Приветствую тебя, дорогой читатель!
В предыдущем посте мы рассказали о текстовой концепции арт-объектов "Два рубля", созданных для всероссийского конкурса "Искусство и Деньги" художником Иваном Замес. Сегодня хочется поговорить об общей концепции.
Приятного чтения!
Итак, смысл общей концепции заключается в мысли о том, какую роль играют деньги в жизни человека. Современное общество в мире капитализма привязано к денежному эквиваленту.
Сложно себе представить что, какой-либо гражданин или подданный (среднестатистический человек, пролетарий) мог бы повлиять на скачки валют. Это судьбоносный момент, когда обстоятельства стоят выше человеческих возможностей. Ситуация очень напоминающая концепцию детерминизма, в ключе которого, человеку остаётся только приспосабливаться к новым (в данном случае - экономическим) условиям. Согласно детерминизму, всё происходящее в мире, ход истории, а так же человеческая жизнь, предопределены либо судьбой, либо богами или же Богом (учение о предопределении, теологический детерминизм), либо природой (космологический детерминизм), либо человеческой волей (антропологическо-этический детерминизм), либо развитием общества (социальный детерминизм). К примеру, когда происходит инфляция и увеличение цен буквально связывает человеку руки. Как инфляция влияет на доходы населения? Представим, человек зарабатывает больше, но его покупательная способность не увеличивается и уровень жизни не улучшается. И проблема в том, что это сказывается не на одном человеке, а на целом обществе. В то же время при высоком уровне инфляции и обесценивании денег реальный доход будет заметно уменьшаться, а стоимость жизни — увеличиваться.
Вообще, инфляция это вполне обычный экономический процесс. При нормальных показателях инфляция бывает низкая и умеренная – цены растут до 10% в год. Ещё бывает галопирующая инфляция – когда цена поднимается уже до 50% в год. И самая страшная – гиперинфляция – более 50% в год. Возникает после войны или в кризис. Пытаясь покрыть дефицит бюджета правительство выпускает настолько много денежных знаков, что они просто становятся никому не нужны.
Приведем несколько ярких примеров гиперинфляции.
Самым громким случаем по сей день является инфляция в Венгрии. После войны с 1945 по 1946 год цены в стране удваивались каждые 15 часов, или на 207 процентов в день. Чтобы поддерживать Германию оружием страна влезала в долги, а затем ещё и теряла до 50% своего бюджета, которое имело на тот момент времени, на репарации. В тот же год центральный банк Венгрии впустил купюру номиналом в один секстиллион пенгё. И несмотря на крупный номинал это были всего лишь 2,4 американских цента.
Вторым примером будет инфляция в Зимбабве с марта 2007 года по ноябрь 2008 года, когда цены в стране удваивались почти каждые сутки, на 98% в день. Зимбабвийцы ни с кем не воевали, а дело было в том, что президент страны Роберт Мугабе забрал земли у этнических европейцев и отдал их местным жителям. В результате страна почти полностью потеряла фермеров и весь бизнес, в связи с чем, начались проблемы с продовольствием. Жителям пришлось перейти на натуральный товарообмен без участия денег.
Бывали случаи, что валюта принимала иные формы, к примеру в Саломоновском архипелаге на острове Ява расположена в буквальном смысле самая большая и самая странная валюта, некий аналог современного Блокчейна - камни раи, которые представляют собой огромные диски из известняка весом 8 тонн и диаметром 3,7 метров.
Известняк нужен был для чеканки обычных монет, но на острове его не хватало и местные жители, собираясь группами, плавали на каное 400 км в даль до соседнего острова Палау, где и добывали (майнили ) известняк. Они выдалбливали огромные глыбы и везли их на свой остров, рискуя жизнями.
Камни неподвижны, но каждый житель знает кому принадлежит тот или иной, так как перепродажа камня сопровождается торжественной церемонией.
Что касаемо ситуации на арт-рынках во время инфляции - она становится просто ужасающей. Несмотря на то, что искусство является хорошей инвестицией и как элитный алкоголь со временем только лишь дорожает и становиться актуальней, это перестает привлекать обычных людей, так как встаёт вопрос в первую очередь о выживании и пропитании. Художник в этой ситуации оказывается в очень сложном положении. Помимо того, что ему нужно так же думать о пропитании себя, инфляция приводит к росту цен на материалы, и следовательно, к подорожанию красок и других инструментов необходимых творцу, что прямым образом влияет на количество и качество его возможностей создавать искусство, которое в итоге может вовсе не иметь спроса.
Иными словами, в современном обществе капитализм все более стимулирует конкуренцию и стремление к прибыли, и все менее обращает внимание на индивидуальность. В обществе, где ценности и стандарты определяются материальными достижениями, человек, живущий духовными ценностями и творчеством, сталкивается с противоречиями и трудностями. Натиск на финансовую успешность и коммерческую ценность может оказывать отрицательное влияние на творческий процесс и самовыражение художника. Творчество является индивидуальным и не всегда может быть коммерчески успешным. Работа художника может не найти свою аудиторию и не принести ему доход. В таких случаях, творец испытывает финансовые трудности и необходимость приспосабливаться под требования рынка. Более того, сам процесс создания искусства, требует свободу мысли, вдохновение и эксперименты. Однако, в обществе, где деньги являются ключевым ориентиром, художник ощущает давление, дабы оправдывать свои творческие решения со стороны инвесторов, покупателей или иных заинтересованных сторон. Это ограничивает искусство и приводит к созданию конформистских работ, ориентированных на модные тенденции и коммерческий успех. Потребительское отношение к искусству - бич современного капитализма. В мире, где деньги определяют стоимость и ценность, искусство рассматривается как товар или статусный символ. Это приводит к цели обогащения на искусстве, а не к его истинным ценностям, таким как эмоциональное воздействие, влияние на общество и формирование культурного наследия. Однако, искусство всегда было и остается одним из самых важных выражений человеческого духа и индивидуальности. Художники могут и должны находить свой путь, сохраняя независимость и изначальную цель своего творчества.