Найти тему
What A Movie

Как Кирстен Данст обыграла Голливуд

Кирстен Данст подъезжает ко мне на чёрном Chevrolet 4x4, одетая во всё чёрное и в тёмных очках, и, не заглушая двигатель, кричит: «Поехали!».

Мы планировали пойти выпить кофе, но Данст передумала. Пятница, первые числа марта, на часах начало четвёртого дня, светит солнце, и она только что пришла с родительского собрания. Она на лёгком кураже – возможно, так повлияли хорошие оценки сына или жгучий малиновый энeргeтик, который стоит в подстаканнике рядом с ней. «Я могу выпить только половину, – говорит она. – Но это помогает мне пережить день».

Уже почти вечер, и я предлагаю поехать в бар. «Не могу пить во время интервью, – говорит актриса. – Иначе скажу что-нибудь плохое». Но она предпочла бы пойти в бар. Данст нажимает на педаль газа и шутит: «Чтобы добраться туда быстрее, придётся нарушaть».

Всё так же не заглушая двигатель, она отправляет меня разведать обстановку за очень закрытой на вид дверью какой-то забегаловки в нескольких минутах езды от её дома на озере Толука. «Глухо», – констатирую я. «Жаль», – отвечает она, когда я снова сажусь в машину. Потому что теперь ей придётся отвезти меня в какое-то совсем не крутое место.

Photo: Thomas Whiteside
Photo: Thomas Whiteside

Этим «некрутым местом» оказывается семейный виски-бар, принадлежащий ей. «Пойдем через задний ход», – говорит она, как человек, который часто сюда наведывается. Это любимое место её детей – здесь готовят отличные сырные тосты. А место действительно не крутое: коричневая клетчатая обивка на сиденьях, олдскульные пивные кружки, свисающие с потолка, и резьба по дереву на стенах, изображающая уток. О, и набор рогов? Это так освежающе не по-лосанджелесски. В меню есть заявление-отказ от ответственности: «Наши блюда не являются безглютеновыми и веганскими, и мы не можем дать таких гарантий». В пять часов вечера, рассказывает Данст, сюда приходят родители и их дети, идущие домой из школы.

«Может быть, мне придётся выпить», – говорит актриса, стоя в очереди в бар. Я предлагаю «Маргариту». «Они делают отличную «Маргариту», – отзывается она.

Мы возвращаемся за наш угловой столик с двумя бокалами великолепной «Маргариты». Кураж Данст растёт, когда она замечает родителей, которых только что видела на родительском собрании. «Боже мой. Это так смешно, – говорит она. – Кажется, родительское собрание перекочевало прямиком в бар. Я рада, что не одинока».

Я говорю ей, что надеюсь, что её решение выпить во время интервью не окажется ужасным. «Это зависит от тебя», – говорит она, и мы чокаемся бокалами.

Photo: Thomas Whiteside
Photo: Thomas Whiteside

Давайте кое-что проясним: вам действительно не стоит беспокоиться о Кирстен Данст. Она хороша. Хорошо кypит сигареты в зоне для курения на церемонии вручения премии «Оскар». Обложки журналов с ней одна за другой хороши. Её главные роли в ожидаемых блокбастерах также хороши.

Но это на самом деле всего лишь видимая часть той жизни, которую она прожила. Вдали от внимания общественности, здесь, в долине Сан-Фернандо, она ходит в кино (недавно она очень весело провела время, смотря «Кто Угодно, Кроме Тебя»), играет в теннис, заглядывает в местный ресторан за тостами с сыром и «Маргаритой», ходит куда-нибудь поужинать со своим мужем, актёром Джесси Племонсом. В общем и целом – занимается красивыми обыденными вещами, которые не гарантированы актёрам, начавшим работать в три года.

