Всем привет! В данной статье представлен материал исследования об наименованиях цветов. Материалом исследования послужили тексты рекламы к декоративной косметике, представленные на сайтах ведущих интернет-магазинов косметики, в частности, на русском.
Страна в названии цвета, говорит о месте изобретения рецепта изготовления красящего пигмента или распространенности цвета. Все помнят особенный синий цвет марокканских домов.
Железо и кобальт в названии краски могут рассказать о ее составе. Но почему-то, когда мы выбираем помаду, румяна, тени, тон пудры профессиональное для живописи знание цветов вовсе не помогает. Там названия такие: горько-сладкий, золотистый каштан, лосось, малина, ниагара, папоротник, рубин. А производители тканей используют джинсовый синий, винтовочный, есть и традиционная берлинская лазурь, серая белка, королевский синий, капри (не думаю, что в данном случае речь идет о стране производителе красителя). В автомобильном бизнесе названия цветов такие: юпитер, мокрый асфальт, мурена. Почему же такие разные названия цветов выбирают представители различных производственных отраслей?
На примере анализа цветов помад мы исследовали эту тему.
Цвет, как языковой, так и культурный, исторический и психологический носитель информации, обременен множеством значений, накопившихся за многие века существования народов.
ПРАГМОНИМЫ -
Товары, пользующиеся повседневным спросом населения, в ономастической литературе именуются различными терминами: товарные знаки, словесные знаки, номенклатурные названия (номинации, знаки), прагмонимы. В статье будет использоваться термин прагмоним.
Прагмонимы выделяются как один из разрядов имён собственных, но однозначного определения данного термина в лингвистике до сих пор не дано.
Центральное понятие ономасиологии (наука об именах) , требующее детального рассмотрения, – понятие номинации. «Номинация есть процесс и результат наименования, при котором языковые элементы соотносятся с обозначаемыми ими объектами» [Гак 1977: 237].
Однако, в лингвистической литературе по отношению к прагмонимам употребляется еще и термин «коммерческая номинация». Следуя из названия, это номинация, ориентированная на получение коммерческого эффекта.
Исследователем [Новичихина 2003: 3] предложена следующая классификация коммерческих наименований:
1. По степени мотивированности: мотивированные – немотивированные.
2. По степени прозрачности: прямые – непрямые.
3. По структуре: однословные –составные.
С помощью коммерческой номинации, характеризующейся наличием закрепленной социальной информации, формируется конкретный образ и объект идентифицируется.
СОЗДАНИЕ ЦВЕТОНАИМЕНОВАНИЙ И МОТИВИРОВОЧНЫЕ ПРИЗНАКИ
Для создания цветообозначений в рекламе используются различные мотивировочные признаки. В результате проведенного нами анализа было выделено 5 категорий мотивировочных признаков, в частности «Флора», «Напитки», «Еда», «Фрукты», «Природа», которые являются источником для создания цветонаименований.
ФЛОРА
По количеству цветообозначений эта категория наиболее обширна в российской рекламе. Она включает в себя цвета, названия которых образованы от растений, цветов, деревьев, кустарников. Причиной многообразия флористических цветообозначений является многогранность природы.
В российской рекламе большинство цветообозначений декоративной косметики образовано от названия цветов. Наиболее часто используется конструкция прилагательное + существительное, в котором прилагательное выполняет функции:
1.Уточняющее цвет бутона, соцветия и т.д., например, чайная роза, яркая фуксия;
2.Функция эпитета, создающий яркий образ цветообозначения: восхитительная роза, соблазнительная фуксия;
3.Топоним, дающий определенную характеристику по географическому признаку, например, французская сирень.
ПРИРОДА
Как и в категории «Флора», категория «Природные объекты и явления» вызывает положительные эмоции у людей. Человек с удовольствием может наблюдать за красотой рассвета, весенним дождем и небесной синевой.
Здесь насчитывается 64 цветонаименования: туманное небо, таинственный лес, королевская лазурь, полночный океан, серебристый иней, фиолетовая галактика, багровый закат, ночная синева и др.
НАПИТКИ
Данная категория цветообозначений встречается в большем количестве в российской рекламе. В российской рекламе декоративной косметики насчитывается 19: винный, красное вино, бордо, терпкий бордовый, бургундское вино, лимончелло и др. В языке наблюдается тенденция к неоднословным цветообозначениям.
Настоящие ценители изысканных алкогольных напитков не смогут устоять перед покупкой, это и является целью рекламы.
Категория «Безалкогольные напитки» пользуется спросом в основном в сфере декоративной косметики. В российской рекламе декоративной косметики насчитывается 22 цветонаименования с данным маркетпризнаком. В языке предпочтение отдается однословным цветообозначениям. Характерной чертой, связывающей цветонаименования в русском языке, является заимствование кофейной лексики из итальянского языка. Если рассматривать значение слов, то больше предпочтение отдается горячим напиткам.
ФРУКТЫ
Этот маркетпризнак (МП) включает в себя названия всех съедобных плодов. И в российской рекламе наибольшее число цветообозначений образовано от названий фруктов и ягод. А вот цветонаименования, образованные от овощей не были представлены в языке. Столь большая популярность использования данного МП для обозначения цвета товаров объясняется тем, что в современном мире идет интенсивная пропаганда здорового образа жизни, а, следовательно, и установки о том, что фрукты, овощи, ягоды, орехи очень полезно включать в рацион питания.
В российской рекламе косметики с данным МП насчитывают – 118 цветообозначений.
ЕДА
Эта категория также является достаточно популярной. Насчитывается 42 цветообозначения декоративной косметики в российской рекламе, которые мотивированы названиями продуктов питания. Почти все наименования цветов в данном МП образованы от названий десертов и сладостей. Зачастую такие цветообозначения используют в рекламе губной помады, сравнивая губы с чем-то вкусным, сладким, что подсознательно делает товар более привлекательным.
Таким образом, мы видим, что на выбор оттенка в рекламе часто влияет область функционирования. В российских рекламных текстах используется нестандартная цветовая гамма, основанная не только на схожести предмета с цветом, но и на позитивных вкусовых ассоциациях.
Название «помада» пошло из средних веков, и пошло оно от похожих в разных романских языкaх слов «pomme/pomum» – «яблоко». Потому что популярный косметический жир получали путем мацерации (настаивании) перезрелых яблок в масле или животном сале, и полученную «помаду» употребляли для медицинских целей
Обозначение цвета имеет специфичные черты, характерные для определенной отрасли рынка. Сама тематическая сфера рекламируемых товаров дает установку на создание нужного яркого образа, на формирование оптимальной психологической мотивации. На этом все, дорогие друзья.
ИСТОЧНИКИ: