Волею судьбы Даниэль Готлиб Мессершмидт стал первооткрывателем сибирских древностей. Фактически он проложил другим учёным путь в суровые земли Сибири и оказался забыт на многие десятилетия.
У себя на родине, в Данциге Мессершмидт мог стать преуспевающем врачом у себя на родине, Он был прекрасно образован: имел степень по медицине, разбирался в зоологии, ботанике, знал древнегреческий и латынь. Но случилось знакомство с Петром I, император позвал учёного в Россию – «для изыскания всяких раритетов». Так в 1719 году Мессершмидт оказался в Сибири на восемь лет.
Многие считают Мессершмидта родоначальником российской археологии, хотя он плохо понимал язык. При этом жалования Даниэлю положили всего 500 рублей в год. Видимо, чиновники сразу же поняли: перед ними не приспособленный к жизни романтик, на котором не грех сэкономить. Другим экспатам на русской земле платили значительно больше.
У Мессершмидта не было даже помощников – на них тоже сэкономили. Доходило до абсурда – Даниэлю помогали шведские офицеры, попавшие в плен под Полтавой и сосланные в Сибирь.
Маршрут пролегал через дикие места. Зимой участники экспедиции страдали от лютых морозов, летом – от укусов москитов. Мессершмидт не обращал внимание на трудности и ушёл с головой в исследования: проводил раскопки, зарисовывал петроглифы и стелы, скупал у местных древние артефакты, составлял карты, собирал гербарий, набивал чучела птиц и зверей. А еще успевал писать стихи и сонеты на латыни.
Летом 1722 году из Абаканского острога на реку Брюри приехал Мессершмидт, желая осмотреть каменную стелу. Исследователь не захотел прерывать свою научную работу и даже остался ночевать в голой степи подле загадочного изваяния.
Ученые трактуют подобные стелы как образы женщин-прародительниц, покровительниц рода; изображение солнечного божества, культ которого позднее слился с культом праматери-хранительницы душ еще неродившихся детей. Их также связывают с культом духов-хозяев мест, родовыми культами и с шаманством. По одной из версий, это ось мироздания – воплощение Мировой горы, в структуре которой зашифрованы основные элементы космического устройства, где лик, высеченный в центральной части узкой грани изваяния, изображает Первосущество, давшее начало Миру.
Его точную копию Фонд "Таволга" покажет на выставке "Сны Сибири" с 18 мая 2024 года во Владивостоке в музее Арсеньева.
Спустя более 200 лет "Бирскую каменную бабу", чей необычный абрис путешественник сравнил с венгерской саблей отнесут к Окуневской археологической культуре и ранней бронзовой эпохе. В 1925 году изваяние поменяет место жительства и займет достойное место в экспозиции Этнографического отдела Русского музея (сейчас - Русский Этнографический музей). Вспомнят тогда и о Мессершмидте.
Однако долгое пребывание в Сибири дало о себе знать: в Петербург Мессершмидт вернулся полуслепыми и еле стоящим на ногах. А дальше беды посыпались одна за другой. Новый двор отказался выплатить учёному жалование. И в результате вместо аплодисментов, фейерверков и денежного дождя – опечатывание всех материалов, а также личных вещей и арест. Обвинение абсурдно: расхищение государственной казны. Вскоре оправдали, но награждать не спешили, просто дали поработать над десятитомным «Обозрением Сибири, или Три таблицы простых царств природы». Собранные им коллекции занимают достойное место в Кунсткамере. Жизнь понемногу налаживается, хотя многотомный труд с результатами экспедиции так и не издали.
Исследователь решил вернуться на родину, но по пути в Данциг корабль затонул, унеся с собой его коллекции и рукописи. Мессершмидт выжил, но лишился всего своего имущества и, главное, научных записей. В родной город он приехал абсолютно нищим. И, что еще хуже, никому там не нужным. А публиковать что-либо, относящееся к сибирской экспедиции, ему было запрещен.
Единственным светлым моментом в череде кошмарных событий была женитьба Мессершмидта на дочери петербургского аптекаря. Он утверждал, что девушка явилась к нему во сне во время сибирских тягот. Учёный умер в 1735 году, забытый всеми, не дожив до 50 лет.
А спустя 12 лет, во время пожара в Кунсткамере, погибла большая часть его сибирских коллекций. Даниэль Готлиб Мессершмидт оставался на редкость невезучим учёным даже после своей смерти.
В XX веке научное сообщество наконец признало его заслуги. Оставшиеся работы Мессершмидта – тысячи страниц со сведениями, описаниями, рисунками – всё же увидели свет и стало активно использоваться коллегами по научному цеху.
Археологические предметы древних сибирских культур, Фонд "Таволга" представит на выставке "Сны Сибири" с 18 мая 2024 года во Владивостоке в музее Арсеньева.