Попали мне в руки уникальные документы конца 30-хх гг ХХ века о состоянии косторезной артели и школы в селе Ломоносово Холмогорского района Архангельской области. Это своеобразные источники из той эпохи (акты, докладные записки, отчеты) с соответствующим языком, идеологией и особой подковерной борьбой. Одна докладная записка запустила цепную реакцию. В Ломоносово потянулись многочисленные комиссии, из Москвы в Архангельск полетели правительственные телеграммы, приехала даже одна столичная инспекция.
Публикую часть этих документов, иллюстрируя их фотографиями села Ломоносово в марте 2024 года, в том числе зданий, которые стояли еще в 30-ее годы.
Докладная записка Председателю Облисполкома от инструктора Облисполкома Крупенникова о проверке Ломоносовской косторезной артели.
В Ломоносовской косторезной артели как и в направлении развития ее производства, так и в самом производстве имеется ряд существенных крупных недостатков. Трудящиеся нашего Союза любят искусство и ценят его. Непрерывный рост материального и культурного уровня трудящихся все более повышает спрос на высоко-художественные изделия. Ломоносовская косторезная артель не учитывает тех повышенных требований трудящихся и все свое производство свело к выработке одних мунштуков. По сути дела художественная резьба по кости сведена уровень первоначального, исторического ее развития производства одних ремесленных изделий.
В артели около 60 человек занято в производстве. Среди них имеется 15 высококвалифицированных, талантливых мастеров, которые могут сделать какую угодно, доступную для кости, вещь. Такие мастера как Козицин, Штанг и др. делали ажурные вещи на Парижскую выставку. Ряд экспонатов сделали на всемирную Нью-Йорскую выставку и эти мастера в настоящее время сидят также на выработке мунштуков , не найдя применения своего мастерства.
Ученики, окончившие школу художественной резьбы по кости, где они вырабатывали замечательные ажурные вещи, перешли в артель и также садятся на выработку ремесленных изделий. И повысить свои знания в артели они не могут.
И до сих пор Производсоюз и Холмогорский райисполком ориентировали косторезную артель в основе на производство товаров широкого потребления на выработку брошек, пуговиц, ножей, игрушек и др. товаров ширпотреба.
Правда, производить товары ширпотреба артель может и должна, для этого у ней есть люди и сырье. Но ориентировать артель художественной резьбы по кости в наше время в основе на производство ремесленных изделий я считаю, что это будет не верно. Основной задачей артели должна быть выработка высоко-художественных изделий и произведений: барельефов, статуэток, т.е. таких изделий, которые оставили бы память о советском искусстве нашего времени и его мастерах ни в одну сотню лет, а может быть и тысячу и своим искусством украшали бы наши клубы, избы-читальни, красные уголки и т.д. А при заботливом и умелом отношении к делу спрос на такие изделия может быть очень большим.
Президиум облисполкома должен наметить определенные основные направления работы Ломоносовской косторезной артели.
Вся постановка работы артели ни в какой мере не способствует развертыванию высокохудожественного косторезного искусства . Во-первых правление артели никакой работы по обеспечению артели постоянными заказами на художественные изделия не производило и не производит. Если и были какие-то заказы, то они носили случайный характер, что и привело артель к выработке одних мунштуков. Во-вторых дальнейшему развитию художественного творчества поставлена природа. До сих пор мастера создавали свои произведения и главным образом связанные с окружающей действительностью. Но теперь они копируют готовые, кем-то надуманные и не всегда осмысленные модели. А сами мастера разработать какую-либо тему, создать концепцию не могут, т. К. на эту разработку и написание рисунка требуется положит не мало времени, а за это им никто не оплачивает. Совершенно справедливо бросает упрек правлению артели мастер……….он говорит: «У меня имеется много замыслов по разработке ряда произведений, но осуществить свои замыслы я не могу, так как на это потребуется не мало времени, а за это время никто не заплатит, а своих средств я не имею». А если мастер и разработает какое-либо произведение и сделает вещь, то ему не плотят до тех пор покуда эта вещь не будет продана. А это опять же упирается в бюджет мастера.
