Найти тему

Знакомство с масштабной исторической личностью важно для каждого : Уильям Пенн(часть1)

Адмирал Уильям Пенн, отец Уильяма Пенна ( имена сына и отца совпадают)
Адмирал Уильям Пенн, отец Уильяма Пенна ( имена сына и отца совпадают)

Есть статьи, где биография неординарной исторической личности искажена автором, важные фактические обстоятельства оставлены без рассмотрения, в то время как доступ к полной информации по теме доступен в официальных и проверенных источниках. Соответственно, оценка автора статьи, в которой основатель Филадельфии Уильям Пенн представлен читателю как исторический неудачник с сомнительной репутацией, а квакерство именуется баловством, выглядит как не лучший способ привлечь внимание.

На самом деле, не вовлекаясь в теологические споры, можно из официальных источников узнать, что квакерство признается религиозным течением с чистыми идеями. Так квакерство, согласно большой Российской энциклопедии, -это религиозная терпимость ко всем конфессиям, честность, пацифизм и активная благотворительная деятельность (не призыв к благотворительности, а деятельное участие в ней).

Квакеры не имели религиозных обрядов так как считали нелогичным то, что у каждой конфессии они разные, а Бог один, но признавали и уважали права других конфессий на обряды.

Активная благотворительность квакеров наглядно проявилась во время голода в России, возникшего в двадцатые годы прошлого столетия по ряду причин. Квакеры покинули свою страну для поездки в Россию в непростое для нее время (первая мировая, революция, засуха и отсутствие еды) и находились в ней долгое время, помогая с питанием, медициной и жилищем для детей, особенно незащищенных в это времея. Полностью эту тему желающие могут просмотреть самостоятельно в официальных источниках.

Эта статья посвящена Уильяму Пенну, квакеру, масштабной исторической личности, имевшей возможность удобно устроится при дворе монарха, но выбравшей путь борьбы за социальные права. Его действительно неоднократно помещали в тюрьму, но это были религиозные преследования человека, имеющего свои представления о правильном социальном пути. Фактически такие люди начали продавливать идеи социального благополучия для упорядочения всей цивилизации, уставшей от бесконечных попыток масштабных политических и религиозных завоеваний.

Уильям Пенн сын адмирала
Уильям Пенн сын адмирала

Уильям Пенн (назван в честь отца) родился в 1644 году в семье адмирала Уильяма Пенна и дочери богатого купца, заслуги адмирала были отмечены передачей в его собственность богатого поместья в Ирландии. Отец Уильяма практически постоянно находился в военно-морских экспедициях, одна из которых в Вест-Индии закончилась его неудачей и он по этой причине был на год посажен в Тауэр, но затем воссоединился с семьей в своем поместье, полученным в дар за прошлые боевые заслуги.

В детстве Уильям болел и его родители посчитали, что деревенский воздух будет полезен для него. Сельская жизнь и окружающая природа действительно понравились Уильяму настолько, что он даже занялся садоводством. После выздоровления Уильям Пенн стал обучаться у частных преподавателей, а затем- в колледже с суровыми англиканскими традициями, где прививалась серьезность, строгость, ответственность. Но все же Пенн был ребенком, поэтому вкладывал свою энергию в спорт, любил бег.

В возрасте пятнадцати лет душа и сердце юного Уильяма откликнулись на проповедь квакера-проповедника Томаса Ло, приглашенного а дом Пеннов и несправедливо преследуемого и католиками, и протестантами. В это время происходят серьезные политические изменения и семья Пеннов возвращается в Англию, где адмиралу- отцу Пенна поручается политическая миссия, связанная с восстановлением монархии в стране. Адмирал успешно справился с задачей за что посвящается в рыцари и получает высокую должность в морском флоте Британского королевства.

Отец создал для Уильяма все условия для удачной политической карьеры, однако Уильям подготовил собственный, интересный ему сценарий. В Оксфорде, прослушав курс анатомии, он решил заняться медициной. Одновременно Уильям стремился понять социальные принципы мироустройства, участвуя в интеллектуальных дискуссиях и семинарах, проводимых деканом - богословом. Но декан был уволен и студенты решили посещать его домашние лекции, рискуя быть наказанными за прослушивание религиозных лекций, разрушающих основы католической церкви. Степень важности этих лекций для Пенна была высока, поэтому он продолжал их посещать за что получил штраф и выговор от университета. Адмирал- отец Уильяма пытался воздействовать на сына, но каждый из них видел мир по- своему, поэтому спор отца и сына закончился тем, что сын в возрасте 18 лет был выставлен из родительского дома в Париж с целью изменить свои представления о религии и жизни.

Однако Уильям, обладая критическим мышлением, оценил только красоту города Парижа, а поведение его политической и экономической элиты определил как праздник тщеславия, демонстрирующий степень материальных достижений. Так как тщеславие аристократов для Уильяма было одной из форм невольной зависимости от материальных вещей, ему не интересно было высшее общество и он стал искать единомышленников , в результате познакомился с французским протестантом теологом (богословом), наставления которого слушал в течение года, изучая одновременно труды древних философов, после чего утвердился в том, что выбрал правильный вектор своего пути.