В прошлом месяце Данст дала интервью, которое заставило людей думать (после того, как это интервью было пропущено через агрегаторы новостей и сведено к цитате, вырванной из контекста), что она не так уж и хороша. Она сказала, что взяла перерыв в актёрской деятельности, и что ей стали предлагать только «роли грустных мам» после фильма «Власть Пса» 2021 года, в котором её «роль грустной мамы» в пыльной Монтане 1920-х годов принесла ей заслуженную номинацию на «Оскар».

То, как это было подано – что ролевые ограничения ускорили этот перерыв в работе или, выражаясь более грубо, что она изо всех сил пыталась найти работу – неверно истолковало позицию Данст.

«Как дела у Кирстен Данст»?, – спрашиваю я просто чтобы убедиться. «Я в полном порядке!» – искренне отвечает она, улыбаясь.

«Получать роли несложно, – говорит актриса. – Я просто не хочу над чем-то работать, потому что большинство из предлагаемых ролей не очень хороши –давайте будем называть вещи своими именами». Племонс шутит, что она не может просто работать с режиссёрами – за последние семь лет она снималась только в фильмах Алекса Гарленда, Джейн Кэмпион и Софии Копполы – но Данст не уверена, что согласна с этим. Ей не нужно работать. «Я работаю с трёх лет. Большинство людей, проработавших так долго, уже на пенсии. Я заслужила быть разборчивой».

Photo: Thomas Whiteside
Photo: Thomas Whiteside

А ещё (и это большое «а также») она воспитывает двоих маленьких детей. «На мой взгляд, я и не отдыхала. Я работаю матерью на полную ставку», – говорит она. Между «Властью Пса» 2021 года и «Падением Империи» этого года – новым фильмом Алекса Гарленда, в котором Данст играет военного фотографа, документирующего, как США трещат по швам – актриса родила второго сына. «Нашему младшему исполнился год, когда я снималась в «Падении Империи», – говорит она. – Женщине требуется много времени, чтобы поправиться после родов. Мое тело ещё не пришло в форму во время тех съёмок». Сейчас она балансирует между работой и материнством. «Я либо подтираю зaдницy, либо даю интервью. Между этим у меня буквально нет свободного времени».

«Однако люди часто видят в тебе ту последнюю роль, которую ты сыграл», – говорит она. Это так. «Это похоже на последнее интервью, понимаете, о чём я? Кажется, люди очень хотят поговорить о моём последнем интервью. Это так скучно».

«Они такие, – она говорит детским голосом, – «О, представляете, ей предлагали только эти «роли грустных мам». Ну, типа, да, я не хочу играть депрессивных [мамочек]. После «Меланхолии» мне предлагали исключительно депрессивные вещи. Вот почему я снялась в комедии. Я не одна из тех актрис. Я чувствую, что на данном этапе своей жизни я могу сыграть кого угодно. Я не боюсь. Я лучше сделаю что-нибудь странное и необычное и поработаю с начинающим режиссёром, чем сделаю что-нибудь тривиальное и посредственное, потому что от этого я просто впаду в депрессию».

Я говорю, что людям, судя по всему, понравилось то, что она была откровенно честна в отношении фильмов о супергероях. Она сказала, что подумает о роли в ещё одном, потому что «там платят много денег». «Среди актёров так говорить не принято», – сообщаю ей я. «Они так не говорят? – смеётся она. – Правда? Так вот почему эти фильмы снимают!». И она снова смеётся, немного громче прежнего.

По крайней мере, это было одной из причин, по которой она снялась в «Человеке-Пауке» в 2002 году, но тогда, на заре современной эпохи фильмов по комиксам, во всём этом было немного больше чистоты и вкуса. «Думаю, тогда это было более простодушно и наивно, – говорит она. – Сэм Рэйми был культовым режиссёром, поэтому казалось, что мы снимаем инди-фильм, замаскированный под фильм о супергероях».

Кто-нибудь просил её вернуться к роли в фильме «Человек-Паук: Нет Пути Домой»? «Нет, нет, никто. Я бы вернулась».

