Можно ли назвать Василия Комарова (Петрова) первым известным серийным убийцей при советской власти – спорный вопрос. Преступники орудовали и раньше. Однако до него, как считается, убивали лишь банды, Василий же работал один. Впрочем, помощник у него все-таки был: однажды жена стала свидетелем его преступления и с тех пор была его сообщницей.
В период, когда действовал Комаров, милиция только начинала формироваться – возможно, поэтому поиски "Шаболовского душегуба" длились годами.
Сколько жертв на счету серийного убийцы, почему он убивал и как в итоге смогли раскрыть его преступления – рассказываем в материале РЕН ТВ.
Детский алкоголизм
По данным из открытых источников, Василий Комаров родился в 1877 году в Витебской губернии. По линии отца – Терентия, – он получил фамилию Петров. Тот был рабочим на железной дороге и очень любил выпить.
Впрочем, это пристрастие было не только у главы семьи: все домочадцы прикладывались к бутылке. Всего в семье было 12 детей и судьба большинства из них неизвестна. Однако, по данным "Lenta.RU", один из братьев закончил свои дни на каторге, куда попал за убийство начальника.
Василий же начал работать уже в 13 лет, а пить еще раньше – в 10. К слову, пил все подряд, но здоровье было крепкое: парень почти не болел.
Сменив несколько работодателей, 16-летний Комаров устроился работать с отцом. Зарплату спускал на выпивку, а если денег все равно не хватало, то подворовывал у соседей.
Семейная жизнь, тюрьма и трагедия
В 20 лет пришлось завязать с алкоголем – Василия призвали в армию. Через четыре года, когда срок службы истек, молодой человек вернулся в Витебск, где решил обзавестись семьей.
Комаров женился на односельчанке. В браке пара не скучала: они вместе выпивали, ругались, а потом дрались. Кроме того, супруги много путешествовали по Российской империи. Однако на выпивку и разъезды нужны были деньги. Несмотря на то, что Василий в то время работал на военном складе, заработанного все равно не хватало. Тогда глава семьи пошел на аферу: продал партию сушеных яблок и кое-что еще из провианта, за что и попал под суд.
Мужчина провел в тюрьме около года, а когда освободился, решил начать жизнь заново. В очередной раз бросил ревнивую жену и перебрался в Ригу.
Однако покинутая женщина вовсе не так просто восприняла уход супруга: оставшись без денег, она изменила Василию и умерла.
Впрочем, страдал из-за этого мужчина недолго и, вернувшись в Ригу, женился повторно.
Новая жизнь и статус
Новой избранницей Василия оказалась вдова с двумя детьми – полька. В отличие от предыдущего опыта Комарова, нынешняя супруга была спокойной и непьющей. Непривыкший к такому образу жизни мужчина часто поколачивал жену и детей, но деньги домой приносил, поэтому жена все терпела.
В 1915 году семейство перебралось в Поволжье из-за немецких войск, подступавших к Риге.
Когда началась революция, Василий принял сторону "красных". Создать образ угнетенного пролетария ему помог тюремный срок: мужчина выставил себя невинной жертвой царского режима. Вдаваться в детали его биографии никто не стал, и обман удался.
В тоже время Комаров освоил азы грамоты и стал активно бороться с контрреволюцией, со временем дослужившись до командира взвода. Мужчина стал принимать активное участие в казнях и со временем понял, что убийства ему приносят удовольствие.
Позже Комаров попал в плен к "белым", но сумел избежать смерти, а через год вернулся в Москву. Он окончательно отказался от фамилии "Петров", официально став Комаровым. И обзавелся солидным состоянием.
Темная сторона извозчика Василия
Есть несколько версий того, как Василий сумел разбогатеть. Так, по одной из них (самой правдоподобной), мужчина занимался грабежами и воровством в годы революции. Средств хватало на покупку дома на Шаболовке и безбедное существовании семьи на протяжении нескольких лет. Однако в начале 1921 года, когда в стране объявили Новую экономическую политику (НЭП), деньги закончились. Тогда Комаров купил лошадь и занялся извозом.
В том же 1921 году горожане стали тела крестьян. Всего москвичи нашли 22 тела.