Эта преграда должна быть снята. Правление артели должно выделить особые средства на развертывание художественного творчества и всемерно его поощрять.
Большое значение в деле дальнейшего совершенства художественной резьбы по кости и дальнейшего развертывания косторезного искусства могла бы иметь организация при артели и школе комнаты-музея. За период развития косторезного искусства Холмогорскими мастерами не мало было создано замечательных художественных произведений, немало произведений создано и со времени организации кустарей-одиночек в артель. Но в самой артели ни об истории развития этого искусства , ни о настоящих произведениях, никаких следов нет и не остается. Мастера сделают вещь, отправят ее заказчику и после ее не остается даже фотоснимка. Но в музеях СССР произведения холмогорских мастеров хранятся с давних времен, почему не сконцентрировать с эти произведений фотоснимков в артели. Но и не было бы ущербом для артели, если бы она с некоторых более замечательных настоящих произведений оставила бы копии. На тех произведениях могли бы совершенствоваться и другие мастера.
Говорят, что такая комната-музей будет дорога. Но как бы она не была дорога, но для дальнейшего развития косторезного искусства она необходима и для артели вполне посильна. И в решении президиума облисполкома этот вопрос по моему долен найти свое отражение.
С развертыванием производства артели в сторону высокохудожественных изделий необходимо освободить артель ни в коем не связанных с ней производств. Как например, гончарное дело, что либо позаимствовать гончарное дело у художественной резьбы по кости ничего не может и наоборот. Производственных связей никаких нет. Сырье у обоих производств совершенно различное, а поэтому гончарное дело кроме как отвлекать артель от основного производства никакой пользы дать не может.
Другое дело роговое производство. Оно во-первых будет полезно для более эффективного использования отходов сырья рогового и косторезного , так как можно делать комбинированные вещи. Во-вторых можно делать художественные и роговые изделия. Кроме того, имеется прямая производственная связь, даже станки и другие инструменты для того и другого производства могут быть одни и теже.
О руководстве артели
В артели работает членов и нечленов около 60 человек /учета личного состава в артели нет/. По соцположению: дети адмовысланых и спецпереселенцев, детдомовцы и дети колхозников. В возрасте 16-20 лет. Одни детдомовцы люди совершенно свободные от мелко-буржуазной психологии. Другие дети -адмовысланных воспитывались в совершенно других условиях. Был такой факт: в Октябрьские торжества 7-го ноября один из детей адмвысланных сорвал со школы флаг и затоптал его в снег. Этот факт говорит за то, что среди этого состава людей есть лица и котрреволюционного настроения. Разность соцсостава артели, молодой восприимчивый возраст требует очень чуткого и умелого руководства. Малейшая ошибка может отразиться и на производстве и на настроении молодых членов артели.
Был такой факт: в школу была привезена одежда, где были костюмы, два из этих костюмов были даны детям адмовысланных. Сразу же после этого в обком комсомола поступило заявление, что снабжают в первую очередь детей адмовысланных, а детдомовцам ничего не дают. Этот факт проверяется. Но и в противном случае это факт говорит о не умелом подходе к этому составу.
Второй факт: один из лучших мастеров Христофоров /его работа барельеф товарища Сталина на Парижской выставке получила премию/ ушел с работу потому что ему не создали условий для работы. Он сын кулака, его стали презирать и он ушел, выучился на шофера и теперь работает шофером, но он и там остается сыном кулака, не создай условий для работы и он будет вынужден уйти и оттуда. Другое дело, если эти лица ведут контрреволюционную работу, тогда их нужно судить. Если и сын кулака, да он хочет честно работать в нашей трудовой семье, то наша обязанность создать все условия для работы. Тем самым создать все условия, чтобы дети кулаков работали на пользу социализма.
Несмотря на то, что в артели значительная часть имеется детей адмовысланных и кулаков, правление артели на эти вопросы не обращает и не обращало внимания.
Может ли председатель артели тов. Митляев обеспечить надлежащее руководство? Выявленные бригадой факты говорят об обратном. Хотя проводимые выше факты и не относятся непосредственно к т. Митляеву, так как они происходили до его пребывания в артели. Но при нем были следующие факты:
Миляев во время рабочего дня, у себя в кабинете организовал пьянку. В пьянке участвовали: Митляев, бухгалтер, зав. Производством и один из молодых мастеров, которого они посылали за вином. Через несколько дней зав. Производством появляется на работе в пьяном виде. Через несколько время появляется на работу в дрезину пьяный сам председатель артели Митляев.
Зашел в роговой цех и там устроил дебош с мастером рогового цеха, так как ранее они с ним по-ссорились. Митляев снял со стенки круглую полку, бросил ее на пол со словами:
«Мне не нужно рогового производства и я его угроблю» . Правда, все это делал он в пьяном виде, но отношение его к роговому производству, как указано в акте говорит за то , что Митляев и действительно хотел его угробить. Все эти факты не могли отразиться и на рядовых членов артели. Стали появляться на работы в пьяном виде и рядовые члены артели. При нас один из мастеров пьяный пришел на работу и в оправдание себя, что он пьяный пришел на работу говорит: «Митляев пил, бухгалтер пил, зав. Производством пил, а я за вином ходил».
Эти факты говорят на прямое разложение трудовой дисциплины и члены артели видят, что положение с их руководством не нормальное. И не случайно на производственном совещании представителям производсоюза задавали такие вопросы: «А на долго нам их прислали?» /речь шла о Миляеве и бухгалтере, которого он перетащил из Черного Яра, где они вместе работали/.
Или факт заслуживающий особого внимания, с членом артели Козициным.
Козицин молодой мастер, ему только 20 лет. Комсомолец, лучший производственник. Стахановец. Его члены артели выдвинули на должность зам. Председателя артели, но его постигло несчастье умер отец, заболела мать, чтобы помочь больной матери дома он стал просить у Митляева отпуск. Митляев отпуска не дал. Через несколько время Козицин по служебному делу поехал в Архангельск, а на обратном пути заехал к матери. Мать попросила его съездить на мельницу и он пробыл дома два дня. По приезду Митляев поставил этот вопрос на правлении артели и внес предложение Козицина из состава правления исключить и дать строгий выговор. Члены правления это предложение не приняли и объявили Козицину за его проступок выговор. На второй день Митляев созывает общее собрание. Все невзгоды артели сваливает на Козицина, а Козицину не дает и говорит, что «виноватый найдет оправдание» и Козицина исключают из состава правления и отдают под суд: Козицин подал заявление производсоюз, в котором свою вину признает, но решение артели считает неправильным. Когда в этом деле разобрались, то оказалась, что вся инициатива по исключению Козицина из состава правления была лично Митляева. Когда этот вопрос поставили вторично на общем собрании, то члены артели в своих выступлениях признавая свою ошибку заявляли, что мы так строго поступили с Козициным за то, что он прогулял два дня, а почему же Митляев имеет ряд прогулов и более продолжительных и деньги за эти прогулы получает и он ни перед кем не отвечает.
Этот факт прямого гонения на члена артели и, видимо, рассчитанный, застраховать себя на всякий случай.
Все эти факты говорят, что Митляев своим поведением и отношением к членам артели не укрепляет трудовую дисциплину, а разлагает.
Как Митляев руководит производством это видно из одного факта, это использование сырья.
