Аниме - это японская анимация. Это знает каждый, от мало до велика, вроде нет проблем. Но мало кто задумывался дальше. А что стоит за фразой японская анимация?
Аниме же отличает не только визуал. Если ты до сих пор думаешь, что аниме это про большие глаза, странные прически и гипертрофированные эмоции, то посмотри Девочку из Чужеземья, Истории мечей или Пинг-понг, ты удивишься, но это тоже аниме. Да и вообще японцы в начале пути их анимации много воровали у запада, пока не пришли к чему-то своему, в том числе они умыкнули и большие глаза.
Мысль в том, что аниме это не про визуал, по крайней мере не в первую очередь. Аниме это способ выражения людей, которые кардинально отличаются от нас. Японцы думают, живут, относятся к чему-либо совершенно по другому, нежели мы. Взять ту же привязанность к иерархиям. В Японии подчиненный в жизни не станет перечить начальству. Все знают, что японцы трудоголики, но мало кто знает, что они никогда не меняют место работы (или в очень редких случаях). Устроился в фирму и до конца в жизни горбатишься на неё, продвигаясь или нет по карьерной лестнице, без разницы.
И это только работа. В мировоззрении японцев есть такая штука – они верят, что у каждого предмета и места есть дух и чтят это. Японец никогда не доставит неудобств другому человеку, не станет шуметь в СВОЕЙ же квартире и есть на ходу. Это только я прошелся по верхушке, а разница чувствуется сразу. И вот эти максимально другие люди самовыражаются в виде движущихся картинок.
Вот я к чему – аниме это не просто азиатский мультик, не зря у японской анимации есть свое название. Вся суть в том, кто стоит за тем или иным произведением. Вспомнить ту же японскую живопись, вроде краски и холсты во всем мире были одинаковые, но взглянув на картину японского автора, то сразу понимаешь, что это Япония. Аниме это очень самобытная штука, не похожая на анимации других стран. В аниме отражается и вековые устои японцев, и их мышление, обычаи, мировоззрение и ещё куча вещей, которые и делают японскую анимацию такой, какой она есть.
Вот в чем моя мысль. Не было бы в аниме больших глаз и странных причесок, то оно бы все равно было бы таким же. Да и не во всех аниме рисуют большие глаза. Вот взять хотя бы тот же Аватар: Легенда об Аанге. Визуально – чисто аниме. Но по факту нет. Сериал делали американцы, вдохновленные визуалом японской анимации, и если углубиться, то многих штук, которые есть в большинстве аниме, в Аватаре нет. Кстати, анимация вдохновленная аниме, но делавшаяся американцами называется америме.
Я думаю ты уже понял мою мысль, что дело не в визуале. Кстати Легенда об Аанге топ. Аниме настолько самобытная штука, что породила кучу жанров, которых больше нигде нет. Это тоже показатель. Сёнены, сёдзё, меха и прочие. Хотя это не совсем правда, все эти жанры породила манга, но суть таже, манга это тоже самовыражение японцев.
И раз уж вспомнил мангу, то сразу про маньхуа и манхву. Манхва – корейская манга, маньхуа – китайская, эт для простоты. Вроде нарисовано точно также, но взгляни на манхву и сразу бросаются в глаза отличия. Во-первых манхва цветная!, а во-вторых идет сверху вниз. Вывод – это достаточно молодая вещь, которая создавалась ориентируясь на интернет. Я не особо шарю за манхву и маньхуа, но знаю, что там много историй основанных на игровой тематике, что тоже отображает культуру стран производителей.
И пока мы здесь, аниме зачастую это экранизация манги. Факт немаловажный, так как это тоже накладывает свой отпечаток на производстве. Считай у тебя есть готовая история, раскадровка и фан база, бери да делай, из-за чего оригинальные истории мы видим редко, чего не скажешь о той же западной анимации.
И, кстати, аниме могут рисовать вовсе не японцы. Очень распространенная практика, когда визуалом (не всем) занимаются в том же Китае, потому что это тупо дешевле. Но раз рисуют не японцы, то это не аниме получается? Нет, это аниме. Главное кто верховодит. Если режиссирует проект японец, то произведение является аниме, так как конечный продукт это видение истории режиссером. Дизайнеры, аниматоры, прочие рисоваки – это только инструменты режика. Ими он создает произведение таким, каким видит у себя в голове, основываясь на свои опыт, культуру и мировоззрение. Режиссер вообще важная фигура.
Другое дело как обозначать сериалы или фильмы, которые делаются по заказу. Тот же Нетфликс приходит в аниме студию и заказывает у них сериал, назначая японского же режиссера. Вроде бы все ничего, но этот Нетфликс может сильно влезать в этапы производства, изменяя и ломая все на свое усмотрение. Как пример тот же Киберпанк Эджраннерс, когда авторам всеми правдами пришлось отстаивать возможность добавить в сериал лолю. Благо отстояли, Ребекка клевая. Вот как обозначать такие произведения, я сам хз, никто ж по итогу полностью не расскажет каким произведение задумывала студия и как сильно его порезал заказчик.
И что мы имеем. Я однажды в одном чатике написал, что аниме могут делать только японцы. Знаешь что? Мне предъявили за расизм. Хотя я никого не делил на таких и не таких. Аниме чисто японский продукт, потому что он несет в себе уникальную культуру уникальной страны. Аниме не лучше и не хуже другой анимации, аниме просто другое. Как и американская анимация, китайская или французкая. Аниме самобытная, невероятно интересная и красивая штука, которая не только про большие глаза, странные прически и гипертрофированные эмоции, но и про культуру. Аниме - это искусство.