней. «Leviathan» — это ещё одна эпоха в истории легендарного проекта, игнорировать которую не следует. И тем интереснее, в каком же направлении намерен двинуться мистер Йонссон по окончании этого труда. Возможно, это будет развитие нынешнего винтажного стиля. А может быть, нечто экстраординарное, с новыми дерзкими идеями и новым составом музыкантов?..