Этот фильм она не смотрела, поэтому точно не знает, как бы это выглядело, но ей нравится идея неожиданного пересмотра отношений Мэри Джейн и Питера Паркера. «Было бы забавно сказать: «Окей, давайте возьмем Тоби [Магуайра] и меня и снимем это в странной инди-манере, не похожей на другие фильмы о супергероях», – говорит актриса. – Например, как «Хроника». Это могло бы быть круто».

«Маргарита» даёт о себе знать. «Люди хотят, чтобы мы сняли ещё один фильм из серии «Добейся Успеха», – говорит она. – Я хочу сказать, что в таком случае сценарий должен быть действительно хорошим, и я не знаю, каковы будут наши роли или что-то в этом роде… Я говорила об этом с Пейтоном Ридом, режиссёром».

По её словам, в современном кинематографе это имеет большой смысл. Почему нет? Совсем недавно вышел ремейк «Дрянных Девчонок», и, думаю, сейчас женщины моего возраста, как ни странно, являются самыми влиятельными зрителями».

Photo: Thomas Whiteside
Photo: Thomas Whiteside

За тридцать восемь лет киностажа Данст индустрия сильно изменилась, и большую часть этого времени актриса провела, пытаясь сохранить то, что, собственно, делает её Кирстен Данст. Лицо, с которым она родилась. Вкус к фильмам, которые немного странные. Друзей и семью, которых не волнует, что она звезда (примерно в середине распития нашей «Маргариты» она извиняется и звонит мужу своей подруги, которая рожает, чтобы узнать, как у неё дела).

Данст выросла примерно в пяти минутах от того места, где мы сейчас находимся, в долине Сан-Фернандо. Будучи подростком, она ходила в закусочную Patys и пила молочные коктейли со своей лучшей подругой, которая до сих пор остается её лучшей подругой. Её мать, которая «руководила» карьерой Данст на протяжении всей юности актрисы, следовала за ними на своей машине, чтобы убедиться, что они туда благополучно доберутся. (Данст узнала об этом годы спустя). «Мои подростковые годы кажутся очень невинными и защищёнными», – говорит она. Её кинокарьера, начавшаяся с «Костра Тщеславий», когда ей было восемь лет, вошла в весьма активную фазу с «Интервью С Вампиром», когда ей было двенадцать, не разрушила этот период её жизни, а привела лишь к кратковременным пропускам школы, где самым тревожным событием стало то, что она, вернувшись однажды, забыла код от своего шкафчика. «У меня также были очень хорошие друзья, так что я могла оставить всю эту чушь [позади] и заняться тем, что было действительно важно на тот момент».

По ее словам, Долина – самое «нормальное» место для жизни в Лос-Анджелесе, поэтому она вернулась сюда после пребывания в Нью-Йорке, когда ей было двадцать. «Просто оглянитесь вокруг, – говорит Данст. – Это не те люди, что потягивают смузи из Erewhon и одеты в повседневную одежду спортивного стиля – мы могли бы находиться в любом заурядном городке на западном побережье США, хотя на самом деле мы находимся даже не в миле от водонапорной башни Warner Bros. Здесь только родители в сдержанной smart-casual одежде. Конечно, все здесь, наверное, богаты, но нет никаких намёков на претенциозность. Можно назвать это «тихой роскошью». На другой стороне холма определённо есть стиль», – говорит Данст.

Такому образу Данст никогда не пыталась подражать, будучи даже на пике своей славы, когда никто не мог по праву обвинить её в том, что она поддалась влиянию тенденций или примеру своих друзей или коллег.

Photo: Thomas Whiteside
Photo: Thomas Whiteside

Как ни странно, её большой момент «до и после» произошёл в лондонском Waitrose. Это случилось сразу после выхода «Человека-Паука», и кто-то попросил её о совместном фото. «Я тогда подумала: «О, вот здесь всё и заканчивается, – говорит она. – Для меня это был огромный сдвиг».