Как известно сырьем для косторезной артели является моржевая и мамонтова кость и простая кость. Как видно первые два вида сырья очень дорогие и особенно мамонтова кость, добыча которой производится не по какому-то заранее обдуманному плану, а является случайной находкой. А поэтому и расход этого вида сырья должен быть очень экономен и не на всякую вещь ширпотреба, а только на высокохудожественные произведения, т.е. такие произведения, которые будущим поколениям оставили представление о мамонтовой кости. А артель такое ценное сырье использует, надо прямо заявить, хищнически. На производство мундштуков расходуется лучшая моржовая кость. И дело поставлено так, что малейший недостаток и болванка бросается как негодная. Нами обнаружено в одном ящике 1000 штук негодных болванок. Когда эти болванки разобрали, то оказалось, что около 50% не имеют никаких недостатков, чтобы сделать из них цельный не нарезной мундштук, а из остальных 50% можно сделать нарезные мундштуки, часть можно было бы употребить на комбинированные мундштуки из кости и рога и таким образом все сырье на 100% было бы употреблено в дело. Прекрасные мундштуки выходят из шадры , но шадра эта выбрасывается как негодное сырье. Таким же образом, на те же мундштуки расходуется мамонтовая кость, а простой кости в артели нет и правление артели почему-то ее не заготовляет и если бы Облисполком организовал проверку работы позднее, то через два месяца у артели не было бы ни одного килограмма сырья и артель пришлось бы распускать. Все эти факты поведения Митляева и его руководства говорят за то , что Митляев сидит не на своем месте и пока окончательно не развалил всю работу артели его надо оттуда освободить.
О ШКОЛЕ
В этом же здании, где размещается мастерская артели помещается и школа художественной резьбы по кости. До сих пор школа находилась в системе производсоюза, в настоящее время школа переходит в ведение Всекомпросвета. Школа организована по принципу школы фабрично-заводского типа и должна дать образование в объеме 7 классов. Но вся постановка работы школы далеко не отвечает требованиям школы ФЗУ. Школа не имеет программ, не хватает учебников, нет наглядных пособий. Кроме того в школе с самого начала нет преподавателей по математике, географии, черчению и физкультуре. Преподается только 4 дисциплины: русский язык, история, рисование и политграмота, причем политграмоту преподает преподаватель, который имеет образование в объеме этой же школы. История хотя и преподается, но учебников нет. В итоге получается, что образовательный кругозор окончивших эту школу будет не выше 5 групп.
Если говорить, что мастер должен сам самостоятельно разработать любую тему и создавать композиции, то тот общеобразовательный и политический уровень, который учащиеся получают в этой школе, ни в какой мере не может обеспечить поставленной перед мастером задачи.
Облисполком на вопросы подготовки кадров косторезного искусства должен обратить особое внимание, необходимо организовать учебу в школе таким образом, чтобы она давал общеобразовательный и политический уровень ни в коем случае не ниже 7 классов. Кроме того для повышения общеобразовательного и политического уровня мастеров, необходимо предложит производсоюзу организовать вечернюю школу без отрыва от производства. Необходимо добиться того, чтобы мастер косторезного искусства был не только мастером, но и мастером-художником, который действительно мог бы самостоятельно разрабатывать произведение, только тогда косторезное искусство займет свое надлежащее место и эта задача в настоящее время вполне выполнима.
5 января 1939 года.
Акт 1938 года декабря месяца 28 дня, мы нижеподписавшиеся бригада Облисполкома в составе: инструктора Облисполкома т. Крупенникова А.А., членов президиума Архпроизводсоюза Нахалова П.М. – зав. Планово-производственным отделом Союза, Колтовского А.П. – зав. Сектором Стройматериалов и председателя Ревкомиссии артели тов. Штанга, в присутствии председателя артели Метляева и зав.производством артели тов. Дорофеева А.А, членов Правления артели Тряпициной У.С., Винокуровой А.М., гл. бухгалтера артели тов. Рахманова А.Н. , чего числа произвели проверку деятельности Ломоносовской косторезной артели и установили:
1. По состоянию на 28/12-1938 года личного состава точно не установили, так как учета не производилось, не установлено также и число вольнонаемных рабочих.
