Найти тему
Арт Zамес

Искусство и деньги

Приветствую тебя, дорогой читатель!

В предыдущем посте мы рассказали о текстовой концепции арт-объектов "Два рубля", созданных для всероссийского конкурса "Искусство и Деньги" художником Иваном Замес. Сегодня хочется поговорить об общей концепции.

Приятного чтения!

Скульптура из серии "Два рубля". Иван Замес
Скульптура из серии "Два рубля". Иван Замес

Итак, смысл общей концепции заключается в мысли о том, какую роль играют деньги в жизни человека. Современное общество в мире капитализма привязано к денежному эквиваленту.

Сложно себе представить что, какой-либо гражданин или подданный (среднестатистический человек, пролетарий) мог бы повлиять на скачки валют. Это судьбоносный момент, когда обстоятельства стоят выше человеческих возможностей. Ситуация очень напоминающая концепцию детерминизма, в ключе которого, человеку остаётся только приспосабливаться к новым (в данном случае - экономическим) условиям. Согласно детерминизму, всё происходящее в мире, ход истории, а так же человеческая жизнь, предопределены либо судьбой, либо богами или же Богом (учение о предопределении, теологический детерминизм), либо природой (космологический детерминизм), либо человеческой волей (антропологическо-этический детерминизм), либо развитием общества (социальный детерминизм). К примеру, когда происходит инфляция и увеличение цен буквально связывает человеку руки. Как инфляция влияет на доходы населения? Представим, человек зарабатывает больше, но его покупательная способность не увеличивается и уровень жизни не улучшается. И проблема в том, что это сказывается не на одном человеке, а на целом обществе. В то же время при высоком уровне инфляции и обесценивании денег реальный доход будет заметно уменьшаться, а стоимость жизни — увеличиваться.

Вообще, инфляция это вполне обычный экономический процесс. При нормальных показателях инфляция бывает низкая и умеренная – цены растут до 10% в год. Ещё бывает галопирующая инфляция – когда цена поднимается уже до 50% в год. И самая страшная – гиперинфляция – более 50% в год. Возникает после войны или в кризис. Пытаясь покрыть дефицит бюджета правительство выпускает настолько много денежных знаков, что они просто становятся никому не нужны.

Приведем несколько ярких примеров гиперинфляции.

Самым громким случаем по сей день является инфляция в Венгрии. После войны с 1945 по 1946 год цены в стране удваивались каждые 15 часов, или на 207 процентов в день. Чтобы поддерживать Германию оружием страна влезала в долги, а затем ещё и теряла до 50% своего бюджета, которое имело на тот момент времени, на репарации. В тот же год центральный банк Венгрии впустил купюру номиналом в один секстиллион пенгё. И несмотря на крупный номинал это были всего лишь 2,4 американских цента.

Один секстилион пенгё. Остров Ява
Один секстилион пенгё. Остров Ява

Вторым примером будет инфляция в Зимбабве с марта 2007 года по ноябрь 2008 года, когда цены в стране удваивались почти каждые сутки, на 98% в день. Зимбабвийцы ни с кем не воевали, а дело было в том, что президент страны Роберт Мугабе забрал земли у этнических европейцев и отдал их местным жителям. В результате страна почти полностью потеряла фермеров и весь бизнес, в связи с чем, начались проблемы с продовольствием. Жителям пришлось перейти на натуральный товарообмен без участия денег.

Камни Раи. Остров Ява
Камни Раи. Остров Ява

Бывали случаи, что валюта принимала иные формы, к примеру в Саломоновском архипелаге на острове Ява расположена в буквальном смысле самая большая и самая странная валюта, некий аналог современного Блокчейна - камни раи, которые представляют собой огромные диски из известняка весом 8 тонн и диаметром 3,7 метров.

Камни Раи. Остров Ява
Камни Раи. Остров Ява

Известняк нужен был для чеканки обычных монет, но на острове его не хватало и местные жители, собираясь группами, плавали на каное 400 км в даль до соседнего острова Палау, где и добывали (майнили ) известняк. Они выдалбливали огромные глыбы и везли их на свой остров, рискуя жизнями.

Переправа камней Рая на остров Ява
Переправа камней Рая на остров Ява

Камни неподвижны, но каждый житель знает кому принадлежит тот или иной, так как перепродажа камня сопровождается торжественной церемонией.

Камни Раи. Остров Ява
Камни Раи. Остров Ява

Что касаемо ситуации на арт-рынках во время инфляции - она становится просто ужасающей. Несмотря на то, что искусство является хорошей инвестицией и как элитный алкоголь со временем только лишь дорожает и становиться актуальней, это перестает привлекать обычных людей, так как встаёт вопрос в первую очередь о выживании и пропитании. Художник в этой ситуации оказывается в очень сложном положении. Помимо того, что ему нужно так же думать о пропитании себя, инфляция приводит к росту цен на материалы, и следовательно, к подорожанию красок и других инструментов необходимых творцу, что прямым образом влияет на количество и качество его возможностей создавать искусство, которое в итоге может вовсе не иметь спроса.

Скульптура из серии "Два рубля". Иван Замес
Скульптура из серии "Два рубля". Иван Замес

Иными словами, в современном обществе капитализм все более стимулирует конкуренцию и стремление к прибыли, и все менее обращает внимание на индивидуальность. В обществе, где ценности и стандарты определяются материальными достижениями, человек, живущий духовными ценностями и творчеством, сталкивается с противоречиями и трудностями. Натиск на финансовую успешность и коммерческую ценность может оказывать отрицательное влияние на творческий процесс и самовыражение художника. Творчество является индивидуальным и не всегда может быть коммерчески успешным. Работа художника может не найти свою аудиторию и не принести ему доход. В таких случаях, творец испытывает финансовые трудности и необходимость приспосабливаться под требования рынка. Более того, сам процесс создания искусства, требует свободу мысли, вдохновение и эксперименты. Однако, в обществе, где деньги являются ключевым ориентиром, художник ощущает давление, дабы оправдывать свои творческие решения со стороны инвесторов, покупателей или иных заинтересованных сторон. Это ограничивает искусство и приводит к созданию конформистских работ, ориентированных на модные тенденции и коммерческий успех. Потребительское отношение к искусству - бич современного капитализма. В мире, где деньги определяют стоимость и ценность, искусство рассматривается как товар или статусный символ. Это приводит к цели обогащения на искусстве, а не к его истинным ценностям, таким как эмоциональное воздействие, влияние на общество и формирование культурного наследия. Однако, искусство всегда было и остается одним из самых важных выражений человеческого духа и индивидуальности. Художники могут и должны находить свой путь, сохраняя независимость и изначальную цель своего творчества.

Скульптуры из серии "Два рубля". Иван Замес. Выставка Искусство и деньги. Omelchenko gallery
Скульптуры из серии "Два рубля". Иван Замес. Выставка Искусство и деньги. Omelchenko gallery