Однако она считает, что ей повезло, что она уже не молода и не пользуется такой славой, как тогда. «Теперь молодым людям приходится гораздо хуже. У каждого есть смартфон и всё сложнее быть самим собой и быть свободным. Я чувствую себя прекрасно. А они так переживают за свой имидж... Это так странно. Скрывать лицо за фильтрами и тому подобное».

Данст всегда сопротивлялась многочисленным попыткам окружающих изменить её внешность. Во время съёмок «Человека-Паука» один из продюсеров без предупреждения отвел её к стоматологу и посоветовал выровнять зубы. «А я такая: «Нет, мне нравятся мои зубы», – вспоминает она. На одной из лондонских премьер фильма она носила тёмный оттенок помады и чёрное платье от Rodarte в стиле панк и получила нелестный отзыв от студии Sony, которая финансировала фильм. «В студии сказали: «Она выглядит очень готично». И им это не понравилось, вероятно, потому, что они хотели, чтобы я выглядела как сексуальная молодая женщина, которая понравится более широкому кругу тех, кто захочет купить билеты в кино». Она не обратила на это внимания. «Я никогда не была такой девушкой. Никогда».

Photo: Dave Benett / Getty Images
Photo: Dave Benett / Getty Images

Данст объясняет свою стойкость перед лицом такого пристального внимания отчасти своими отношениями с Софией Копполой, которая пригласила её на роль в фильм «Девственницы-Самоубийцы» в конце 90-х. «В 16 лет у меня была София [Коппола], которая думала, что я очень крутая и красивая, хотя на самом деле я такой не была. Она говорила: «Мне нравятся твои зубы!».

На актрису сильно повлияло и то, что за ней присматривала старшая сестра, на которую она равнялась и которая могла сказать ей: «Ты идеальна такая, какая ты есть». Это помогло ей игнорировать все остальные высказывания о её внешности. «Тогда я этого не осознавала, – говорит Данст. – Я осознала это позже, когда принимала решения не исправлять зубы, не увеличивать губы, или что там ещё популярно делать».

Я решила это давно: я не собираюсь уродовать лицо уколами или пластическими операциями. Я лучше состарюсь естественным путём и буду играть хорошие роли.

Photo: Thomas Whiteside
Photo: Thomas Whiteside

Я рассказываю ей, что в ходе своих журналистских поисков я наткнулся на

её биографический портрет, написанный в начале 2000-х, прямо перед выходом «Человека-Паука», в котором автор называет её «психологически несформированной» и «хихикающей девчонкой» и, похоже, критикует широту её познаний в кино. На тот момент ей было девятнадцать.

Данст не вспоминает об этом, но она помнит, как трудно было молодой женщине находиться в центре внимания в то время, когда подобные разговоры о женщинах были в порядке вещей. «Теперь я могу получать удовольствие от работы актрисой в этой индустрии. Но раньше я чувствовала себя неуверенно. Я не чувствовала, что для меня там есть место».

На её долю выпало немало конфликтов. На съёмках «Человека-Паука» был помощник режиссёра, который на протяжении всего съёмочного процесса называл её «девчушкой». Это была шутка, но, по словам актрисы, она её злила. Она снова встретилась с тем же помощником режиссёра двадцать лет спустя на съёмочной площадке «Падения Империи», и не смогла молчать. «Я сказала: «Меня очень смущало то, что вы, ребята, так делали», и он такой: «Мне очень жаль». Они думали, что это мило. Но это не звучит мило», – говорит Данст.

Однако она не хочет рассказывать подробно о своём худшем опыте. «Один режиссёр однажды спросил меня о чём-то неуместном, – говорит она. – Это был действительно не лучший вопрос для подростка. Это было худшее, что когда-либо со мной случалось». Она сразу же сказала матери, что не будет работать с режиссёром, имя которого сейчас отказывается называть. «Я просто не собираюсь ни с чем мириться. Ты взрослеешь и учишься справляться с ситуациями, когда люди злоупотребляют властью. Но со мной никогда не случалось ничего по-настоящему ужасного. Я никогда не оставалась в комнате наедине с кем-то, кто мог сделать что-нибудь гадкое».