Председатель Правления артели Метляев не принимал совершенно никаких мер к кооперированию работающих в артели, хуже того, поданные заявления о приеме в члены до сего времени не разобраны и затеривались.
2. Состояние промфонда и оборудования
Артели имеет деревянное здание, выстроенное в 1935-1936 г. Полезная световая площадь и кубатура вполне отвечают современным требованиям. В здании размещены: 2 мастерские, в которых производят художественные изделия, в одной мастерской расположен распиловочный и роговой цех, в одной мастерской хранятся готовые изделия и др. материалы, в том же здании имеется хороший красный уголок, столовая и контора.
Все мастерские, столовая , контора и красный уголок к зиме совершенно не подготовлены. Рамы не остеклены, печки не отремонтированы, полы не перебраны, дрова для отопления доставляются с перебоями, из-за чего температура в мастерских достигает – 3 (с 23 по 27/12 - 1938).
Мастерские, контора и все остальные помещения содержатся в антисанитарном состоянии , что безусловно ведет в повышению заболеваемости. В результате этого положения все мастера вынуждены работать в верхней одежде и то только 50% рабочего дня. Лампами и керосином мастерские не обеспечены.
А) рабочие места не отвечают современным требованиям художественного производства. Верстаки грязные, изрубленные, стании (столбики) совершенно не приспособлены (кустарные), табуретки для сидения мастеров расшатаны (ничего не покрашено) часть из них поломано. Станков и инструментов недостаточно, на ___человек работающих имеется токарный и полировочный станки, изношенность которых составляет 50%.
Отпущенные средства по смете адм.хоз. расходов специально на текущий ремонт в сумме 500 р. Не израсходованы.
Совершенно недостаточно мелкого инструмента (терцуги, топорики, шила, напильники, особенно бархатки и пр.), ни один из мастеров не обеспечен полным набором инструментов, а имеющий инструмент и оборудование не закреплены за отдельными мастерами. Нет совершенно мастера для направления инструментов. Все это привело к тому, что на производстве есть систематические простои и не смотря на такие безобразия при наличии всех возможностей к устранению, Правление артели не приняло никаких мер.
3. Производственная деятельность
В артели имеются производства:
а) производство художественно-косторезных изделий
б) производство гончарной посуды
в) производство деревянной игрушки
Невыполнение плана по производству художественных изделий объясняется тем, что в первом полугодии 38 г. Из-за отсутствия кости Артель не работала, а также не в меньше мере влияет плохая организация труда и простои. По гончарному производству невыполнение плана можно объяснить только нежеланием и безответственностью правления артели. Имеющиеся мастера из-за необеспеченности подсобными материалами и топливом были вынуждены уйти производства в конце сентября месяца.
Между тем, этот цех в течении года мог бы дать изделий ширпотреба до 20 тыс. рублей для трудящихся р-на.
По деревянной игрушке план не выполнен по причине отсутствия мастера на протяжении 3 кв 1938 года. В 4 кв. 1938 года при наличии всех возможностей организовать игрушечное производство (имеется мастер, сырье) Правление артели совершенно ничего не сделало, лишь ограничившись переводом мастера на месячную ставку 300 рублей.
4. Организация труда и дисциплина
Работа производится бригадным методом, между тем, надо отметить, что организация бригад произведена без учета квалификации мастеров, что безусловно влияет на качество выпускаемых изделий.
Социалистические методы труды, стахановское движение, ударничество и соцсоревнование совершенно отсутствуют. Как факт, на сегодняшний день из ____человек работающих нет ни одного стахановца и ударника, тогда как имеются хорошие производственники, вполне заслуживающие этого звания.
Показатели работы по выполнению плана не ставятся на обсуждение производственных совещаний. Правление артели и заведующий производством , явным образом не дооценивают этого важнейшего участка работы.