Через два года жизни во Франции Уильям возвращается к родителям, он тверд в своих взглядах, хорош в манерах и безупречен в одежде, а также намерен получить юридическое образование. Однако намерение было отложено из-за политической ситуации с Голландией, и он он решает помочь отцу в военном деле в роли эмиссара. Находясь рядом с отцом, сын оценил его личность высоко и объективно. Финал политического конфликта был успешен, но вспышка чумы помешала Уильяму Пенну получить юридическое образование, и семья Пеннов вернулась в свое поместье в Ирландии. В период эпидемии Уильям, наблюдая за поведением людей в критической ситуации, написав о том, что в этот период он осознал нерелигиозность религий, так как полиция несправедливо обвиняла квакеров в распространении чумы, и это был еще один урок политического лицемерия

По причине болезни отца, Уильям Пенн взял управление имением под свой контроль. В этот период Уильям был вдохновлен военными успехами и смелостью своего отца, а также своим первым опытом в политической сфере, поэтому решил продолжить участие в военном деле. Однако, адмирал Пенн видел, что это всего лишь юношеский азарт и было ошибкой не сказать об этом сыну. Деликатно адмирал сказал сыну :»Хотел бы, чтобы твои юношеские желания не опережали благоразумие».

Квакерство, в котором состоял Уильям, при короле Карле II притеснялось, Все конфессии, кроме англиканской церкви, преследовались, инакомыслящие заключались в тюрьму. Учителя и проповедники, не соответствующие религиозным требованиям монарха не имели права появляться в городских кварталах ближе пяти миль. Квакерские собрания в Англии были признаны преступными сообществами. В этих условиях Уильям Пенн проявляет опасное упорство, посещая собрания квакеров графства Корк, что и привело к его аресту. При задержании Уильям признался в том, что состоит в Обществе Друзей (официальное наименование квакеров), которое не имеет политической направленности , в отличии от пуритан, а значит не могут подвергаться преследованию на законном основании. Так в 22 года Уильям Пенн показал себя как юрист, и тем не менее был отправлен в тюрьму в 1665 году. Из заключения его освободил отец, но между сыном и отцом, придерживающегося традиционной для Англии религии, возник конфликт без возможности прийти к соглашению. В результате адмирал, занимавший высокое положение при дворе короля, принял решение избавиться от неразрешимой проблемы и вновь выставил Уильяма Пенна из дома, лишив его права на наследство.

Джорд Фокс- основатель квакерства (Общество друзей)
Джорд Фокс- основатель квакерства (Общество друзей)

Бесприютного Пенна приняли в семье квакера Джорджа Фокса, яркая биография которого заслуживает отдельной истории: этот человек считал простой образ жизни единственно естественным образом жизни для гармоничного общества, в котором преобладает творческое начало. Квакеры были опрятны, но носили простое платье , они не снимали шляпы перед знатными вельможами, не признавали клятвы, в том числе и присягу королю, считая всех людей равными перед Богом. Таким образом, идеалы квакеры освободили их и от уплаты десятины, считавшейся обязательной в католичестве, что значительно раздражало власть. Поскольку квакеры признавали прямую связь человека с Богом, у них не было единой молитвы, на своих собраниях каждый из них напрямую. обращался к Создателю со своей молчаливой молитвой Основная церемония квакерства — групповая молчаливая молитва в доме собраний. Квакерская жизнь была по душе Пенну , так как позволяла ему быть в гармонии с самим собой, а то, что его выбор закрыл ему доступ в элитное общество его уже не волновало.

В 1659 году королевский трон занял Карл II, в этот период все религии, кроме англиканства, были запрещены. Однако друг Пенна- Фокс в разных городах Англии успешно распространял идеи о том, что «Бог, сотворивший мир, не живёт в рукотворных храмах», нивелируя власть церкви над прихожанами. Фокс приветствовал процесс церковных преобразований и способствовал утверждению главного принципа современной политической истории — права человека, которые положены в основу современных нормативных актов всех демократических государств. Пенн сопровождал Фокса в путешествиях. В своих сочинениях Уильям Пенн обосновывал правовую составляющую квакерства, став первым теоретиком и юридическим защитником квакерства, придав идеям логичную последовательность и системность.

В 1669 г. Пенн вернулся в Ирландию для того, чтобы привести в порядок дела по земельным владениям отца и там познакомился со своими единомышленниками, одним из них был местный лидер квакеров Уильям Моррис.

В 1670 г. Пенну были поручено ведение дел британского военно-морского флота. Выполняя поручение Уильям Пенн познакомился с будущим королем Англии. Оценки религии и монархии у молодых людей совпали, несмотря на то, что будущий король был католиком.

Продолжение следует..