Найти тему

Что стоит знать о ребенке с диагнозом РАС

И обычные дети очень разные, а детей с диагнозом РАС может объединять только нежелание, а позже не умение коммуницировать с другими людьми и детьми. Как правило, у них нарушено восприятие мира, те самые 7 чувств. Причем, нарушены могут быть в любую сторону.

Многие не любят тактильных прикосновений, другие наоборот стремятся к столкновениям с окружающей средой и нет ничего лучшего, как закутать их в тяжелое одеяло и крепко-креко обнимать.

Одни дети издают громкие звуки, им не хватает шума. Другие слишком чувствительны к любому повышению голоса, к гулу голосов и т.п.

Кто-то почти не различает запахи, другим почти все страшно воняет.

И так далее...

Самое сложное для родителей - отсутствие страха или наоборот повышенная тревожность. Бабушка, подошедшая со словами: "А вот я сейчас тебя заберу к себе, раз ты так плачешь", может так напугать, что ребенок начинает просыпаться с криками среди ночи.

Подавляющее большинство детей-аутистов долго не выделяет других людей из окружающей среды, пока не преодолеет первый коммуникативный порог. В этом есть две большие проблемы:

  • пока он не воспринимает людей, он либо их избегает, либо отодвигает со своего пути;
  • когда он понимает, что от других людей можно получать удовольствие, с ними идет возрастной пробел - уровень коммуникации сверстников находится на более высоком уровне. Ребенку сложно привлечь к себе внимание и заинтересовать окружающих.

Труднее всего на этом этапе приходится детям без умственных нарушений. Они хорошо ориентируются в быту, пробел в навыках и знаниях нарастает только за счет нарушения коммуникации. Коммуникацию могут подтянуть в реабилитационных центрах, в специализированных детских садах, которых становится все меньше и меньше, и в кругу сверстников в обычном саду.

Идеального варианта не бывает, приходится смотреть, что есть рядом и что из этого лучше для ребенка. Родители сталкиваются с тем, что в обычном саду готовы кормить и поить ребенка, но не пытаются помочь ему научиться общаться. В то же время в самых обычных детских садах могут научить и правилам, и общению, и имитации, и включить ребенка в общие развивающие занятия.

С другой стороны легкий ребенок может так же оказаться на отшибе среди детей с СДВГ и серьезными нарушениями, которые требуют гораздо большего внимания. В итоге получается, что кроме коротеньких 20-минутных индивидуальных занятий, специализированный сад ребенку тоже немного дает.

Если такой ребенок оказался рядом, в большинстве случаев он выглядит странным, но дети, если их не настраивают родители, как выяснилось, интуитивно могут найти нужный подход. Пожалуй, взрослым намного сложнее из-за предвзятости и нехватки информации.

2 апреля - всемирный день распространения информации об аутизме. Просто попробуйте чуть-чуть понять этих детей. А родители и так делают все возможное, чтобы поведение родного дитя со временем стало социально приемлимым.