Дисциплина на производстве и среди административно-управленческого аппарата, начиная от председателя Правления, зав. Производства и бухгалтера артели отсутствуют. Как факт 5 ноября Председатель правления тов. Метляев, бухгалтер Рахманов, мастер рогового производства тов. Хамов выехали из артели домой и до 16 ноября не являлись на работу под предлогом бездорожья. В это время артель находилась совершенно без руководства, между тем за это время они получили зарплату. Весь административно-управленческий персонал относится к работе безответственно, на работу систематически опаздывают. Был случай когда заведующий производством тов. Дорофеев 21/12-1938 года принимал изделия в пьяном виде, что безусловно отрицательно влияет на работающих.
Не лучше обстоит дело и на производстве, где прогулы и опоздания вошли в систему и никакой борьбы с прогулами не ведется. Контроль за работой административно-управленческого аппарата совершенно отсутствует.
Работа Ревкомиссии сводится к снятию остатков материальных ценностей , результаты ревизии не доводятся до членской массы.
5. Состояние художественного оформления.
Художественное оформление находится на низком уровне. Творческие силы и способности коллектива мастеров не используются. Большинство мастеров в практической работе пользуются тематикой Московского художественного института, между тем изделия с этой тематикой не имеют спроса. Как факт, за весь 1939 год не создано новых образцов мелкого ассортимента, за исключением изделий для выставок. Художественное рисование среди мастеров для повышения их квалификации не проводится, несмотря на то, что для большой части мастеров оно необходимо.
6. Заготовка и использование сырья
1) Сырьевой базой косторезного производства является моржовая и частично простая кость. Заготовка мамонтовой кости связана с большими трудностями, так как она является ископаемой, заготовка моржового клыка проходит также беспланово, т. Е. случайными получениями.
Начиная с 1932 года по 1937 год апрель получила кости только 1000 кл. , тогда как в 1938 с мая месяца отпущено артели 6403 кг, в т.ч. мамонтовой 467, моржовой 5976 кл.
Учет о фактическом расходовании кости отсутствует, на складе до двух тонн разного отхода кости, последняя списана за счет производства (обезличена и обесценена) этим самым завышают себестоимость изделий и понижают рентабельность артели (прибыль).
К расходованию сырья правление артели относилось не только безответственно, но и преступно. Мамонтовая кость в большинстве своем израсходована не по назначению (на мундштуки, трубки, портсигары).
Моржовая кость распиливается и расходуется на одни только мундштуки без учета выработки другого ассортимента, в результате этого получается отход до 50% и совершенно не применяется в производстве местная простая кость и дерево твердых пород, несмотря на неоднократное указание союза, что дало бы сэкономить полноценное сырье, правление мер не приняло.
7. Ассортимент и качество
Правление артели не приняло никаких мер в части реализации постановления партии и правительства от ……… о производстве товаров ширпотреба и расширения ассортимента, а наоборот, вместо расширения – сократили производство до одних мундштуков, так что художественное производство сведено до уровня ремесленного…
Бытовые условия
Бытовые условия у части артели и работающих на производстве невыносимы, Есть случаи, что члены артели в холодное время из-за отсутствия дров жили по четыре дня в нетопленных квартирах…
Докладная записка о состоянии школы
Ломоносовская школа художественной резьбы по кости является единственной во всем СССР. Находится она в с. Ломоносовском , Холмогорского района.
Открыта школа в 1928 году. Срок обучения 3 года. Школа помещается в 2-х этажном деревянном доме, специально построенном для школы, но здание требует капитального ремонта. Школа размещается внизу и вверху занимая 3 мастерских, 2 классных комнаты для теоретических занятий, 2 зала, учительскую библиотеку, красный уголок, кабинет и квартиру директора.
Нет в школе раздевалки. Санитарное состояние школьного помещения неудвовлетворительное, так как технические служащие плохо проводят уборку. Не имеется бачков для питьевой воды, умывальников, полотенец, мыла, аптечек. Все это безобразие по санитарному состоянию школьного помещения, директор тов. Детков давно мог бы устранить, но т. Детков считает такое положение нормальным и даже акт санитарной комиссии представителей Архпромкассы от 29/1-1939 г. Не только выполняет, но т. Детков его опровергает и толкает на это обслуживающий персонал и коллектив школы.
