Найти в Дзене

Недолгая слава - Горнозаводская железная дорога

Как известно, технический прогресс своим развитием обязан металлургии. Из железа и стали изготовляют инструмент и машины – до сих пор полноценной замены этим материалам нет. Также известно, что в нашей стране долгое время с качественным железом было неважно – до тех самых пор, пока Петр Великий не обратил свой взор на Урал. История металлургии на Урале насчитывает сотни лет – до сих пор воображение поражают изготовленные много веков назад изделия в так называемом Пермском зверином стиле. Уже в Новое время здесь были разведаны огромные запасы меди и железных руд – и в начале 18-го века Урал густо покрылся сетью железоделательных заводов. Предприятия располагались на берегах рек – их запруживали, а вода с плотин вращала приводы машин. Весной, в половодье, накопленные запасы готового железа сплавляли на огромных барках по высокой воде. Но такой способ транспортировки имел немалые издержки – во-первых, он был сезонным, а во-вторых, немалое количество барок разбивались о прибрежные скалы го

Как известно, технический прогресс своим развитием обязан металлургии. Из железа и стали изготовляют инструмент и машины – до сих пор полноценной замены этим материалам нет. Также известно, что в нашей стране долгое время с качественным железом было неважно – до тех самых пор, пока Петр Великий не обратил свой взор на Урал.

Фото автора
Фото автора

История металлургии на Урале насчитывает сотни лет – до сих пор воображение поражают изготовленные много веков назад изделия в так называемом Пермском зверином стиле. Уже в Новое время здесь были разведаны огромные запасы меди и железных руд – и в начале 18-го века Урал густо покрылся сетью железоделательных заводов.

Фото автора
Фото автора

Предприятия располагались на берегах рек – их запруживали, а вода с плотин вращала приводы машин. Весной, в половодье, накопленные запасы готового железа сплавляли на огромных барках по высокой воде. Но такой способ транспортировки имел немалые издержки – во-первых, он был сезонным, а во-вторых, немалое количество барок разбивались о прибрежные скалы горных рек.

Фото автора
Фото автора

Наконец, в 19-м веке прогресс дошел и до Урала – здесь была построена первая железная дорога, призванная обеспечить непрерывный вывоз продукции с горных заводов, получившая соответствующее название – Горнозаводская. Идея строительства была высказана еще в 1861 году, но воплощать ее начали лишь в 1875. Строительство в условиях пересеченной местности продвигалось очень быстро даже по нынешним временам – меньше чем через три года прошел первый поезд Пермь-Екатеринбург. Путь длиной полтысячи километров соединил основные заводские поселки Среднего Урала, железо с которых доставлялось в Пермь, а там перегружалось на речные суда, следующие по Каме.

Фото автора. Вокзал в Екатеринбурге
Фото автора. Вокзал в Екатеринбурге

В конечных пунктах были выстроены красивые вокзалы, очень похожие внешне. Дорога дала существенный толчок к развитию всего региона и постепенно обрастала новыми ветками. Поезда шли до Тюмени и Котласа, а также на север губернии. При этом дорога почти 20 лет функционировала как автономная, без соединения с другими железнодорожными магистралями страны.

Фото автора. Пермь
Фото автора. Пермь

В 1896 году ситуация поменялась, и это стало началом заката Горнозаводского направления. Небольшие заводы в уральской глубинке постепенно сходили на нет, а приоритетным направлением стало Транссибирское. Старая дорога внезапно стала тупиковой, ее значимость упала. И хотя по ней до сих пор возят важные грузы, масштаб Горнозаводской уже не тот. В основном, ей пользуются дачники, перемещаясь в пригородном направлении, и сохранился всего лишь один поезд дальнего следования.

Фото автора
Фото автора

Здесь нет красивых вокзалов и эффектных экспрессов. Но зато по пути следования еще можно увидеть следы былого величия – на многих станциях пока стоят, как памятники прошлого, мощные водонапорные башни, использовавшиеся для заправки водой паровозов.

Читайте так же:

Вновь о Василии Каменском

Хотите узнать все о наших путешествиях в Париж и на Канары, в Чехию и Германию, в Австрию, Словакию и Венгрию, в Тунис, на Кипр, в Италию , в Испанию , в Эстонию , а также по России - читайте и подписывайтесь на канал "Странствия дилетантов " . <--Кликать сюда!