По Москве поползли слухи о загадочном убийце, жители стали ходить по рынкам с опаской – именно оттуда зачастую пропадали погибшие. Впрочем, милиция без дела не сидела, а активно расследовала эти злодеяния: быстро было сделано предположение, что все преступления – дело рук одного человека.
Сыщики предположили, что убийца – извозчик. Однако эта профессия была очень распространена в то время, и опросить каждого было попросту невозможно. Впрочем, вскоре появилась новая зацепка, которая помогла серьезно сократить список подозреваемых.
Как смогли вычислить маньяка
Во время одного из преступлений Комаров оставил детскую пеленку как улику – незадолго до этого у Василия родился сын. Свою роль сыграла и география мест, в которой совершались убийства: жертв находили в Замоскворечье, а значит, преступник должен был жить неподалеку. Извозчика с новорожденным ребенком в Замоскворечье вычислить было куда проще. Таким образом и вышли на Комарова.
Весной 1923 года стражи порядки прибыли домой к душегубу. Чтобы не спугнуть подозреваемого, объяснили ему, что якобы ищут подпольных самогонщиков. У серийного убийцы это не вызвало подозрений, и он спокойно пустил гостей во двор. Даже наличие тела жертвы в доме не смутило мужчину.
Заподозрил неладное он только тогда, когда посетители начали слишком тщательно разглядывать пол, надеясь найти там улики. Тогда душегуб выпрыгнул в окно и бежал. Мужчина укрылся у знакомой молочницы в подмосковном селе Никольское. Там его и задержали. К слову, застали милиционеры преступника за довольно необычным занятием: маньяк писал мемуары, значительно приукрашая действительность.
Жена помогала совершать преступления, а потом вместе с мужем молилась за жертв
Выяснилось, что своих жертв Комаров искал на рынке. Там он высматривал подходящего крестьянина и предлагал купить лошадь по очень выгодной цене. Закрыть и "обмыть" сделку душегуб приглашал к себе домой. Уже там, во время застолья, он убивал покупателя и забирал деньги.
Перед тем, как пойти на поиски очередной жертвы, Василий отправлял семью на прогулку. Тем не менее однажды супруга вернулась с прогулки раньше и невольно стала свидетелем преступления мужа, на что он ей спокойно сказал: "Давай привыкать".
Женщина действительно стала привыкать. Она не обратилась в милицию, а вместо этого стала безропотно избавляться от улик. Позднее подобные "гости" стали настолько привычны жене маньяка, что она начала участвовать в застольях, усыпляя бдительность несчастных.
Более того, оказалось, что после каждого убийства, супруги молились за невинно убиенных, а иногда Василий даже приглашал в дом священника, чтобы тот провел молебен.
Чем маньяк удивил Михаила Булгакова
Позже, освещая это дело в качестве корреспондента Михаил Булгаков писал:
"Никакого желания нет писать уголовный фельетон, уверяю читателя, но нет возможности заняться ничем другим, потому что сегодня неотступно целый день сидит в голове желание все-таки этого Комарова понять. Убивал аккуратно и необычайно хозяйственно: всегда одним и тем же приемом (…). Без сожаления, но и без всякой ненависти. Выгоду имел, но не фантастически большую. У покупателя в кармане была приблизительно стоимость лошади. Никаких богатств у него в наволочках не оказалось, но он пил и ел на эти деньги и семью содержал. (...) Вне этого был обыкновенным плохим человеком, каких миллионы".
Приговор
Лучшие психиатры, осматривавшие супругов, единогласно решили, что они оба вменяемы. Впрочем, из-за хронического алкоголизм, "Шаболовского душегуба" признали дегенератом.
Своей вины маньяк не отрицал, но говорил о жертвах без сожаления, а само убийство описывал так: "Раз – и квас". Выяснилось, что подобным образом душегуб расправился с 33 жертвами, но доказать смогли только 29 преступлений.
В любом случае приговором для супругов стал расстрел. Его привели в исполнение в июле 1923 года, а детей отдали в приют.
Другие материалы в нашей рубрике "Криминал":
Маньяк нападал на детей, пока они были дома одни. Почему его долго не могли поймать?