В одном здании со школой помещаются мастерские, столовая и контора косторезной артели…
В настоящее время в школе обучается 60 человек: из них в 1 классе – 28, во 2 классе – 14, и в 3 классе – 18. На 1/9-38 г. Поступило 240 заявлений, приехало на испытания 52 человека. В 1 класс принято 30 человек, во второй – 2. Прием в школу в этом году прошел неудволетворительно, во первых потому что прием был объявлен поздно 21 августа 1939 года, т.е. когда все учебные заведения провели полное укомплектование.
В течении года выбыли 2 человека из 1 класса. Ученик Ситников исключен за хулиганство. Мурашев перешел учится в г. Архангельск.
Из 60 человек учащихся школы в общежитиях живет 34 человека, 20 мальчиков и 14 девочек. Общежития располагаются в двух одноэтажных зданиях, расположенных в километре от школы. Общежития крайне маленькие, особенно скученно живут мальчики. Санитарное состояние общежитий неудовлетворительно, есть тараканы. Оборудования инвентарем в общежитиях крайне бедно. Нет столов, стульев, недостаток постельных принадлежностей. Постели набиты соломой, последняя перетерлась, спать учащимся жестко.
Все учащиеся получают стипендию в 1 классе от 45-65 руб. , во втором от 50 до 75 руб., в 3 классе от 60-80 руб. Выдача стипендии происходит 2 раза в месяц без задержек со стороны администрации школы.
Обеды учащиеся получают в столовой косторезной школы, но стоимость обедов высока, так как качество низко. Стоимость 1 блюда от 1 рубля, 2-го от 1 руб. 40 коп. Поведение посетителей некультурно: крик, шум, очереди и т.п. В результате дороговизны, живущие в общежитие питаются самостоятельно, в основном хлебом, сахаром и чаем.
Наиболее необеспеченные материально учащиеся редко, но все же получают единовременные пособия. Так, например, воспитанница Кировского детского дома, уч-ца 1 класса Садик, получила пособие от школы в размере 65 руб. из средств полученных школой от продажи ученических изделий из кости.
Штаты
Т. Детков является директором школы, преподает историю и географию, но специального образования не имеет. В данной школе в качестве директора работает 2-ой год. Как руководитель учреждения, с работой справляется плохо.
Т. Деткова преподает русский язык и заведует школьной библиотекой. Образование среднее. В данной школе работает с октября месяца 1938 года. Т. Деткова не развернула работу библиотеки и не проявила себя как классный руководитель 2-го класса.
Т. Горшкова преподает рисование , композицию рисунка и скульптуру. Окончила Ломоносовскую школу художественной резьбы по кости и художественное училище им. Калинина в Москве. Работает учительницей первый год, но проявила себя, как хороший работник.
Т. Гурьев – инструктор по производственному обучению учащихся 1-го класса, член и лучший мастер косторезной артели. В школе к работе приступил с 1 февраля 1939 года.
Т. Козицин – инстурктор по производственному обучению учеников 2-го класса. Бывший ученик этой школы, теперь мастер и член косторезной артели. Сначала т. Козицин работал с 1 классом, но не умея работать по школьным программам и учебным планам, развалил производственное обучение первого класса , давая учащимся знания и навыки не в системе, а беря программный материал из второго и третьего класса.
Т. Штанг – инструктор по производственному обучению в 3 классе. Бывший ученик этой школы, теперь лучший мастер и член косторезной артели.
Т. Штанг работает инструктором в школе 3-ий год, ведя обучение учащихся с 1-го класса. Этот инструктор развитый, инициативный, умеющий передать свой опыт молодежи. Т. Штанг сумел хорошо организовать класс для работы и дать учащимся полноценные знания художественной резьбы по кости…