Отложенная жизнь
Через три дня после того, как мы расстались на вокзале в Новороссийске, моя подруга прислала мне аудиозапись ее разговора с Галиной.
- Итак, вы улетели на Север...
- Да, директор автобазы слово свое сдержал, принял мужа на работу и выделил нам комнату в семейном общежитии, где мы прожили пять лет.
Все эти годы жили одной мечтой — заработать денег на жилье и вернуться на материк. Экономили буквально на всем, даже в отпуск ни разу не съездили. А вернулись нищими. Это было 1991 году. Инфляция в стране зашкаливала, и все наши сбережения обесценились, фактически «сгорели».
Дома нас ждали с чемоданом денег, а когда выяснилось, что нам едва хватало на проживание, начались упреки, переходящие в оскорбления. Пришлось искать съемную квартиру. Но подходящей, которая пришлась бы по карману, не нашли, и мы поселились в коммуналке.
Володя никак не мог устроиться на работу и, отчаявшись, начал прикладываться к рюмке. Выпивки заканчивались обвинениями в мой адрес в том, что у нас нет детей. А когда я сказала, что на мою учительскую зарплату втроем не проживем, разразился скандалом и ушел из дома.
Его не было два дня, я не находила себе места. Хотела заявить в милицию, но хозяйка меня остановила, мол, придет, никуда не денется. Пришел он на третий день и сразу с порога заявил:
- Буду с хозяйской дочерью ездить в Польшу за ходовым товаром. Томка -девка хваткая, себе на квартиру заработала, и нам поможет. Денег подкопим, возьму машину, буду таксовать. Тогда и заживем, наконец, нормальной жизнью.
В общем, снова появилась надежда, и мы воспрянули духом. Но не надолго. Начались челночные поездки за границу. Бывало, по нескольку дней мужа не было дома. Говорил, что на таможне приходится долго простаивать, или автобус в пути сломался. А однажды вернулся без вещей и пьяный. Сказал, было разбойное нападение, и бандиты отобрали все покупки.
Поэтому каждый раз, когда он долго не возвращался, я сильно волновалась, вдруг что случилось. При этом начали одолевать сомнения, что затея с торговым бизнесом вряд-ли принесет долгожданное счастье.
Эти тревоги даром не прошли, я стала себя плохо чувствовать. Появилась сильная слабость, бессонница, резко похудела. Сначала не придавала этому значения, думала, просто устала. Но когда появились боли в животе, пришлось обратиться к врачу. При обследовании выявили опухоль в почке и назначили химию и лучевую терапию.
Для меня это был настоящий шок. А Володя, когда ему рассказала, даже не посочувствовал, лишь только и сказал, что лечение обойдется дорого, и теперь нам не видать квартиры как собственных ушей. И ушел, хлопнув дверью. От мысли, что впереди меня ничего хорошего не ждет, я не спала всю ночь. Горько было признать, что отложенная на потом жизнь для меня так и не наступит.
Утром пришел муж и сообщил, что будет жить с Тамарой. А мне, чтобы не тратить деньги за съемную комнату, посоветовал уехать к тете в Подмосковье. Другого выхода у меня нет, так я и сделаю после лечения в клинике цитокиногенетической терапии...
***
Аудиозапись закончилась, а мы с подругой под впечатлением не сложившейся жизни Галины, еще долго говорили о превратностях судьбы, о том, что случайных встреч не бывает. Знакомство с ней всколыхнуло наши воспоминания о жизни на Крайнем Севере, о северянах, которые могли бы поделиться типичными примерами из личного опыта.
Многие ведь, кто ехал на заработки или за романтикой, тоже жили в ожидании счастливого будущего. Однако гораздо больше таких, кто и на краю Земли не откладывал жизнь на потом и там обрел свое счастье.
Все, с кем позже доводилось встречаться, до сих пор с ностальгией вспоминают о годах жизни на Севере как о самых лучших годах в своей жизни. Ведь дело не в местности, где живешь, а в нас самих. Об этом очень хорошо написала в своем стихотворении Ольга Бондаренко Автономова.
Мы любим всё откладывать на завтра
Мы любим всё откладывать на «завтра»—
Работу, встречи, важные дела.
Всё сделать сразу— нет у нас азарта,
И лень, что к нам прилипла, как смола.
Порой, обидим близких, очень сильно,
Прощенья не спешим у них просить.
А жизнь ведь не у всех бывает длинной,
И на могилке плачем мы— Прости…
Да, есть дела, что «завтра» ждать не могут,
Они нам не дадут себя забыть.
Что «завтра» ждёт»— известно только Богу,
И то, что «завтра» может и не быть.
***
Валентина Зайцева
Окончание
Начало здесь https://dzen.ru/a/ZgQV_UUY8WlJ8qbn