А в одном маленьком бельгийском городке, 😉 в него сейчас и телепортируемся.
Карильон - источник малинового звона
Мы сели в поезд «Брюссель-Антверпен», и Мехелен нашелся ровно на полдороге (30-40 минут езды). Его главная достопримечательность башня Сарумана звонница собора Святого Румбольда видна с перрона. А когда видишь эту почти 100-метровую вертикальную громадину, нет сил оставаться в стороне от удивительного города. Кстати, русское выражение «малиновый звон» родом из Мехелена. Это на нидерландском он произносится как Мехелен, а на французском звучит как Малин.
Собор Святого Румбольда строился почти 400 лет начиная с 13-го века. Шпиль его колокольни должен был «проткнуть небо» на высоте 164 метра, но вот не сложилось, и башня осталась такой, как сейчас. Мрачная и монументальная громада собора зловеще нависает над Рыночной площадью, а вокруг нее теснятся «игрушечные» домики. При приближении башня выглядит «людоедом». Какой к черту атеизм? Хочешь-не хочешь - начинаешь молиться. 😄🙏
Собор Святого Румбольда знаменит своим карильоном. Его перезвоны-переливы это и есть знаменитый «малиновый звон». Что такое карильон? Это музыкальный инструмент, состоящий из настроенных определенным образом колоколов. И в городе даже есть специальная Королевская школа, где обучаются мастера-карильонщики.
Кстати, самый первый российский карильон, для Петропавловского собора в Санк-Петербурге, Петр Первый велел создать согласно мехеленскому стандарту.
Внутри собор не так зловещ. При всём его внешнем гигантизме, внутри он легкий и даже поэтичный. Жаль только, мы не услышали пения всех его 98 колоколов. Малин, конечно же, прозвонил для нас, но без усердия, ничем не отличаясь от других бельгийских городов.
Собор Святого Румбольда открыт ежедневно с 8.30 утра до 17.30, кроме 1 января. Подняться на башню можно: с 13.00 до 18.00 каждый день, кроме субботы; с 10.00 до 18.00 по субботам; доступ закрыт 25 декабря и 1 января. Важно: последнее посещение башни возможно в 17.00. Одновременно допускаются около 25 человек. Билет стоит 8 Евро.
На улицах Мехелена витают цветочные ароматы. И форма клумб, как понимаете, не случайна.
Легенда про гасителей Луны
В каждом городе существуют легенды. Мехелен - не исключение. Есть одна и про Собор Святого Румбольда. В одну из темных летних ночей 1687 года сторож Собора проснулся и увидел пламя между шпилями башни. Конечно же, он ударил в набат! И весь город сбежался к Собору в полной ненависти к антверпенцам (а кто еще мог поджечь их любимую башню?!) и в полной уверенности, что надо потушить пожар любой ценой (это же символ города!). А все оказалось прозаично – ПОЛНОЛУНИЕ. 😄👌 Яркие отсветы луны и показались тем самым всепожирающим огнем.
Антверпенцы не остались в долгу, и окрестили мехеленцев «гасителями Луны». Думали будет смешно, а получилось красиво.
Гасители Луны.
Странная кукла на одеяле
Еще одно украшение Рыночной площади (Гроте Маркт) - городская ратуша. Она состоит из трех частей - «кружевного» дома суконщиков, благородного дворца в стиле «пламенеющий готики» и какого-то невзрачного домика.
У стен невзрачного домика - интересная скульптура: пружинящий на одеяле человечек. Оказалось, что это легендарная кукла Op-Signoorke – символ города с XVII века.
Этакий символический дурачок, кладезь всякого рода неправд и пороков - с множеством прозвищ - пьяница, гуляка, пройдоха, бабник, шут... С 1647 года жители Мехелена устраивали торжественные процессии, во главе которых несли деревянную куклу Op-Signoorke, подбрасывая вверх с шутливой песенкой. Кстати, оригинал куклы (жуткий и ужасный) хранится в музее Хоф ван Буслейден тремя кварталами севернее.
Оригинал. Увы, фото не мое, мы музей не посещали, бюджет поездки был сильно ограничен.
Заметили кружева на кукле? Фирменные!
Мехельнское кружево или малин - признанный бренд Мехелена. Цветочные мотивы, тончайшая прозрачность! Особым шиком считается носить это кружево поверх одежды другого цвета. Все средневековые модники имели в своём гардеробе жабо и манжеты из Мехелена. Современники слегка отстают...
Кабанчик на крыше
Недалеко от Гроте Маркт на стене одного из старых домов обнаружился вот такой наив с цирковой тематикой. Меня растрогало другое - портрет маленького кабанчика на крыше! К тому времени я уже успела полюбить оригинал всей душой - куда бы я не смотрела на Гроте Маркт, я все время находила взглядом эту самую крышу и этого самого кабанчика.
А вот собственно оригинал! Дом старый - 1774 года, кабанчик же не по возрасту молод и красив. К тому же смельчак. Редкая свинья заберется на высоту четвертого этажа.
Иногда, отвлекаясь от кабанчика, я всё же посматривала и на другие домики.
Некоторые из них были откровенно заброшенные.
Этот дом я назвала «Домом страданий одинокой доярки».
Собор Петра и Павла в Мехелене возведен в конце XVII века на углу площади Веемаркт (Скотной площади).
Дворец не очень хороших людей
Посетили мы и бывший дворец Маргариты Австрийской. В нём провел свою юность Карл Пятый (под присмотром тётки Маргариты), здесь же когда-то гостил кровавый герцог Альба.
В общем у дворца репутация резиденции не очень хороших людей...
А с 1796 года во дворце заседает городской суд, что тоже не добавляет имиджу дворца особой сказочности. Тем не менее внутренний дворик дворца доступен и живописен: когда-то (лет так 400 назад) здесь должно быть прогуливались дамы в шуршащих кринолинах, одаривая кружевными платками благородных (и не благородных) рыцарей.
Буквально в 500 метрах от дворца есть небольшой и скромный собор Святого Иоанна, построенный в XV веке в стиле барокко. Его алтарь украшал великий Рубенс. Именно здесь можно увидеть его картину «Поклонение волхвов». Собор открыт для свободного посещения.
Роа, саксофонист и послесловие
А ещё в Мехелене нашёлся рисунок Роа. Бельгийский художник стрит-арта рисует по всему миру чёрно-белых животных: крыс, кроликов, свиней, мёртвых и полуживых птиц, часто с жутковатыми анатомическими подробностями. Его работы трудно с чем-либо спутать. «Кабаны» Роа живут на одной из улиц Брюсселя, «Крысу» он поселил под крышу одного старого мехеленского дома. Если интересно, портфолио Роа здесь. Кстати, в 2010-м Роа был в Москве, любопытно какого зверя и где он там оставил?.. Я не встречала.
...саксофонист на Гроте Маркт признавался в любви маленькому бельгийскому городку и за себя, и за нас. Без слов, красиво и печально.
В 1572 году испанцы дотла сожгли город... Смотришь на всю эту уютную красоту и не веришь.