Когда Данст только начинала свою карьеру в индустрии, возможностей работать за кадром было мало – в отличие от сегодняшних реалий, когда такие актрисы, как, например, Сидни Суини и Марго Робби, сделали продюсирование основной частью своей карьеры и пожинают финансовые плоды. (По слухам, Робби заработала 50 миллионов долларов на одной только «Барби» во многом благодаря своей продюсерской деятельности).

«Знаете, я бы хотела быть продюсером «Добейся Успеха», – говорит Данст. Там она шла на риск как актриса, но никто не предложил ей быть продюсером, об этом даже речь не заходила. «А ведь фильм имел огромный успех. И я была бы продюсером всех остальных фильмов, которые они сделали после. Но меня никто ни о чём даже не спросил». (У «Добейся Успеха» вышло шесть сиквелов «прямиком-на-видео» (фильмы, которые не планируются к показу в кинотеатрах в связи со своей неудачностью, малобюджетностью или по иным причинам, и потому выпускаются сразу на видео-носителях (VHS, DVD, Blu-ray и т.п.) – прим. пер.), ни в одном из которых не участвовал ни один из оригинальных актёров).

Спустя двадцать с лишним лет Данст повидала уже все стороны кинобизнеса и точно знает, что она может и хочет принять, а что – нет. У неё есть чёткое представление о том, над какими фильмами она хочет работать, и она с радостью ждёт, когда такие возможности появятся. «Я бы хотела поработать с Полом Томасом Андерсоном. Я бы хотела поработать с Жюстин Трие. Я хочу работать с режиссёрами, которые хотят снимать фильмы, которые что-то значат».

(Через три дня после нашего интервью Данст запечатлели с сигaрeтой на церемонии вручения «Оскара» рядом с Трие).

У неё также есть планы совместного продюсирования с мужем. Но она никогда не позволит работе поглотить её жизнь. «У меня нет желания весь день разговаривать по телефону, – говорит она. – Эта индустрия... она не очень хорошая. Я просто счастлива быть рядом с людьми, которых люблю».

Photo: Thomas Whiteside
Photo: Thomas Whiteside

Кирстен Данст обладает невероятной способностью выражать печаль взглядом. Возможно, именно поэтому многие знаменитые режиссёры помещают её лицо в центр кадров своих фильмов: если вы наведёте на неё камеру, ваша аудитория почувствует то, что вам нужно, чтобы они почувствовали. У невесты, находящейся в клинической дeпрeccии, в фильме Ларса фон Триера о конце света, её глаза пусты, как будто кто-то или что-то жестоко погасило свет внутри неё. В «Падении Империи» в роли вoeннoгo фотографа она демонстрирует глубокую усталость индивидуума, заглянувшего прямо в тёмное сердце человечества. Мы видим звeрства, свидeтелем которых она стала: как пoджигaют мужчину, yбивaют дeтeй, скидывают в яму пoлный тeл кузов самoсвала. И Данст может показать перeжитое одним выражением лица.

Гарленд говорит, что Данст привносит в свои роли ощущение живого опыта, которого трудно достичь. «Поскольку люди знали о ней с тех пор, как она была ребёнкoм-актёрoм, она воспринимается как человек, проживший жизнь, – говорит режиссёр. – Но это не наш обычный жизненный опыт, и в этом есть что-то неладное. К примеру, она явно сильно отличается от простого вoeннoгo фотографа. И это само по себе довольно экстремально: та среда, в которой она существовала, и сохранение в этой среде самой себя».

Имеет ли Данст представление о том, как глубоко она передаёт эмоции на экране? «Наверное, у меня грустные глаза. Или, может быть, я что-то видела, или я такая дерзкая. Я не знаю, – говорит она. – Я не грустный человек. Но я практичный человек».

У Гарленда есть более возвышенный ответ: «У некоторых людей душа глубоко скрыта. У Кирстен же она практически напоказ».

Данст попробовала несколько разных методов, чтобы повысить эту «доступность». Но не Систему Станиславского. «Что, я должна быть такой со своими детьми, когда приду домой? Говорить с акцентом? Я, честно говоря, так не могу. Кажется, это могут позволить себе только мужчины».

В «Падении Империи» Ли, персонаж Данст, документирует окончание кoнфликтa, который превратил Сoединенные Штaты в зoну мучитeльных вoeнных дeйcтвий. «Этот фильм настолько пoразительный и устрaшающий, потому что его действие происходит в Амeрикe – в месте, где в последнюю очередь думаешь, что такое может произойти», – говорит актриса.

Деталей о фильме пока мало, но мы знаем следующее: появился автoритaрный прeзидeнт (которого играет Ник Офферман), распустил ФБР и сaнкциoнировaл yдaры дрoнoв по грaждaнскoму нaселeнию. Затем aрмия сoпрoтивления во главе с Техасом и Калифорнией устроила рeвoлюцию. Ли и её коллеги мчатся в Вашингтон, намереваясь взять последнее интервью у прeзидeнтa.

Мы не пытаемся скрыть тревoгу, благодаря которой подобный фильм появился на свет: постоянно расширяющаяся пропасть между лeвыми и прaвыми подталкивает нас к переломному моменту. Данст впервые посмотрела фильм в кинотеатре вместе с мужем. «Я была так потрясена. Я не знала, что с собой делать, – говорит актриса. – Фильм кажется очень реальным. Это похоже на предупреждение или предание о том, что происходит, когда у влacти оказываются не те люди».

Джесси Племонс не должен был появиться в «Падении Империи». Но актёр, которого Гарленд имел в виду на небольшую роль солдата-психопата, в последнюю минуту отказался от участия, а Племонс просто «был рядом». «Я чувствовала, что он нам всем делает одолжение», – говорит Данст.

«Падении Империи» – их третья экранная совместная работа после «Фарго», в котором они встретились в 2016 году, и «Власть Пса». «На второй неделе совместной работы над «Фарго» я ​​сказала одному из своих лучших друзей: «Я буду с ним до конца своей жизни, – вспоминает Данст. – Он просто был моей второй половинкой».

Встреча на работе была своего рода благословением. «Сначала нужно подружиться, и это более глубокая основа для отношений. Нам нравится работать вместе, – говорит актриса. – Я очень уважаю его. И он очень уважает меня. Это хороший баланс – какие бы разговоры ни приходилось вести, они лишены лжи и притворства».

Photo: Thomas Whiteside
Photo: Thomas Whiteside

У Данст заболела голова. «Маргариты» в бокалах давно нет. Бар полон родителей и их детей. Я даю ей пачку ибупрoфeна, и она выпивает две тaблeтки. «От разговоров о себе у меня буквально заболела голова, – говорит она. – И вдобавок сегодня у меня был сеанс у пcихoлoга. Я слишком много говорю».

В течение нашего разговора мне казалось, что она чувствует себя неправильно понятой. Так ли это?

«Не знаю. Каждый должен составить о тебе своё мнение, – говорит актриса. – На самом деле не мне это решать, и я не буду переживать по этому поводу. Большинство людей что-то проецирует на других. Я всегда была самой собой, и мне кажется, что это, возможно, сбивает людей с толку, потому что я не умею притворяться».

Вот почему она нарушает эти негласные голливудские правила. Она не хочет притворяться и не нуждается в этом.

Она очень рада вернуться домой; её ждет игра с детьми её лучшей подруги. «Сейчас я как бы в мини-отпуске. Могу быть здесь и вести взрослый разговор. Я в полном порядке, если вы понимаете, о чем я».

Photo: Thomas Whiteside
Photo: Thomas Whiteside

Автор оригинальной статьи: Бен Аллен

По материалам ресурса GQ.